Татьяна Павлова
Из опыта работы воспитателя «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своем здоровье с детства.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывает большое влияние на развитие головного мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память. Поэтому начинать развивать мелкую моторику малышей важно как можно раньше.
Публикация «Из опыта работы воспитателя „Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В своей работе активно использую различные упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, придерживаясь некоторых правил:
- Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.
- Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
- Работу провожу регулярно, систематически.
- Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
- Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество отставаний в развитии : не сформирована речь, память, мышление. Отстают и в эмоциональном уровне. У наших детей чаще ломаются игрушки. Новые игрушки стоят не дешево, и нет возможности приобретать разнообразные развивающие игры. Привыкнув играть в знакомые игры, дети выполняют игровые задания механически, не задумываясь.
Эта проблема и подтолкнула на создании дидактических игр на развитие мелкой моторики и развитие зрительно-двигательного восприятия. Эти игры изготовлены из подручных бросовых материалов: старые фломастеры, крышечки от соков, различные баночки, яички из под киндер сюрпризов, а так же использовались орехи, фасоль, макароны. Такие игры дают возможность “прочувствовать” свои пальцы, ладони.
Итак, какие же игры и упражнения существуют?
• Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
• Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
• Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
• Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребёнка.
Дети очень любят нанизывать на ниточки различные предметы, поэтому изготовлены такие игры, как «Собери цветок», «Собери бусы», «Разноцветная змейка», которые направлены на формирование основных сенсорных эталонов, воспитание усидчивости и терпеливости в работе. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
Игра «Цветные автомобили» направлена на развитие знания о цветах, развитие логического мышления и координации движений. Сделаны они из разноцветных баночек от йогурта, украшены аппликацией под машинку. Дети классифицируют машинки по цвету.
Игры «Рисование крышечками», «Собери картинку» - развивают согласованность пальцев рук, способствуют развитию внимания, мышления, пространственное ориентирование. Выполнены они из крышек из под сока.
Игры «Покорми белочку» и «Накорми колобка», направлены на развитие усидчивости, помогают развивать мелкую моторику рук в частности хватательных движений. Игра «Волшебные шарики» изготовлены из обычных шариков, наполненные мукой и пшеном. Из них можно «лепить» различные предметы, так как эти шарики легко принимают различную форму. Их можно сплющивать, вытягивать, округлять. Они способствуют снятию эмоционального напряжения и развитию творческих способностей. Дидактические пособия сделаны своими руками, нацелены на развитие мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера у детей с ОВЗ. В эти игры дети могут играть не только вместе со взрослыми, но и самостоятельно. В процессе игры у детей совершенствуется координация движений, гибкость кистей рук, пространственное ориентирование. Детям очень нравятся вышеперечисленные упражнения и игры, они с удовольствием занимаются на занятиях и искренне радуются своими успехами.