Адаптация ребенка к условиям ДОУ

Ирина Медведева
Адаптация ребенка к условиям ДОУ

Детский сад - это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.

Для многих родителей эта проблема стоит достаточно остро. Особое внимание нужно уделить адаптации детей раннего возраста, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, вызывают ряд психологических и педагогических проблем, как самого ребенка, так и окружающих его взрослых.

Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме, что проявляется в поведении ребенка. В силу несформированности адаптационных механизмов, работы функциональных систем организма в неблагоприятном режиме у ребенка возникает стрессовая реакция – в зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в ней.

Зачастую одной из причин плохой адаптации детей к ДОУ, является повышенная тревожность родителей, которая не лучшим образом отражается на психическом состоянии ребенка и вызывает в дальнейшем у ребенка страх.

Именно внушенные страхи и оказывают негативное влияние в период адаптации детей к ДОУ. Наши мамы даже не представляют насколько тесна связь их с собственным ребенком. Например, если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью. Взрослым следует помнить, что ребенок, как впитывающая губка, перенимает у нас как хорошее, так и плохое. Отрицательно сказываются на ребенке такие фразы как: «Не подходи к собаке, а то укусит», «Не трогай – обожжешься», «Не залазь на стул, а то упадешь» и т. д. В результате ребенок реально воспринимает только вторую часть этих фраз и у него возникает реакция страха, как регулятора его поведения. Если запугивать ребенка «на всякий случай», то он теряет спонтанность и уверенность себе.

Следовательно, на момент поступления в детский сад у некоторых детей уже имеется определенный набор страхов. Но на этом все не останавливается, переступив порог дошкольного учреждения, родители продолжают работать в этом направлении.Очень часто педагоги слышат от взрослых следующие фразы: «Не будешь меня слушаться – оставлю в детском саду!», «Расскажу воспитателю, как плохо ты себя ведешь» и т. д.

Ребенку пока еще не ясно, чем все это грозит, но он уже распознает сигнал тревоги, и, естественно, у него возникает реакция страха.

Дети очень подвержены «заражению» страхом от родителей, родственников, просто взрослых людей, рядом с которыми они находятся. Поэтому в присутствии детей ни в коем случае не стоит показывать свой страх и тем более пугать их.

Таким образом, адаптация представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий. Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей.

Беседы с родителями показали, что менее подвержены страхам дети, родители которых имеют педагогическое образование и работают в данной сфере. Поэтому одной из задач адаптации детей к ДОУ является информирование взрослых о детских страхах и причинах их возникновения, а так же составление рекомендаций по профилактике страхов в период привыкания.

Хочется донести до родителей (бабушек и дедушек, что мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем запугивание, чтение морали и «взрослый»подход решения к проблеме: «Я не вижу, значит, ничего нет». С некоторыми страхами, часто можно справиться и самим, не прибегая к помощи специалистов. Такие детские страхи могут развеяться просто лишь при переключении внимания на что-то интересное для ребенка. Вовлекайте его в разнообразные игры, занимайте интересной для него деятельностью и, конечно же, любите, уважайте и демонстрируйте уверенное поведение и гармонию.

Публикации по теме:

«Адаптация — это проблема не только воспитателей» Адаптация – это проблема не только воспитателей это проблема родителей! Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека.

Консультация для родителей Адаптация – это проблема не только воспитателей это проблема родителей!Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Адаптация ребенка к условиям ДОУ
Опубликовано: 3 марта 2013 в 12:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. Праздник зеркал на МААМ

Загадочному миру зеркал посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы познакомить ребенка со всеми возможностями зеркала и увлечь «зеркальным»...

27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

Пальчиковая сказка — игра Колобок
Колобок. Жил – был Колобок, у него румяный бок. /Кулак правой руки, лежит на левой руке ладонью вниз/. В круглом домике жил, /Рисуют указательным пальцем...
Конспект НОД по рисованию «Звездное небо» во второй группе раннего возраста
Конспект занятия по рисованию во второй группе раннего возраста «Звездное небо» Подготовила Гик Юлия Юрьевна, воспитатель МБДОУ д/с №46 «Светлячок» г. Псков...
Детский мастер-класс по плоскостной аппликации с элементами рисования «Лиса — леса...
Данный мастер-класс будет интересен детям старшего дошкольного возраста. Цель: выполнение плоскостной аппликации "Лиса - леса краса". Задачи: - развивать...