МААМ-картинки

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста

Ирина Ражева
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра - образное, действенное отражение жизни, она возникла из труда, и готовит подрастающее поколение к труду. Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять своего ребенка, своих воспитанников.

Публикация «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок, играя, стремится идти вперед, а не назад. Многие взрослые этого не понимают, очевидно, потому, что забыли себя в детстве. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия работают синхронно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают и развивают в ребенке : милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность, словом, все, что составляет богатство человеческой личности.

Игра - основная деятельность детей. Силой воображения игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры при сохранении в ней непосредственности жизни детей.

В последние годы на игровую деятельность дошкольников обращали пристальное внимание ведущие психологи. В этой связи необходимо упомянуть исследования Д. Б. Эльконина о социальной природе и механизме становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребёнка. Учёный сумел установить, что игровая деятельность ребёнка, многие аспекты которой, ещё не использованы в педагогическом процессе, влияет на его психическое, в частности на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. На этот момент указывают и исследования А. В. Запорожца.

В ФГОС говорится о необходимости реализации Программы, прежде всего в форме игры. Это правильный подход, но здесь есть риск превращения спонтанной детской деятельности в специфическую форму занятия. Эти проявления игры необходимо очень четко различать.

Положение об игре с мнимой ситуацией как ведущей деятельности для детей дошкольного возраста впервые было сформулировано Л. С. Выготским. В исследованиях Д. Б. Эльконина акцент смещался на ролевое поведение, и ведущим типом деятельности названа сюжетно-ролевая игра. Сегодня для обозначения детских сюжетных игр применяются разные термины: «творческая», «сюжетно-ролевая» и «самодеятельная». Чаще они используются как синонимы. При этом на вопрос: «Какая игра является ведущей деятельностью дошкольников?» педагоги уверенно отвечали «Сюжетно-ролевая».

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра - вид не продуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Исследования отечественных и зарубежных ученых, философов, социологов, историков культуры: Г. Либшер, Г. Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И Устименко, Д. Н. Кузнецов и др. отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослым. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Источником, питающим сюжетно-ролевую игру детей, является окружающий их мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Главной особенностью сюжетно-ролевой игры считается наличие в ней воображаемой ситуации, которая в свою очередь складывается из сюжета и ролей. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (дети договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.) в то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения ( например: мамы и дочки, врача и пациента, продавца и покупателя и т. Д.)

Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр в современном мире.

Используемая литература:

«Игры – шутки, игры - минутки» авт. С. А. Шмаков

«Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» авт. Н. В. Краснощекова

«Развитие игры детей дошкольного возраста» авт. Е. В. Трифонова, Е. М. Волкова, Р. И. Иванкова, И. А. Качанова

Публикации по теме:

Психология понятия и виды (внимания, ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения) Внимание Это направленность сосредоточенность сознание на объектах, имеющих для личности устойчивую или ситуативную значимость Виды внимания.

Сюжеты детских игр Игра - ведущая деятельность дошкольника, она определяет развитие основных новообразований в период дошкольного детства. Игра как вид человеческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 января 2015 в 11:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ражева (УИ 300183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД