Адаптация детей в ДОУ

Каролина Кудрявцева
Адаптация детей в ДОУ

Адаптация детей в ДОУ

«Пусть детский сад подарит тебе Дом.

Дом, где есть тепло и много света,

где в окне приветная свеча,

где есть лад, открытость и секреты,

где не обижают сгоряча».

Вопрос о помещении ребенка в детский сад, как правило, встаёт перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребёнком, а именно по достижении им возраста 1, 5 лет/

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализации которых зависит от непосредственного влияния родителей, педагогов, от воспитания и обучения.

Но с психологической точки зрения именно этот возраст наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребёнок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на её отсутствие.

Я хочу обратить внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Потому что, считаю о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптация) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. В научных исследованиях различают такие степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1. Легкая адаптация:

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;

-временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней) ;

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) .

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция) .

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Для того чтобы адаптация проходила безболезненно, рекомендуется готовить ребенка к посещению детского сада заранее.

Проводят первое собрание родителей (например, в мае) дети, которых в сентябре пойдут в детский сад. На нем воспитатели той группы, которую должен посещать ребенок и психолог совместно обговаривают время индивидуальных встреч с родителями и их ребенком, можно по разрешению родителей посещать их дом, познакомится с ребенком; вторую и третью встречи играя с ребенком в сюжетно – ролевые игры в дочки матери (если девочки) игры с машинками, животными, кубиками и конструкторами и т. д. (если мальчики). В результате и дети и воспитатели имеют возможность привыкнуть друг к другу. В начале учебного года (сентябрь) в первые дни дети находятся в детском саду лишь несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания в детском саду.

После представления нового члена детского коллектива рекомендуется проводить серию игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище: «Давайте познакомимся!», «Назови друга ласково», «Чей голосок?». После игр направленных на знакомство, игры на территории детской площадки: «Карусель», «Надень и попляши».

Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме: «Расскажи стихи руками», «Найди игрушку», «Чьи вещи».

В организацию адаптационного периода можно включать элементы и театрализованной деятельности: например,

- показ настольного театра «Теремок»,

- инсценирование потешки «Курочка Ряба»

- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

На протяжении всего адаптационного периода нужно проводить игровые занятия, основными задачами которых являются: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Устроим кукле комнату», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».

Также рекомендуется использовать в работе с детьми систему оздоровительных мероприятий во время адаптационного периода, чтобы организм ребенка привыкал к новым условиям детского сада:

I. Закаливание воздухом:

-утренний прием на свежем воздухе;

-воздушные ванны с упражнениями;

-воздушные ванны;

-солнечные ванны;

- прогулка в холодную погоду;

- постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима

II. Закаливание водой

- умывание в течение дня прохладной водой

- постепенное обучение полосканию рта прохладной водой по мере прохождения адаптационного периода, питье прохладной кипяченной воды;

- ходьба по корригирующим и массажным коврикам;

III. Дополнительные закаливающие процедуры:

- сохранение домашних привычек;

- элементы самомассажа;

- пальчиковая гимнастика;

- хождение босиком.

В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.

При общении с семьями воспитанников необходимо учитывать типы семейных отношений, стремится сделать родителей своими союзниками в вопросах адаптации.

Основными формами работы детского сада и семьи является:

- консультации;

- анкетирование;

- родительские собрания;

- беседы;

- выставки;

- посещение на дому;

- папки передвижки.

Родительское собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада» лучше проводить в нетрадиционной форме, например, слайды в виде презентации, в котором продемонстрированы режимные моменты в течении всего дня. В заключении собрания провести анкетирование. Разработать Памятки и рекомендации для родителей.

С целью обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению можно организовать клуб для родителей «Малышкина школа». Основные задачи работы клуба будут:

- установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогами;

- обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей;

- знакомство родителей с режимом дня в ДОУ, особенностями адаптационного периода и факторами от которых зависит его течение.

С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, организовать проведение диагностики физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Для этого использовать следующие методы:

- изучение карт здоровья детей – это позволит составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы;

- анкетирование и беседы с родителями – с целью определения степени социализации ребенка, прирученности к режиму дня, нервно-психическом состоянии ребенка, выявление индивидуально-личностных особенностей ребенка.

- наблюдение - когда ребенок уже пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ, определить степень тяжести ее протекания.

Все наблюдения за ребенком оформлять в листах адаптации, которые по окончании подшивать в историю развития малыша и в картах нервно-психического развития.

Систематическое педагогическое воздействие позволяет формировать у детей раннего возраста эстетические мерки в результате усвоения норм правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я». Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.

Публикации по теме:

Адаптация детей Поступление в детский сад представляет для ребёнка огромные трудности. Большинство детей становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми.

Адаптация детей дошкольного возраста МБДОУ №52 “Детский сад общеразвивающего вида” Публикация Подготовила воспитатель: Мачукова Эмма Мухамедовна «Адаптация детей дошкольного.

Адаптация детей к ДОУ Воспитание детей раннего возраста – серьёзное и трудное дело. От родителей требуется много знания и умения, любви, выдержки и терпения.

Адаптация детей к ДОУ Тема: «Адаптация детей к ДОУ» Что такое адаптация? Какие степени адаптации выделяют специалисты? Проблемой адаптации занимались разные.

Адаптация детей к условиям ДОУ Собрание для родителей Адаптация детей к условиям ДОУ Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее.

Адаптация детей в детском саду Адаптационный альбом «Наш любимый детский сад» Работая с детьми в детском саду, каждый раз меня волнует, как помочь ребенку перенести стресс,.

Адаптация одаренных детей в социуме Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одарённого ребенка в качестве приоритетной. Это очень важная, но и.

Адаптация в детском саду детей с 2-х до 3-х лет Ребенок привыкает к посещению детского сада в течении одного-двух месяцев. Любая адаптация обычно идет на двух уровнях — на физиологического.

Адаптация детей раннего возраста Поступление ребенка в детский сад является важным периодом жизни всей семьи. Главное условие успешной адаптации – готовность родителей к.

Консультация для родителей «Адаптация детей к ДОУ» Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Адаптация детей в ДОУ
Опубликовано: 9 июня 2016 в 16:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс, посвященный Дню Защитника Отечества «Мы жилетки смастерили и папулям...
Раз, два, три, четыре, пять… Н. Самоний Раз, два, три, четыре, пять — Будем папу поздравлять, День Защитника настал! Пожеланий — просто шквал:...
Сценарий спортивного праздника к 23 февраля «Будущие защитники» во второй младшей группы
Сценарий спортивного праздника к 23 февраля «Будущие защитники» Цель: • создать радостное праздничное настроение у детей. Задачи: • расширять...
Фотоотчет «Защищать Отечество будем готовы!»
Ночью вьюга бушевала и метелица мела. А с рассветом нам тихонько папин праздник принесла. Папин праздник – главный праздник всех мальчишек и мужчин. И...
Сценарий праздника, совместно с папами «Учимся защищать Отечество, как папа»
Материал подготовили: Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель, Заводчикова Н. Б, Фоменко А. В. – воспитатели. В празднично оформленный зал, входят дети и...
Фотоочерк «Муром. Праздник в городе»
Путешествуют люди для того, чтобы познакомиться с достопримечательностями той или иной географической точки Европы ( или другого материка, будь они...