Паюсова Елена
Консультация «Игровые занятия с использованием малых фольклорных форм» и трансляция их для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, которые передают мудрость, лиризм и юмор. Важно, что и по сей день педагоги используют этот материал в работе с детьми. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дошкольники, играя, легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Формирование интереса
к художественному слову у детей младшего возраста
Публикация «Консультация „Игровые занятия с использованием малых фольклорных форм“ и трансляция их для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм : колыбельных песен, пестушек, потешеК,прибауток,считалок,ПОГОВОРОК,СКОРОГОВОРОк,песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, – таят в себе немалые жанровые богатства.
Младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируются наглядно-образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
В нашем детском саду для занятий фольклором создана "Русская изба". В избе есть предметы быта (оригиналы, лавки со столом, люлька, печка, прялки, старинные утюги, чугуны и многое другое.
Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства - вот в чем особенность и приоритет фольклорных занятий.
Фольклорно-игровые занятия с использованием малых фольклорных форм с детьми младшего возраста - деятельность специфическая и требует от педагога профессиональных знаний и умений в области народного искусства.
Если педагог ими владеет, фольклорно-игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами.
В работе можно применяем следующие методические приемы:
пальчиковая гимнастика (показ);
использование игрового персонажа (кошечки, курочки, петушка, козлика и т. д.);
речевые (процесс говорения как образец);
инсценирование (элементы игры-драматизации);
действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развивать их фантазию).
Знакомство ребенка с малыми фольклорными формами начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш :
легче проснется ("Потягушки, потянись. ");
даст себя умыть ("Водичка, водичка. "). Если взрослый, умывая ребенка, согласует свои движения со словами потешки "Водичка, водичка. ", малыш начинает улавливать значение слов "щечки", "роток", "глазки";
охотнее будет есть. Накормить ребенка поможет потешка "Травка-муравка".
Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. А кроме того, приучают детей к режимным моментам.
Например, на занятии "Поиграем с ложкой" детей младшего возраста с помощью фольклорных форм мы обыгрываем режимные моменты.
Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку или прибаутку, лучше всего использовать пальчиковую гимнастику (например, "Божья коровка").
Наиболее любимы детьми песенки игрового характера : "Сорокабелобока кашу варила", "Этот пальчик - дедушка. ". Малыш уже ждет момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова "Вместе дружная семья. "
Знакомя малышей с некоторыми потешками ("Курочка-рябушечка. ", "Наши уточки. ", "Кисонька-мурысенька. ", "Ой, бычок, мой бычок. ", воспитатель побуждает их к подражанию крику птиц, животных.
Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процесс е труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность.
Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние - пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Воспитатель должен
знать уровень развития своих воспитанников;
научиться владеть художественными средствами;
обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
петь и танцевать;
использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
использовать красочность и богатство зрительных образов;
применять забавный сюжет;
больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
варьировать методическими приемами.
Формы работы с использованием произведений фольклора
занятия;
игры;
самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
элементы театральной игры;
досуги;
календарные праздники.