МААМ-картинки

Теоретические и методологические основания проекта «Академия семейного счастья»

Тамара Коренькова
Теоретические и методологические основания проекта «Академия семейного счастья»

3. Теоретические и методологические основания проекта (научно-педагогические принципы, подходы, научные школы, концепции, положенные в основу проекта)

Разработка инновационного проекта опирается на общеметодологические принципы психологии, а именно:

Публикация «Теоретические и методологические основания проекта „Академия семейного счастья“» размещена в разделах

- принципы системности (Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, А. А. Деркач, Б. Ф. Ломов, В. Д. Шадриков) и целостности (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова – Славская, В. Н. Мясищев, которые применены для обеспечения цельности и системы психологической поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ;

- принцип детерминизма (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, М. Г. Ярошевский, согласно которому разработка целенаправленных программ осуществлялось через выявление условий развития ребенка с особыми потребностями в семье, специфики социальной ситуации его развития;

- принцип объективности (П. К. Анохин, С. Л. Рубинштейн, обеспечивающий полную беспристрастность отношения к детям с особыми образовательными потребностями, к выявлению закономерностей и принципов организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи как явления прежде всего причинно-обусловленного;

- принцип развития (Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский, позволивший прогнозировать реакцию семьи с особым ребенком на предпринимаемые психологические меры психологичесой службы дошкольного образования;

- принцип субъектности (К. А. Абульханова – Славская, А. В. Брушлинский, обусловивший рассмотрение ДОУ, семьи и ребенка как субъектов складывающихся между ними отношений;

- принцип активности (Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Ю. П. Зинченко, обеспечивающий возможность актуализации моделей взаимодействия в структуре складывающихся отношений ДОУ и семьи.

Разработка инновационного проекта опирается на :

- психологические исследования особенностей функционирования семьи как системы (М. Боуэн, А. Я. Варга, К. Маданес, С. Минухин, Д. Хейли, А. Б. Холмогорова, Э. Г. Эйдемиллер и др., ее ролевой структуры (М. А. Абалкина, В. С. Агеев, А. А. Аугустинавичюте, Е. В. Антонюк, А. Н. Волкова, Я. Л. Коломинский, Д. В. Ольшанский и др., коммуникационной системы (Ю. Е. Алешина, А. А. Бодалев, Р. Бэндлер, Д. Гриндер, Н. Н. Обозов, В. Сатир и др., эмоционального климата семьи (Л. Я. Гозман, А. П. Ешдес, Д. Я. Райгородский, Е. И. Рогов, З. И. Файнбург, Н. Ф. Федотова, Ю. Г. Юркевич и др., семейных конфликтов и кризисов (В. А. Абабков, Л. И. Анцыферова, Н. О. Белорукова, И. Ф. Дементьева, С. В. Дворяк, Е. А. Мухортова, В. А. Сысенко, Э. А. Тийт и др.);

- психологические знания о закономерностях и механизмах детско-родительских отношений, об их социальной и психологической детерминации, а именно: о сущности и содержании понятий «родительское отношение» (А. Я. Варга, Е. И. Исаев, Е. В. Милюкова, В. И. Слободчиков, В. В. Столин и др., «родительская установка» (Р. В. Овчарова, Л. И. Савинов и др., «родительская позиция» (О. А. Карабанова, А. С. Спиваковская и др.); о структуре и функциях материнства (Р. Р. Калинина, В. Ю. Крен, Р. В. Овчарова, Н. В. Самоукина и др.) и отцовства (Ю. В. Евсеенкова, Е. В. Куфтяк, А. Г. Лидерс, В. Н. Соколова и др.); о возрастной динамике детско-родительского взаимодействия (Г. С. Абрамова, Л. С. Вы-готский, Д. Б. Эльконин и др., типах (О. А. Карабанова, А. А. Шведовская и др.) и стилях семейного воспитания (А. Болдуин, А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, Э. Г. Эйдемиллер и др.).

- исследования проблемы влияния особенностей функционирования семьи на формирование личности ребенка (А. И. Захаров, И. С. Кон, Р. Л. Кричевский, Е. Т. Соколова, В. Я. Титаренко, Г. Т. Хоментаускас, Э. Г. Эйдемиллер и др., на его эмоциональное состояние (Л. Л. Баландина, Е. М. Вроно, О. А. Карабанова, Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева и др., психическое здоровье (О. В. Баженова, Л. Л. Баз, Ф. А. Кован, Л. Б. Шнейдер и др., на формирование девиантного поведения (Н. В. Гепанович-Кайдалов, И. А. Горьковская, Р. Р. Калинина, Е. А. Сорокоумова);

- исследования влияния педагога, его личностных особенностей, стиля общения на эмоциональное состояние ребенка (Н. А. Аминов, Ю. Е. Алешина, Н. Н. Бояринцева, Г. А. Балл, А. А. Деркач, Ф. Е. Василюк, Н. В. Кузьмина, Н. Е. Щуркова и др., воздействия педагога на родителей обучающихся и воспитанников (И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, Н. Н. Толстых и др., проблемы организации в образовательном учреждении психологической помощи семье (Т. И. Бонкало, А. Ю. Монахова, Р. В. Овчарова, В. В. Ткачева, Е. Е. Чепурных и др.).

Важное методологическое значение, в работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, имеют исследования отечественных ученых: Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, А. Н. Леоньтьева, И. А. Камаева, М. А. Поздняковой, И. С. Кона и других. К ведущим специалистам по работе с детьми - инвалидами и их семьями относятся: Л. В. Бадя, С. А. Беличева, В. Г. Бочарова, В. А. Луков, А. В. Мудрик, А. М. Панов, П. Д. Павленюк, Р. В. Соколов, Л. А. Темникова, Е. И. Холостова, А. Р. Маллер, Е. М. Мастюкова, Н. С. Морзова, Б. Ю. Шапиро, Е. Н. Ким и многие другие.

Особое место среди изданий по проблемам работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья занимают публикации В. М. Остапова, О. И. Лебединской и Б. Ю. Шапиро «Теоретико- методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми-инвалидами, имеющими отклонения в развитии», Л. К. Грачева «Программа работы с семьями, имеющих детей-инвалидов».

4. Обоснование идеи инновации и механизма реализации инновационного проекта

Основная идея и сущности инновации проекта заключается в соблюдении принципа согласованности предполагающего взаимоналожение и взаимоусиление двух, на первый взгляд, казалось бы, разноплановых процессов: процесса вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации и процесс оказания такой организацией психологической помощи семьям, воспитывающим ребенка с инвалидностью и ОВЗ, в гармонизации межличностных отношений и в восстановлении психологического равновесия и комфорта, разрушение которых было вызвано рождением ребенка с особенностями в развитии. Через оказание такой помощи и удовлетворения внутрисемейных потребностей родители особых детей вовлекаются в образовательный процесс и становятся полноценными участниками взаимодействия ДОО и семьи. В этом заключается и инновационность предлагаемого проекта. Традиционно семья рассматривается только как помощник образовательной организации, отсюда и понимание, что родители «должны, обязаны». Однако те трудности, которые есть у самой семьи, нехватка ни знаний, ни умений взаимодействовать с ребенком-инвалидом, делает родителей беспомощными и испытывающими амбивалентные чувства, разрушающие их психическое равновесие и препятствующие желанию родителей быть полноправными участниками образования своих детей. Чаще всего родители отдают своих детей в образовательные учреждения в надежде, что за них все сделают педагогические работники. В ситуации требования от родителей того, что они, в силу наличия определенных психологических проблем, выполнить не могут, и развиваются конфликтные взаимоотношения между образовательной организацией и семьей ребенка. Снятие таких барьеров – это основная цель предлагаемого проекта.

Исходя из принципа когерентности, разрабатываются инновационные технологии, используемые в процессе реализации целенаправленных программ.

Идея проекта предполагает возможность использования данного опыта и другими образовательными учреждениями и проектирует создание адаптированного к условиям и потребностям ДОУ психологического сопровождения родителей, способного расширить ресурсные возможности семей воспитывающих детей – инвалидов, детей с ОВЗ, а также детей группы «норма».

Данный проект предполагает, прежде всего, совместную работу службы психологического сопровождения образовательного учреждения с родителями в различных форматах встреч по формуле: СПЕЦИЛИСТ + РОДИТЕЛЬ + РЕБЕНОК. Этот вариант сотрудничества с семьей, на наш взгляд, является весьма продуктивным.

В состав групп входят семьи с похожими проблемами, что очень способствует принятию своей внутрисемейной ситуации и ориентированию родителей на преодоление основных проблем в воспитании ребенка и социализации семьи в целом.

Например, родительские терапевтические группы могут формироваться для семей, имеющих детей с различными трудностями в развитии (с ЗПР, гиперактивных, с невротическими расстройствами, синдромом Дауна, аутизмом и др. проблемами в развитии).

Содержание работы по данному проекту может меняться в зависимости от уровня просвещения родителей по вопросам воспитания детей до психотерапевтической работы с ними, направленной на выявление и проработку родительского стиля (детский опыт родителя, супружеские проблемы, личностные проблемы родителя).

Механизм действия инновационных технологий и инновационного проекта в достижении необходимых целей, поставленных в том числе и в ФГОС ДО по привлечению родителей воспитанников ДОО, может быть представлен в следующем виде:

Вход 1. Формирование готовности родителей - Процесс слабо дифференцированного скрытого психологического вмешательства во внутрисемейные отношения - Выход 1. Начальный уровень системы взаимодействия - Вход 2. Формирование потребности во взаимодействии с ДОО - Процесс дифференцированной помощи семьям ребенка (дифференциация по вертикали и горизонтали, предоставление членам семьи новых сфер общения - Выход 2. Реальный уровень системы - Вход 3. Реальная помощь семьям - Система деятельности конструктивно-прогрессирующего типа, определяющий действие механизма синергетического эффекта организации помощи - Выход 3. Формирование самоорганизующейся системы изменения отношений ДОО и семьи.

Из данной схемы видно, что поэтапное приобщение семей к деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется через удовлетворение их потребностей в достижении психологического комфорта и благополучия. Именно через оказание помощи семьям, даже в ситуации неосознаваемости их запроса, осуществляется формирование продуктивного взаимодействия дошкольной образовательной организации и семей воспитанников, имеющих отклонения в психофизическом развитии. На основе реализации такого механизма достигается возможность соблюдения требований, предусмотренных ФГОС ДО по взаимодействию с родителями воспитанников.

Публикации по теме:

  Проект «Академия семейного счастья» Представление ПРОЕКТАОдной из принципиальных отличительных особенностей современного дошкольного образования детей с ОВЗ является глубокое.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Секреты семейного счастья» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» Смоленская областьг. Рославль.

Детско-родительский проект «Семейный календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья» I. Информационная карта проект «Семейный Календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья». Авторы: воспитатели 2 младшей группы «Буратино».

Фотоотчет презентации семейного проекта: «Животные и птицы Америки», подготовительная группа №3 «Рябинка»Фотоотчет презентации семейного проекта: «Животные и птицы Америки», подготовительная группа №3 «Рябинка» В подготовительной группе №3 «Рябинка», ЦРР – детский сад «Радуга», уже не первый раз проходит защита своих семейных проектов. С 6 февраля.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Цветок семейного счастья»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Цветок семейного счастья» Задачи: •расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях •Познакомить детей с понятием «Семейное дерево» •Воспитываться.

От основания до наших дней!От основания до наших дней! От основания до наших дней В своей очередной статье хотелось бы написать об истории возникновения города Саранск. Тема возникновения городов.

Отчет о реализации семейного проекта «Мы рисуем Транспорт»Отчет о реализации семейного проекта «Мы рисуем Транспорт» Наш детский сад в своей работе активно использует проектную деятельность по применению нетрадиционных техник в рисовании. Воспитателем.

Отчет по проекту «Семейный Календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья»Отчет по проекту «Семейный Календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья» Отчет по проекту «Семейный Календарь. Двенадцать месяцев семейного счастья» на конец 2016- 2017 учебного года. Авторы: воспитатели 2 младшей.

Проект «Академия семейного счастья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад МАДОУ №8 Гармония комбинированного вида № 8 «ГАРМОНИЯ» г. Новороссийск.

Заседание семейного клуба «Вместе весело шагать» в рамках проекта «Театр руками взрослых — детям» Цель: овладение родителями приёма изготовления настольной игрушки в технике папье-маше. Задачи: Создать психологический настрой, способствующий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические и методологические основания проекта «Академия семейного счастья»
Опубликовано: 24 июня 2017 в 10:52
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД