Оксана Ващенко
Проект «Знакомство детей с творчеством художников-иллюстраторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Срок реализации проекта : краткосрочный (3 недели апреля)
Участники проекта : воспитатели группы, дети дошкольного возраста (6-7 лет, родители воспитанников.
Проблема:
Художники-иллюстраторы, кто это?
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал. Мы не всегда оцениваем труд художника, а ведь он так же трудился над созданием этой книги, как и автор текста, и так же старался, чтобы книга была интересной и понравилась нам. Дети не знают художников-иллюстраторов.
Публикация «Проект „Знакомство детей с творчеством художников-иллюстраторов“» размещена в разделах
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания детей о художниках-иллюстраторах, предоставить возможность самим побывать в этой роли.
Актуальность проекта :
Влияние книжной иллюстрации на ребенка стало актуальным с того самого времени, как только в свет вышла первая детская книга. Когда ребенок берет в руки книгу, первое, что привлекает его внимание — это яркие и красочные картинки внутри этой книги. Открывая ее, он узнает о природе, приобщается к опыту предшествующих поколений, к богатству человеческой культуры. Ведь зачастую, ребенок запоминает книжные иллюстрации на всю жизнь, а значит, картинки в книге могут повлиять на воспитание и на психику ребенка. Родители всегда должны обращать внимание на то, что именно нарисовано в детской книге, какие картинки сопровождают текст.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту :
Что мы знаем? Что хотим узнать? Где можно это узнать?
Знаем, что детские книги оформляют художники-иллюстраторы.
Знаем некоторых художников–иллюстраторов : (В. Васнецова, В. Сутееева)
Хотим узнать:
- какие художники оформляли книги;
- какие писатели сами оформляли свои книги;
Как можно отличить работы художников?
По каким признакам?
Посмотреть в книге, журнале, энциклопедии…
Посмотреть в интернете.
Спросить у мамы и папы.
Спросить у воспитателя.
Просмотр научных передач.
Цель проекта : Знакомство детей с творчеством художников-иллюстраторов детских книг.
Задачи проекта :
- Расширить и уточнить знания старших дошкольников о творчестве художников-иллюстраторов детских книг (Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов).
- Познакомить детей с выразительными средствами, индивидуальной манерой передачи образа художников-иллюстраторов детских книг (Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов).
- Развивать творческую активность в создании собственных сюжетных композиций.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге как к виду искусства; интерес к творчеству иллюстрации.
- Пополнить РППС по теме проекта.
- Взаимодействие с родителями в реализации проекта.
Формы и методы работы
Занятия продуктивного вида, рассказы, беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, дидактические игры, рассматривание альбомов, экскурсии.
Использование потенциала семьи осуществляется путем:
- участие родителей в организованной работе с дошкольниками по ознакомлению с творчеством Е. И. Чарушина и Ю. А. Васнецова
- участие родителей в совместной творческой работе при создании иллюстрированной книжки-малышки
- участие родителей в оформлении выставки «Художники-иллюстраторы»
Ожидаемый результат проектной деятельности :
Дети:
- Сформирован интерес к творчеству художников- иллюстраторов Е. И. Чарушина и Ю. А. Васнецова;
- Знают иллюстрации художников Е. И. Чарушина и Ю. А. Васнецова;
- Познакомились с индивидуальной манерой передачи образа художников-иллюстраторов детских книг (Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов);
- Проявляют интерес к оформлению своих книг.
Этапы реализации проекта
Работа над проектом разделена на 3 этапа.
Первый этап – организованный:
- определение педагогом цели и задач, прогнозирование результата проекта;
- изучение и подбор методической литературы по данной теме проекта;
- создание предметно-пространственной среды:
- подбор книг, иллюстраций, портретов;
- подбор настольно-печатных игр, дидактических игр;
- подготовка материала для художественного творчества;
- подбор художественной литературы для чтения детей с иллюстрациями разных художников-иллюстраторов;
- подбор видеоматериала;
- разработка НОД по теме.
Содержание работы с детьми:
- Беседы по выявлению знаний детей о художниках-иллюстраторах.
- Рассматривание иллюстраций в детских книгах.
Содержание работы с родителями:
- Беседы с родителями с целью выявления, какие книги они читают своим детям;
- Консультирование на тему о художниках – иллюстраторах детских книг.
- Вовлечение родителей в процесс сбора книг с иллюстрациями художников Е. И. Чарушина, Ю. А. Васнецова.
- Мотивирование родителей для совместной с ребенком творческой деятельности;
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- Помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды.
Второй этап – реализация проекта (практический) :
Работа с детьми:
НОД: Художественно-эстетическое развитие (рисование) : «Рисование иллюстраций к сказке Д. Н. Мамина - Сибиряка «Серая шейка»; «Обложка для книг сказок"; «Волшебная птица»; «Сказочные избушки Ю. А. Васнецова»; (лепка) «Мой любимый сказочный герой»; (пластилинография) «Животные Е. И. Чарушина»
Беседы: «Какие бывают книги», «Кто и как создает рисунки в книгах», "Если бы я был художником" «Сказочный мир иллюстраций Ю. А. Васнецова», «Зачарованный мир животных Е. И. Чарушина».
Рассматривание и сравнение иллюстраций сказочных домиков Е. М. Рачева и Ю. А. Васнецова, изображение зверей разных художников-анималистов.
Чтение художественной литературы :
Рассказы и сказки с иллюстрациями Е. И. Чарушина:
• Бианки В. «Мурзук», «Рассказы об охоте», «Чёрный сокол», «Красная горка»,
«Плавунчик», «Мастера без топора» и др.
• Бианки В. Рассказы и сказки. Рис. Чарушина, Курдова, Ризнича, Тырсы
• Бианки В. Лесные были и небылицы. Рис. Чарушина и Курдова
• Белышев И. «Упрямый котенок»
• Введенский А. И. «Щенок и котенок»
• Горький М. «Воробьишко»
• Карнаухова И. «Избушка на опушке»
• Лесник А. «Волк», «Встречи в лесу»
• Любимые сказки (в обработке А. Толстого и М. Булатова)
• Маршак С. «Детки в клетке», «Мой зоосад»
• Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы и сказки. Рис. Чарушина и Кобелева
• Сладков Н. «Медвежья горка»
• Смирнова Н. «Как Мишка большим медведем стал», «Про курочку»
• Пришвин М. «Зверь бурундук», «Ярик»
• Русские сказки про зверей (собрала О. Капица)
• Ушинский К. «Бишка»
• Чуковский К. «Цыпленок»
• Шварц Е. «Красная Шапочка»
• Шим Эдуард «Кто что умеет»
Произведения автора со своими собственными иллюстрациями
• Е. И. Чарушин «Про Томку», «Кто как живёт», «Вольные птицы», «Разные звери», «Медвежата», «Зверята» и др.
Рассказы и сказки с иллюстрациями Ю. А. Васнецова
• Бианки В. В. «Карабаш», «Болото»
• К. И. Чуковский «Путаница», «Краденое солнце»
• Л. Н. Толстой «Три медведя»
• С. Я. Маршак «Теремок», «Кошкин дом»
• Английские народные песенки (в переводе С. Я. Маршака)
• Русская сказка «Кот, петух и лиса» и многие другие.
• П. П. Ершов «Конек-Горбунок» (отрывок)
Рассматривание иллюстраций к произведениям Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева.
Дидактические игры: «Узнай иллюстрацию художника», «Подбери книги», «Разрезные картинки», «Найди рисунки Ю. Васнецова» (Дети рассматривают иллюстрации Васнецова и Чарушина и выбирают рисунки Васнецова).
Драматизация сказки Л. Н. Толстого «Три медведя»
Просмотр мультфильмов в стиле рисунков:
• Ю. А. Васнецова: «Кошкин дом», «Терем-Теремок», «Заячьи слезы», «Три медведя»;
• Е. М. Рачё ва: «Сивка - бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Маша и медведь», «Царевна лягушка»;
• И. Я. Билибина «Иван-царевич и серый Волк»
Выставка книг с иллюстрациями художников (Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов).
Викторина «Художник» (по иллюстрациям назвать художника – иллюстратора). «Угадай сказку» (по иллюстрациям художника назвать сказку)
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Творчество русских художников-иллюстраторов для детей», «Роль иллюстрации в воспитании ребенка».
- Совместное чтение русских народных сказок «Сивка - Бурка», «Царевна - Лягушка», «Хаврошечка», туркменской сказки «Падчерица», басен И. А. Крылова и др.
- Привлечь родителей к подбору литературы, к изготовлению книжки-малышки, альбому, презентации, дидактическим играм;
- Участие родителей в пополнении РППС по теме проекта
- Участие родителей в совместном просмотре мультфильмов в стиле рисунков Ю. А. Васнецова: «Терем - теремок», «Кошкин дом», «Заячьи слезы», «Три медведя». Е. М. Рачё ва: «Сивка - бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Маша и медведь», «Царевна лягушка»
Третий этап – заключительный:
- Книжка-малышка «Мы – художники-иллюстраторы»
- Выставка творческих работ детей
- Оформление альбома «Портреты художников-иллюстраторов»
- Итоговое мероприятие досуг «»
- Выставка совместных творческих работ детей и родителей по сказкам художников-иллюстраторов.
- Оформление и презентация проекта.
Результаты проектной деятельности :
- Имеют представление о художниках-иллюстраторах детских книг.
- Сформировано понятие об индивидуальной манере передачи образа художников-иллюстраторов детских книг (Е. И. Чарушин, Ю. А. Васнецов);
- Сформирован интерес к творчеству художников-иллюстраторов; бережное отношение к книге,
- Созданы необходимые условия для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста РППС.