МААМ-картинки

Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка

Екатерина Юдина
Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия

на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка»

Подготовила учитель-логопед Юдина Е. В.

г. Одинцово 2016 г.

Задачи:

1. Познакомить детей с такими понятиями как: буква и звук.

2. Познакомить детей с гласными и согласными звуками.

Публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка» размещена в разделах

3. Формировать понятие гласный звук, согласный звук.

4. Провести работу по дифференциации согласных и гласных звуков.

5. Отработать гласные и согласные звуки изолированно, в слогах и в словах.

6. Закрепить понятие о твердых и мягких, о звонких и глухих согласных.

7. Научить дифференцировать согласные звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости.

8. Развивать фонематический слух.

9. Развивать мышление и память.

10. Формировать навыки звукового анализа и синтеза.

11. Познакомить воспитателей детского сада с игровыми приемами и средствами по заданной теме.

Оборудование:

Карточки-символы гласных звуков, синие карточки-символы согласных звуков, синие и зеленые карточки-символы твердых и мягких согласных, карточки-символы звонких согласных, звуковые домики для дифференциации звуков, игрушки мягкие (мышка, мишка, слоник, тигруля, колокольчик, наушники, карточки-картинки (платье, сыр, кофта, кукла, бант, мед, пирамидка, кепка, пижама, мяч; ролики, зонт, барабан, журнал, портфель, шоколад, сапоги, телефон).

Л: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в страну звуков. А скажите мне, какие звуки бывают? Правильно звуки бывают разные : это и шелест травы, и звуки прибоя, и пение птиц. Но мы сегодня познакомимся со звуками нашего родного языка. Кто мне может сказать, чем отличаются звуки от букв.

Звуки-это то, что мы слышим и произносим, а буквы- это то, что мы пишем и видим.

Л: Жили-были звуки. Некоторые из них очень любили петь и поэтому их назвали гласными, от старинного слова : «глас»-голос, и подарили им красные рубашки. Когда мы произносим гласные звуки, воздушная струя свободно выходит через рот, ей ничего не мешает.

Давайте с ними познакомимся.

Логопед показывает карточки-символы гласных, дети находят заданный символ у себя и показывают логопеду.

Л: А- радостный, веселый

У- угрюмый, задумчивый

О-любит всему удивляться

И- игривый, улыбчивый

Э-медлительный, рассудительный

Ы-самый серьезный.

Но есть и другие звуки, которые не любили петь, поэтому им подарили синие рубашки и назвали согласными. Когда мы произносим согласный звук, выдыхаемая воздушная струя на своем пути встречает препятствие в виде язычка, зубов или губ.

Игра на дифференциацию гласных и согласных звуков :

Л: Я буду называть звуки, а вы должны догадаться какой это звук, гласный или согласный, и поднять соответствующую карточку (красную или синюю).

Л: А, Б, О, У, М, П, В, Р, И, Ы и т. д.

Л: Но однажды гласные и согласные звуки встретились и подружились, и появились слоги: АМ, ОП, РУ, ТЫ, КИ и т. д

Игра на определение последовательности звуков в слогах :

Я буду называть слоги, а вы попробуйте выложить из своих карточек заданный слог. (Дети должны на слух определить какой звук первый и второй : гласный или согласный)

Л: А из слогов-родились слова. Давайте сейчас составим какое-нибудь небольшое слово. Я загадаю загадку, а вы отгадайте:

Тут играем и поем, дружно весело живем,

Каждый день сюда идем, здесь друзья, второй наш дом,

Ждет с утра он всех ребят.

Наш веселый детский … (сад).

А ласково будет- САДИК. (Дети из карточек-символов составляют слово садик)

Л: Мы узнали, что в нашем родном языке есть гласные звуки и согласные. Ну а теперь мы с вами отправимся в гости к согласным звукам, ведь они бывают разными. Например: твердыми и мягкими. С ними мы сейчас и познакомимся, а помогут мне в этом, мои помощники: Мышка и Мишка.

Когда Мышка была маленькая, она говорила: М, П, В, Д, Т, К. Это твердые звуки. Они будут синего цвета. А Мишка в детстве, наоборот говорил: Мь, Пь, Вь, Дь, Кь. Это мягкие согласные, и они зеленого цвета. детей карточки-символы твердых и мягких согласных).

Игра на дифференциацию мягких и твердых согласных:

Л: Я буду называть звук, а вы догадайтесь, какой это звук, твердый или мягкий, и поднимите карточку нужного цвета.

Л: Пь, Б, Вь, Ф, К, Р, Сь и т. д.

Л: Скажите какой первый звук в слове Мышка (твердый, а в слове Мишка (мягкий? Таким образом, мы узнали, что один и тот же звук может быть и твердым и мягким. Мышка очень любит все, что звучит твердо. Она любит пшено, носит блузку и строит из кубиков башни, а Мишка, наоборот, любит то, что звучит мягко. Он ест мясо, играет на пианино, спит на мягкой перине.

Давайте узнаем, что наши друзья попросили у Деда Мороза в подарок на Новый Год.

Игра на дифференциацию твердых и мягких согласных в словах:

Л: Я буду показывать картинки, а вы определите, какой первый звук в слове. Если мягкий, то это подарок для Мишки, если твердый, то для Мышки.

( Картинки: платье, сыр, кофта, кукла, бант, мед, пирамидка, кепка, пижама, мяч).

Л: Итак мы узнали, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими, что один и тот же звук, может быть, как и твердым, так и мягким: Б-Бь, П-Пь и т. д.

Но есть звуки, которые всегда твердые- это Ш, Ж, Ц.

И всегда мягкие- Щ, Ч, Й. Эти звуки надо запомнить.

Л: А еще согласные звуки могут быть звонкими и глухими, и сейчас мы пойдем к ним в гости. А познакомят нас с ними мои друзья Тигруля и Слоник. Звонкие согласные- это те, которые мы произносим с голосом, а глухие- те, которые произносятся без голоса.

Мы можем почувствовать, какой звук мы произносим, если положим ладошку на горлышко. Когда звук звонкий, наше горлышко начинает дрожать, а если звук глухой, то горлышко не дрожит.

Игра на различение звонких и глухих согласных:

Л: Я буду называть звук, а вы определите, звонкий он или глухой и поднимите нужную карточку-символ. детей синие кружочки с колокольчиками и без).

Л: З, Ф, Ш, Ж, Р, Л, П, Б, Г и т. д.

Л: Мой помощник Тигруля любит все громкое, звонкое и никогда не расстается со своим колокольчиком, а Слоник наоборот любит тишину и покой, и чтобы Тигруля ему не мешал часто надевает на свои уши наушники.

Однажды друзья отправились в магазин и накупили много всего. Как вы думаете, что купил Слоник, а что Тигруля?

Игра на дифференциацию согласных по звонкости, глухости в словах:

Л: Я буду показывать картинки, а вы определите, какой первый звук- звонкий или глухой. Если звук звонкий, то это купил Тигруля, если глухой- то Слоник. ( Картинки: ролики, зонт, барабан, журнал, портфель, шоколад, сапоги, телефон).

Итог:

Л: Сегодня мы узнали, что звуки бывают гласными и согласными. Согласные звуки бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими.

Итоговая игра:

Перед детьми лежат три звуковых домика : на гласные звуки, на согласные- звонкие, твердые, мягкие, на согласные- глухие, твердые, мягкие. У детей полный набор карточек-символов.

Л: А, Пь, З, Рь, К, Д, Ль, Фь, Р, У, О, Б, Зь и т. д

Дети дают характеристику звуку и кладут соответствующую карточку –символ в нужный домик.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края» Дидактическая настольная игра «Природа родного края» для детей старшего дошкольного возраста. ЦЕЛЬ ИГРЫ: уточнить и обобщить знания детей.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с архитектурой нашего города» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с архитектурными сооружениями столицы, некоторыми историческими сведениями о них; учить.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство со скульптурой» Воспитатели: Бондаренко А. А. и Попова С. А. Программные задачи: продолжать знакомить детей с различными жанрами скульптуры, с материалами.

Конспект НОД «Волшебный мир калмыцкого танца» к декаде калмыцкого языка, посвящённой международному Дню родного языка ВОЛШЕБНЫЙ МИР КАЛМЫЦКОГО ТАНЦА (открытое занятие в рамках декады калмыцкого языка, посвящённой международному дню родного языка) Цель: Обобщить.

Конспект занятия. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с деревом «Рябина» Цель: Продолжать расширять знания детей о деревьях родного города. Задачи: Учить сравнивать несколько деревьев по внешнему виду (толщине.

Консультация «Знакомство родителей с подвижными играми для детей старшего дошкольного возраста» Знакомство с родителями с подвижными играми, рекомендуемыми к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: привлечь внимание.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с английским» Актуальность Большие социальные изменения, которые произошли в России в последние десятилетия, привели к значительному расширению международных.

Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с техникой рисования батик»Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с техникой рисования батик» Проект по теме «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования - батик». Конечно, технология.

Проект «Знакомство с профессией пожарного» для детей старшего дошкольного возраста Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Вид проекта: информационный Срок реализации проекта: 14.10.13. - 25.10.13. Цель: познакомить.

Творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с родным районом» Паспорт проекта Сроки проведения: с 01/11/2016 по 11/11/2016 Автор: воспитатель группы Боргено Е. В. Участники: воспитанники подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка
Опубликовано: 1 марта 2017 в 20:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Юдина (УИ 755967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД