Татьяна Детскова
Знакомим дошкольников с Конвенцией ООН «О правах ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из наиболее важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и в частности, защиты прав детей. Решение этой проблемы на разных уровнях (государственном, общественном) позволит укрепить позиции демократии в нашей стране, обеспечить права и свободу человека, условия для всестороннего развития личности.
Публикация «Знакомим дошкольников с Конвенцией ООН „О правах ребенка“» размещена в разделах
С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающий гуманистические традиции развития человеческого общества. И начинать работу по правовому воспитанию необходимо с дошкольного возраста, пока личность ребенка еще не сформировалась. Хорошо, если уже в детстве ребенок почувствует и осознает себя личностью, человеком, живущим в социуме и имеющим равные со взрослыми права, обязанности и свободы.
Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребёнка.
Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989году, стало объектом пристального внимания педагогов только в последние несколько лет. Конвенция о правах ребёнка признана во всём мире документом международного права и является образцом высокого социально-нравственного и педагогического значения. Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.
Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Проблемой является знакомство самих детей с их правами. Это сложная работа. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия "право", которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.
Вместе с тем более 5 лет существуют программы и пособия для детей младшего школьного возраста по знакомству с правами человека и правами ребенка. Среди их авторов наиболее популярны С. Шабельник и С. Усачев.
1. Опираясь, на ведущий в педагогике дошкольного детства принцип наглядности, понятно, что знакомить детей с Конвенцией необходимо с помощью доступного восприятию детей иллюстративного материала.
При этом может возникнуть ряд проблем. Например, изображение неблагополучных, и страдающих детей является для ребенка большой психологической нагрузкой. Поэтому иллюстрации должны изображать не нарушение, а соблюдение прав и норм, касающихся ребенка.
Работа с плакатами для рассматривания с детьми позволяет подробно обсудить каждое право и закрепить полученные представления детей.
2. После того как дети усвоили основные положения Конвенции; можно перейти к проблемным занятиям - размышлениям. Цель этих занятий состоит в том, чтобы каждый ребенок поставил себя в воображаемой ситуации на место обижаемого и "проиграл" возможные варианты поиска помощи и самозащиты. Эффективный прием – «знакомая сказка – свежий взгляд». Например, при обыгрывании сказки «Три поросенка» (настольный театр, драматизация, дети, обсуждая поведение героев, отвечают на вопросы: Какие права поросят нарушил волк? (право на неприкосновенность жилища, на жизнь и здоровое развитие, на отдых и досуг). При обсуждении сказки «Маша и Медведь» можно задать следующие вопросы: Какие Машины права нарушил Медведь? (на защиту от экономической эксплуатации, знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и защиту).
3. Завершить цикл занятий можно интерактивной игрой, игрой - триггером с детьми.
4. Параллельно проводится и работа с родителями: анкетирование, которое позволит выявить их отношение к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность; цикл бесед и встреч с родителями; обновление информации в уголке для родителей; раздача памяток.
Хотелось бы обратить внимание на то, что разъясняя ребенку его права, мы часто забываем упомянуть о его обязанностях. В последнее время подростки и молодежь часто говорят: «Имеем право!», «Вы обязаны», «Мы никому ничего не должны». Налицо недостатки воспитания и пробелы в знаниях. Наша задача как воспитателей познакомить детей не только с их правами, но и обязанностями, начиная с дошкольного детства.