Папки-передвижки

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Ольга Ильинова
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

Методическая разработка на тему :

«Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через игры

с водой».

Разработала :

воспитатель Ильинова Ольга Петровна

2016г.

Содержание

Содержание…. 2

1. Пояснительная записка…. 3-4

2. Игра №1 «Плавает или тонет»…. …5

Публикация «Методическая разработка „Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой“» размещена в разделах

3. Игра №2 «Поливаем цветы»….….5

4. Игра №3 «Прыгающий шарик»….…5

5. Игра №4 «Кораблики»…. 5

6. Игра №5 «Дождик»…. 5

7. Игра №6 «Взбивание пены»…. 6

8. Игра №7 «Как вода отправилась гулять»…. 6

9. Игра №8 «Рыбалка»….6

10. Игра №9 «Самодельный водопад»….6

11. Игра №10 «Чистюли»…. 7

12. Игра №11 «Уточки плавают»….7

13. Игра №12 «Вода принимает форму»….7

14. Игра №13 «Льется водичка»…. 7

15. Игра №14 «Капли»…. 8

16. Игра №15 «Выжми мочалку»….8

17. Игра №16 «В час по чайной ложке»…. 8

18. Игра №17 «Разлить поровну»….8

19. Игра №18 «Сквозь сито»….8

Список литературы…. 9

Пояснительная записка

Игры с водой доставляют удовольствие и детям и взрослым, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Деткам нравится плескаться в воде, кидать в емкость с водой разные предметы. Такие игры благотворно влияют на психику ребят, успокаивают, создают умиротворенное состояние, гасят негативные эмоции.

Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребё нка во всех аспектах: играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению. Помимо этого, игры с водой помогают развитию мелкой моторики, координации движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно», «короткий-длинный», «высокий-низкий». Малыши начинают знакомиться с основными цветами. Игры с водой - это и театр, сфера творческой деятельности ребёнка. Я работаю в группе с детьми младшего возраста, где игры с водой стараюсь проводить систематически:

• в период адаптации детей к условиям детского сада;

• в непосредственно образовательной деятельности;

• во время утреннего приема;

• вечером после ужина;

• на прогулке в теплый период года.

Очень важно, до начала игр, познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой :

• нельзя намеренно выливать воду из плескательницы; нельзя брызгать водой на других детей;

• нельзя пробовать воду;

• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Во время игр с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей :

• Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).

• Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.

• Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.

• Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки.

Таким образом, при условии систематического педагогического руководства маленькие дети могут играть в содержательные игры с природным материалом. Игры доставляют малышам большую радость, развивают мелкую моторику и активизируют познавательную деятельность.

Игра №1 «Плавает или тонет».

Оборудование: таз, различные мелкие предметы, игрушки (хорошо использовать фигурки от Киндер – сюрприза, центр «Песок-вода»

Ход игры: Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему мелкие предметы (пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, теннисный мяч) и. т. д. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними. Проговаривайте действия выполняемые ребенком. Объясняйте, почему одни предметы тонут,а другие остаются на поверхности.

В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.

Игра №2 «Поливаем цветы».

Оборудование: детская лейка, игрушка кошка или любая другая, которая нравится ребёнку

Ход игры: В гости приходит кошка и предлагает ребятам полить цветы. Подойдите к растущему цветку и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть ребёнок сам польёт цветок. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Игра №3 «Прыгающий шарик».

Оборудование: пластмассовый шарик для тенниса

Ход игры: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе воды, не выскакивая из неё.

Игра способствует развитию зрительного внимания и установлению эмоционального контакта, между взрослым и ребёнком.

Игра №4 «Кораблики».

Оборудование: таз, бумага, центр «Песок-вода»

Ход игры: Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Попросите ребенка повторить ваши действия.

Игра может использоваться для развития дыхания. Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Игра №5 «Дождик».

Оборудование: лейка, пластмассовые игрушки, центр «Песок-вода»

Ход игры: Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте ребенку сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.

Игра способствует развитию речи и установлению эмоционального контакта, между педагогом и ребенком.

Игра №6 «Взбивание пены».

Оборудование: венчик, детское мыло, таз с водой или центр «Песок-вода», игрушка зайчик

Ход игры: Приходит в гости зайчик он хочет показать ребятам, как взбивается пена. Ребёнок наливает немного жидкого мыла и с помощью венчика взбивает пену. Наблюдает за взбитой пеной.

Игра №7 «Как вода отправилась гулять».

Оборудование: центр «Песок-вода» или таз с водой, различные предметы (губка, резиновая груша, шприц, несколько пустых ёмкостей - чашки, миски и т. д

Ход игры: Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу и шприц (без иглы). Налейте воду в тазик, и приготовьте несколько пустых ёмкостей - чашки, миски и т. д. Предложите ребёнку намочить губку и отжать её в чашку. Потом тоже проделайте с грушей и шприцем.

Любят слоники купаться

И водою обливаться.

Мы с тобой хоть не слоны,

Но с водою мы дружны.

Эта игра способствует формированию навыка практического экспериментирования, учит манипулировать предметами

Игра №8 «Рыбалка».

Оборудование: центр «Песок-вода» или таз с водой, мелкие игрушки, сачок или сито.

Ход игры: Учимся вылавливать игрушки из воды сачком.

Бросьте в тазик с водой несколько мелких игрушек. Дайте ребёнку сачок для аквариумных рыбок или ситечко. Игрушки могут плавать на поверхности или лежать на дне. Попросите выловить определённые игрушки (синий шарик, красную рыбку и т. д.).

Рыболов, какую рыбу

Ты поймал нам на обед?

Отвечает он с улыбкой:

Это вовсе не секрет!

Я сумел поймать пока,

Два дырявых башмака!

Эта игра может использоваться для развития мелкой моторики, координации движений.

Игра №9 «Самодельный водопад».

Оборудование: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан.

Ход игры: Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Эта игра развивает моторику рук.

Игра №10 «Чистюли».

Оборудование: игрушки, таз с водой, тряпочки.

Ход игры: Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава. В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть. Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.

Эта игра прививает элементарные трудовые навыки. Дать понятие о «грязном» и «чистом».

Игра №11 «Уточки плавают».

Оборудование: таз с водой, тряпочка, палочка, резиновые игрушки.

Ход игры: Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно! А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям. Была одна уточка, а теперь сколько? После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и обтереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими. Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Эта игра даёт представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Игра №12 «Вода принимает форму».

Оборудование: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан.

Ход игры: Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Воспитателю стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Игра №13 «Льется водичка».

Оборудование: таз с водой, кружки.

Ход игры: Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу (называет кто кому нальет)».

Эта игра даёт представление о свойствах воды - «льется»

Игра №14 «Капли».

Оборудование: контейнер для кубиков льда, часка с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

Ход игры: С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку.

Игра развивает мелкую моторику.

Игра №15 «Выжми мочалку».

Оборудование: две ёмкости, поролоновая губка.

Ход игры: Одну ёмкость заполните водой. Покажите ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую. Предложите попробовать самому сделать тоже самое.

Игра развивает мелкую моторику.

Игра №16 «В час по чайной ложке».

Оборудование: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.

Ход игры: Налейте воду в один стакан. Покажите ребёнку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.

Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия, пустой, полный.

Игра №17 «Разлить поровну».

Оборудование: три прозрачных стакана, кувшине или чайник с водой, салфетка.

Ход игры: Ребёнок должен разливать воду из кувшина поровну во все три стакана. Когда стаканчики наполнены, вы проверяете результат.

Работу можно повторить, вылив воду из стаканчиков обратно в кувшин.

Игра №18 «Сквозь сито».

Оборудование: стакан, сито.

Ход игры: Поставьте перед ребёнком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.

В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства вещества.

Список литературы:

1. Самые маленькие в детском саду. Сост. В. Сотникова. Линка – Пресс, 2005г.

2. Т. А. Ткаченко. Развиваем мелкую моторику. Эксмо,2007 г.

3. В. Цвентарный. Играем пальчиками, развиваем речь. Санкт Петербург, 2000г.

4. Е. А. Янушко. Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста. Москва, 2007г.

Интернет ресурсы:

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/10/01/kartoteka-igr-s-vodoy

6. https://7dourzd.ru/teachers/recommendations/97/

7. https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-pesok-i-voda.html

8. https://merypoppins.com/igry-s-vodoj-dlya-malyshej-v-detskom-sadu-i-doma/

[/h4]

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей раннего возраста в играх-экспериментах с водой (фотоотчёт)Развитие познавательной активности детей раннего возраста в играх-экспериментах с водой (фотоотчёт) Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания в результате собственного эксперимента,.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Детям необходимо.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Период работы над темой: 2015-16 учебный год (первый год) Когда предполагается закончить работу над темой: май 2017 г. Форма отчета: творческий.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Цель: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; - Формировать умение выполнять.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Автор работы воспитатель Береснева Л. И. В последнее время современные родители.

Проект «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Еремина А. А. Основной целью представленных пособий является.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Цели: показать важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»
Опубликовано: 24 июня 2016 в 20:19
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД