Лучший педагог года

Адаптация и социализация

Любченко Юлия
Адаптация и социализация

УДК

Любченко Юлия Николаевна

Lyubchenko Yulia Nikolaevna

Адаптация и социализация

Adaptation and socialization

Аннотация. В статье показаны различия двух на первый взгляд сходных между собой процессов: социализации и адаптации. Сходство этих процессов обнаруживается в их социальности, возможности возникновения и протекания только в обществе и только у человека. Как в процессе социализации, так и в ходе социальной личности, происходит активное приспособление, усвоение человеком социальных норм и требований данной социальной среды и психологических механизмов. Кроме того, необходимым критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе.

Публикация «Адаптация и социализация» размещена в разделах

Abstract. The article shows the differences between two seemingly similar processes : socialization and adaptation. The similarity of these processes is found in their sociality, the possibility of occurrence and flow only in society and only in humans. Both in the process of socialization and in the course of a social personality, there is an active adaptation, assimilation by a person of social norms and requirements of this social environment and psychological mechanisms. In addition, the necessary criterion and result of both successful socialization and effective social adaptation is self-development, self-realization and self-actualization of the individual in society.

Ключевые слова: социализация, адаптация, личность, общество, самостановление, субъективация, развитие, психология.

Key words : socialization, adaptation, identity, society, self-realization, subjectivation, development, psychology.

Адаптация – это процесс приспособления системы к условиям внутренней и внешней среды. Адаптацией иногда называют и результат такого процесса – наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды. Рациональное истолкование адаптации как следствия борьбы за существование и естественного отбора было дано в учении Дарвина. Сегодня понятие адаптации, помимо биологии, применяется также и при изучении человека и соц. систем. Благодаря адаптационным процессам достигается сохранение гомеостаза (тип динамического равновесия, характерный для сложных саморегулирующихся систем) при взаимодействии организма и среды. Адаптация решает проблему выживания человека, формы которой приобретают социальный характер.

Но в то же время на адаптацию влияют не только социальные, но и биологические, психологические и физиологические аспекты развития человека.

Спецификой человеческой адаптации является то, что этот процесс связан с социализацией человека. В понятии социализации заключается способность человека усвоить изменяющиеся условия. Несмотря на то, оба процесса рассматривают взаимоотношения человека с окружающей средой, между ними существует различие, касающееся форм протекания этих процессов. Процесс социализации идет более длительным, эволюционным путем опыта. Процесс социальной адаптации идет более быстрым путем в короткий промежуток времени.

Рассмотрим процесс социальной адаптации с двух сторон :

1. объективная, в ходе которой человек приобретает различные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений;

2. субъективная, связанная со всеми аспектами его соц. -психологического развития, личностными качествами, взглядами, убеждениями.

Развитие механизмов социальной адаптации связано с активной деятельностью человека, главной целью которой является преобразование существующей социальной действительности. Эти механизмы проявляются в трех формах:

1. Социальная деятельность, которая имеет свои закономерные этапы (нужда – потребности – мотивы – реализация и подведение итогов – оценка). Если процесс адаптации индивида дал сбой, то задача социального работника – найти слабую сторону этого процесса и внести необходимые коррективы.

2. Социальное общение, в ходе которого при контакте с другими индивидами, в том числе и с социальным работником, и социальными группами человек направляет и расширяет круг усвоения соц. ценностей.

3. Социальное самосознание личности, при котором осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли.

Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы, что:

Адаптирование личности к социальной среде является сложным, противоречивым процессом;

• Процесс социализации и социальной адаптации является единым явлением;

• Проблему механизмов социальной. адаптации необходимо рассматривать трех ее основных формах;

• Наблюдается тесная связь и взаимозависимость адаптации личности от биологических, физиологических, психических свойств индивидуумов и ее социального развития;

Существуют различные классификации адаптаций в зависимости от критерия, положенного в основу классификации.

1. Аспекты развития человек:

• биологическая

• физиологическая

• психологическая

социальная

2. Тип среды приспособления.

• общественно-политическая (приобретение общественных ролей)

адаптация к природе (создание, жилищ, одежды)

адаптация к формам общественного сознания (к религии, науке, искусству)

• гигиеническая (охрана здоровья, стремление к чистоте)

• педагогическая (профессиональная)

3. Структурные уровни адаптации.

• макросреда (процесс соц. адаптации в контексте развития общества позволяет выявлять несовершенство соц. политики)

• микросреда (процесс соц. адаптации на уровне группы)

• внутри личностная (достижение сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиций других индивидуумов)

4. Условия деятельности.

• производственная (приспособление в ходе трудовой деятельности к производственной среде и режиму труда, выявление способностей к данной профессии, к творчеству; роль социальных работников в создании благоприятной атмосферы для раскрытия потенциальных возможностей человека)

• бытовая (решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, направленных к распорядку, традициям, существующим в семье, коллективе, группе вне производственной деятельности)

• досуговая (формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья).

Любой вид социальной адаптации требует не только определенных способностей индивида, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны органов социальной защиты населения. Современная стадия развития показывает, что человек не успевает адаптироваться в новые экономические, политические, духовные и социальной стороны бытия.

Поэтому возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.

Социализация личности - это процесс интеграции человека в социальную систему путём овладения нормами, правилами, навыками и знаниями, которые помогут ему нормально функционировать в обществе. В работах Т. Парсонса представлена развернутая социологическая теория, описывающая процессы интеграции индивида в социальную систему. Согласно его взглядам, индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими. Индивид черпает свои знания из культурного окружения. Субъективные знания являются результатом взаимодействия с другими, но это не означает, что они могут быть рассмотрены как результат опыта того, кто производит действия, большинство знаний — это знания общества.

Дж. Мид разделил этот процесс на 3 этапа:

1-й этап — предварительный. На этом этапе (самое раннее детство) ребенок просто подражает, бессознательно копирует мимику, жесты, поведение окружающих — прежде всего родителей. Он может надевать отцовскую шляпу, таскать за собой веник, изображая уборку, и т. д. Ребенок копирует прежде: всего тех, кто имеет особое значение в его жизни. Для обозначения людей, которые оказывают на наше поведение, ценности, убеждения большое влияние, Мид ввел термин «значимые другие». Для маленького ребенка «значимые другие — это его семья. Все, что исходит от родителей, воспринимается с абсолютным доверием.

2-й этап — игровая стадия. На этой стадии ребенок уже сознательно принимает ту или иную социальную роль и разыгрывает достаточно сложные игровые представления, часто изображая сразу нескольких персонажей. Он буквально учится быть «другим». На этом этапе у ребенка уже есть сложившееся представление о себе, своя идентичность.

3-й этап — стадия коллективных игр. В играх, подобных футболу и волейболу, другим коллективным играм с правилами, ребёнок учится не только играть определенную роль. Он учится также соотносить свои действия с действиями других игроков в постоянно меняющихся игровых ситуациях. Группа игроков, играющих по правилам, может быть рассмотрена как модель общества в целом, где также есть «игроки» и «правила». На стадии коллективных игр в сознании индивида формируется образ «обобщенного другого». Этим термином Мид обозначал отражение в сознании человека мнений, убеждений и ценностей группы, которые влияют на его поведение. «Обобщенный другой» может быть понят и как отражение в сознании индивида самого общества с его нормами и ценностями, ролевыми ожиданиями. «Обобщенный другой» подсказывает ему, как следует действовать в той или иной ситуации.

Формирование образа «обобщенного другого» означает конец первичной социализации. Индивид уже готов к социальному взаимодействию, готов играть свои роли и соответствовать ожиданиям других.

Теория Мида описывает именно внешний, социологический аспект социализации, ее формальный аспект.

Каковы же внутренние, психологические механизмы, осуществляющие социализацию?

Большинство исследователей выделяет четыре основных механизма: имитацию, идентификацию, стыд и вину.

Имитация — это осознанное подражание определенным действиям «значимого другого»; идентификация — это принятие ценностей и установок другого как своих собственных. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, так как закрепляют определенные формы поведения. Стыд и вина, напротив, препятствуют определенным типам поведения.

Стыд основан на предполагаемой отрицательной реакции окружающих на определенный тип поведения, а вина подразумевает отрицательную реакцию самого человека на какой-то совершенный им поступок.

Виды социализации.

Социализация продолжается всю жизнь, поскольку на протяжении всей жизни человек сталкивается с новыми людьми, группами, новыми ситуациями, которые требуют изменения уже сложившихся форм поведения и мышления. С этим связано выделение в процессе социализации трех основных этапов:

Первичная социализация имеет ряд особенностей:

1. тесная эмоциональная связь со «значимыми другими» : именно благодаря этой эмоциональной связи детям удается идентифицировать себя с ними, усвоить родительское поведение, установки, ценности как свои собственные, безоговорочно принять их мнение, даже негативное;

2. невозможность выбора «значимых других: ребенок не выбирает своих родителей и с неизбежностью усваивает их установки, ценности и предрассудки, их представление о мире, их отношение к окружающему и самому себе;

3. в ходе первичной социализации формируются не только навыки социального взаимодействия, но также структура личности ребенка, его характер, привычки, отношение к миру и самому себе. Человек всю жизнь остается «заложником» своего детства.

Вторичная социализация, в отличие от первичной, уже не предполагает настолько тесной эмоциональной связи между индивидом и «значимыми другими» (это не означает, что такой связи вообще нет, но даже самая прочная привязанность к друзьям или супругу не столь прочна, как связь ребенка и родителей). В период вторичной социализации индивид уже располагает свободой выбора «значимых других», кроме того, на этапе вторичной социализации индивид уже способен критически оценивать мнения и представления других. Вторичная социализация связана не столько с формированием структуры личности, сколько с изменением внешней линии поведения, освоением новой информации.

Если социализация взрослых выделяется как особый, третий этап социализации, то ее содержание обычно видят в усвоении профессиональных ролей. Если третий этап не выделяется, то усвоение этих ролей рассматривается как содержание вторичной социализации.

Из вышесказанного следует, что адаптация выступает многообразным, комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Адаптационные отношения, в которые субъект вступает с элементами социальной среды, в основе своей дисгармоничные. Характер этих отношений зависит, прежде всего, от адаптационных ресурсов и средств не только субъекта, но и от степени развития институциональных средств.

Вышесказанное позволяет выявить взаимосвязь процессов социализации и социальной адаптации, а также черты различий между ними. Общее характеризуется следующими аспектами :

• оба процесса связаны непосредственно с формированием личности индивида,

• они предполагают активную позицию субъекта,

• связаны с усвоением и последующим воспроизводством социального опыта, протекают в разных видах деятельности, предполагают активность субъекта и заключаются в усвоении и воспроизводстве социального опыта,

• оба процесса затрагивают как внутренние, так и внешние стороны взаимодействия личности и среды.

Таким образом, несмотря на тесную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов социализации и социальной адаптации личности они представляют собой два самостоятельных процесса.

Список литературы

1. Першина Т. О. «Теоретические основы социализации и адаптации личности»

[https://pershina-to.ru/socialnaya-politika-i-texnologii-socialnoj-raboty/lekcionnyj-material/razdel-2-texnologii-socialnoj-raboty/tema-9-teoreticheskie-osnovy-socializacii-i-adaptacii-lichnosti/ ]

2. И. К. Свищева «СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ : ИХ ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ»

[https://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/11167/1/Svishcheva_Sotsialnaya.pdf]

3. А. Н. Осянин «АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

[https://www.unn.ru/pages/issues/vestnik/99990201_West_soc_2006_1%285%29/38.pd]

Публикации по теме:

Адаптация детей в 1 классе В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога - психолога.

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Фотоотчет «Адаптация моих малышей»Фотоотчет «Адаптация моих малышей» Адаптация к детскому саду тяжелое время для каждого ребенка, это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму. к новым.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Проект «Успешная адаптация» Проект педагогической деятельности по адаптации детей I группы раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Успешная адаптация».

Социализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжкаСоциализация детей в играх, изготовленных своими руками. Профессия — врач. Развивающая книжка Давайте продолжим. Надеюсь еще не успели забыть, что было в начале? На следующей странице ребенок может побывать на выбор: терапевтом.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Успешная адаптация в ДОУ В жизни ребёнка наступил очень ответственный период – поступление в детский сад: новое для него место с незнакомыми взрослыми. Ребёнок переживает:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация и социализация
Опубликовано: 14 декабря 2021 в 08:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД