Папки-передвижки

Адаптация детей в ДОУ

Каролина Кудрявцева
Адаптация детей в ДОУ

Адаптация детей в ДОУ

«Пусть детский сад подарит тебе Дом.

Дом, где есть тепло и много света,

где в окне приветная свеча,

где есть лад, открытость и секреты,

где не обижают сгоряча».

Вопрос о помещении ребенка в детский сад, как правило, встаёт перед родителями в связи с окончанием оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребёнком, а именно по достижении им возраста 1, 5 лет/

Публикация «Адаптация детей в ДОУ» размещена в разделах

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализации которых зависит от непосредственного влияния родителей, педагогов, от воспитания и обучения.

Но с психологической точки зрения именно этот возраст наименее благоприятный для столь радикальной перемены. Ребёнок этого возраста чрезвычайно привязан к матери, болезненно реагирует на её отсутствие.

Я хочу обратить внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Потому что, считаю о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптация) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении. В научных исследованиях различают такие степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду :

1. Легкая адаптация :

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней) ;

-временное нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней) ;

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно) .

2. Средняя адаптация : все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция) .

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация : около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Для того чтобы адаптация проходила безболезненно, рекомендуется готовить ребенка к посещению детского сада заранее.

Проводят первое собрание родителей (например, в мае) дети, которых в сентябре пойдут в детский сад. На нем воспитатели той группы, которую должен посещать ребенок и психолог совместно обговаривают время индивидуальных встреч с родителями и их ребенком, можно по разрешению родителей посещать их дом, познакомится с ребенком; вторую и третью встречи играя с ребенком в сюжетно – ролевые игры в дочки матери (если девочки) игры с машинками, животными, кубиками и конструкторами и т. д. (если мальчики). В результате и дети и воспитатели имеют возможность привыкнуть друг к другу. В начале учебного года (сентябрь) в первые дни дети находятся в детском саду лишь несколько часов, постепенно увеличивая время пребывания в детском саду.

После представления нового члена детского коллектива рекомендуется проводить серию игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище: «Давайте познакомимся!», «Назови друга ласково», «Чей голосок?». После игр направленных на знакомство, игры на территории детской площадки: «Карусель», «Надень и попляши».

Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме: «Расскажи стихи руками», «Найди игрушку», «Чьи вещи».

В организацию адаптационного периода можно включать элементы и театрализованной деятельности: например,

- показ настольного театра «Теремок»,

- инсценирование потешки «Курочка Ряба»

- игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

На протяжении всего адаптационного периода нужно проводить игровые занятия, основными задачами которых являются: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох красивый теремок – очень-очень он высок», «Устроим кукле комнату», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».

Также рекомендуется использовать в работе с детьми систему оздоровительных мероприятий во время адаптационного периода, чтобы организм ребенка привыкал к новым условиям детского сада:

I. Закаливание воздухом:

-утренний прием на свежем воздухе;

-воздушные ванны с упражнениями;

-воздушные ванны;

-солнечные ванны;

- прогулка в холодную погоду;

- постоянное облегчение одежды с учетом сезона и температурного режима

II. Закаливание водой

- умывание в течение дня прохладной водой

- постепенное обучение полосканию рта прохладной водой по мере прохождения адаптационного периода, питье прохладной кипяченной воды;

- ходьба по корригирующим и массажным коврикам;

III. Дополнительные закаливающие процедуры:

- сохранение домашних привычек;

- элементы самомассажа;

- пальчиковая гимнастика;

- хождение босиком.

В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.

При общении с семьями воспитанников необходимо учитывать типы семейных отношений, стремится сделать родителей своими союзниками в вопросах адаптации.

Основными формами работы детского сада и семьи является:

- консультации;

- анкетирование;

- родительские собрания;

- беседы;

- выставки;

- посещение на дому;

- папки передвижки.

Родительское собрание на тему «Адаптация детей к условиям детского сада» лучше проводить в нетрадиционной форме, например, слайды в виде презентации, в котором продемонстрированы режимные моменты в течении всего дня. В заключении собрания провести анкетирование. Разработать Памятки и рекомендации для родителей.

С целью обеспечения успешной адаптации детей к дошкольному учреждению можно организовать клуб для родителей «Малышкина школа». Основные задачи работы клуба будут:

- установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогами;

- обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей;

- знакомство родителей с режимом дня в ДОУ, особенностями адаптационного периода и факторами от которых зависит его течение.

С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, организовать проведение диагностики физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ. Для этого использовать следующие методы:

- изучение карт здоровья детей – это позволит составить мнение о физическом состоянии каждого ребенка, выявить определенные заболевания и учитывать полученные данные в ходе построения дальнейшей работы;

- анкетирование и беседы с родителями – с целью определения степени социализации ребенка, прирученности к режиму дня, нервно-психическом состоянии ребенка, выявление индивидуально-личностных особенностей ребенка.

- наблюдение - когда ребенок уже пришел в группу. На данном этапе очень важным является оценить характер адаптации ребенка к ДОУ, определить степень тяжести ее протекания.

Все наблюдения за ребенком оформлять в листах адаптации, которые по окончании подшивать в историю развития малыша и в картах нервно-психического развития.

Систематическое педагогическое воздействие позволяет формировать у детей раннего возраста эстетические мерки в результате усвоения норм правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование – осознание своего социального «Я». Показателями окончания адаптационного периода являются : спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.

Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.

Публикации по теме:

Адаптация детей Поступление в детский сад представляет для ребёнка огромные трудности. Большинство детей становятся беспокойными, замкнутыми, плаксивыми.

Адаптация детей дошкольного возраста МБДОУ №52 “Детский сад общеразвивающего вида” Публикация Подготовила воспитатель: Мачукова Эмма Мухамедовна «Адаптация детей дошкольного.

Адаптация детей к ДОУ Воспитание детей раннего возраста – серьёзное и трудное дело. От родителей требуется много знания и умения, любви, выдержки и терпения.

Адаптация детей к ДОУ Тема: «Адаптация детей к ДОУ» Что такое адаптация? Какие степени адаптации выделяют специалисты? Проблемой адаптации занимались разные.

Адаптация детей к условиям ДОУ Собрание для родителей Адаптация детей к условиям ДОУ Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее.

Адаптация детей в детском саду Адаптационный альбом «Наш любимый детский сад» Работая с детьми в детском саду, каждый раз меня волнует, как помочь ребенку перенести стресс,.

Адаптация одаренных детей в социуме Социальный заказ общества на современном этапе ставит задачу развития одарённого ребенка в качестве приоритетной. Это очень важная, но и.

Адаптация в детском саду детей с 2-х до 3-х лет Ребенок привыкает к посещению детского сада в течении одного-двух месяцев. Любая адаптация обычно идет на двух уровнях — на физиологического.

Адаптация детей раннего возраста Поступление ребенка в детский сад является важным периодом жизни всей семьи. Главное условие успешной адаптации – готовность родителей к.

Консультация для родителей «Адаптация детей к ДОУ» Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей в ДОУ
Опубликовано: 9 июня 2016 в 16:20
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД