Ольга Варфоломеева
Особенности воспитания детей дошкольного возраста под влиянием декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Еще К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое (статья «Родное слово»).Развивая идеи К. Д. Ушинского, видный педагог В. Н. Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. [48,с. 54] Подтверждением тому служат слова Г. Н. Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры - вот единственный путь к творческим свершением «. [5, с. 11]
Публикация «Особенности воспитания детей дошкольного возраста под влиянием декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, игрушки и многое другое, это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Его значение определяется, прежде всего тем, какая в него заложена память.
Народное творчество в соответствии с идеей социального наследования психики и культурно-исторической теорией Л. С. Выготского можно рассматривать как систему социального исследования, что доказано диссертационным исследованием Н. Н. Палагиной. [39,с. 89]. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое представление о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей. Поэтому многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е. Н. Водовозова, Н. С. Карпиская, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Е. А. Карпинская, О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева. А. П. Усова, Е. А. Флерина и др.). [50]
Народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д. С. Лихачев так говорит об этом: «Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ – единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы. [27,с. 68]
«Характер образов и мотивов народного декоративного искусства неразрывно связан со свойственными ему задачами преображения среды, окружающей человека, и его самого в соответствии с представлением о добре и красоте. Это искусство обладает способностью вносить в жизнь радость, яркие краски, бодрые ритмы, утверждать положительные идеалы. Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом» [57, с74].
В процессе овладения приемами народной росписи, у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера. При выполнении росписи ребенку приходится выполнять самые разные движения рук (прямолинейные, короткие, размашистые, вращательные и т. д.). В движении участвуют разные части рук (пальцы, кисть, рука до локтя, а это значит, что именно на занятиях по ИЗО по художественной росписи имеется возможность для тренировки малых групп мышц руки, что потом благотворно скажется не только на почерке, но и на способности ребенка выполнять сложную ручную работу
Говоря о ценности декоративного искусства у детей дошкольного возраста под влиянием Городецкой росписи мы отмечаем его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей, Городецкая роспись близка детям, доступна их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувства умелости и связанного с ним удовлетворения. В результате, уходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости. И все это обеспечивает психологическую разгрузку.
Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным искусством должна строиться на следующих основных принципах:
Во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе художественного материала ;
Во-вторых, интеграции работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитием речи, различными играми) ;
В-третьих, активного включения детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;
В-четвертых, на основе принципа индивидуального подхода к детям, учета их индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития той или иной художественной деятельности, индивидуальной работы с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми ;
В-пятых, создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов ;
В-шестых, бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось. [47,с. 87]
В процессе работы с детьми необходимо стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяла бы детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно, которая стимулировала бы общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы. Формированию критериев эстетической значимости объекта дает возможность в итоге сформировать у детей умение следовать канонам, традициям в изображении, в танцевальном движении, в устном творчестве, и умение привносить элементы нового в художественную деятельность.
Таким образом, народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. От этой работы дети получали большое эмоциональное удовлетворение, потому что детский рисунок приобретал нарядный праздничный вид и выглядел эстетически привлекательно. Кроме интеграции, комплексности использования художественного материала необходимо использовать тесную связь развития художественно-творческих способностей детей и формирования эстетического отношения их к художественной деятельности, искусству, всему, что их окружает. Это уровень внутриличностного интегрирования способов освоения и присвоения (интериоризации) окружающего мира.