Анна Лапа
Адаптация ребенка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация в ясельной группе детского сада
Одна из важных проблем, которая решается в дошкольном учреждении, это проблема адаптации детей. Поскольку от правильно организованного периода адаптации к условиям детского сада зависит состояние малыша не только в момент привыкания, но и в дальнейшем.
Проблему адаптации детей рассматривали в своих работах А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин и др.
Публикация «Адаптация ребенка в детском саду» размещена в разделах
Адаптация — сложный процесс приспособления организма к новым условиям. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного,а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психологическая регрессия. Ребенок в период адаптации – живая модель стрессового состояния! Стресс — это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим.
Существует три особенности адаптации.
1 особенность: ребенок в период адаптации находится в состоянии срыва, динамического стереотипа. В период адаптации эти стереотипы меняются.
2 особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма.
3 особенность: в период адаптации иммунная система организма, а так же его защитные механизмы ослабевают. И чаще всего, пребывая в детском учреждении на 5-7 сутки, ребенок заболевает.
Адаптационный период можно разделить на несколько этапов.
1 этап подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.
Задачи этого этапа состоят в том, что в поведении ребенка в это время нужно сформировать такие стереотипы, которые помогут ему безболезненно приобщаться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа рекомендуется уделить особое внимание рациону питания малыша, приучать есть всевозможные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и многое другое. Немаловажно обратить внимание на режим дня ребенка. Режим в жизни ребенка играет особую роль, и резкая его смена - это, безусловно, дополнительный стресс. Родителям будущих дошкольников советуем заранее узнать режим детского сада и начинать его постепенно вводить дома, адаптировать к нему ребенка. Так же важно обратить внимание на навыки самообслуживания и самостоятельности. Ребенок умеющий есть, раздеваться, одеваться не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых.
2 этап — основной. Основной задачей данного этапа является создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и постараться установить с воспитателями доброжелательные, партнерские отношения. Следует открыто и подробно рассказать воспитателю об особенностях ребенка : что он предпочитает в еде, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома.
Хотелось бы отметить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребность общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте ребенок нуждается в доброжелательном внимании и сотрудничестве взрослого. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Врачи и психологи различают три степени адаптации : легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая степень адаптации : к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов с детьми и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не больше одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений.
Средняя степень адаптации : поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
Тяжелая степень адаптации : характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и более) и тяжестью всех проявлений. Исследования показывают, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
Нужно стремиться к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду. Важно так же вырабатывать навыки общения ребенка, прежде всего, со сверстниками.
Как будет протекать период адаптации ребенка, во многом зависит от того, сумеет ли воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжения, согласовать методику проведения режимного процесса с семьей.
Для оптимизации процесса адаптации мы используем следующее:
— Взаимодействие с родителями. Родители взаимодействуют с воспитателем для того, чтобы реально оценить достижения и умения своего ребенка тем возрастным критериям, которые требует программа развития. И в зависимости от результата формируется индивидуальный план работы с семьей, для успешной адаптации ребенка в группе ДОУ. Упор уделяется на проблемные вопросы, такие как: режим, питание, сон, разлука с мамой, общение со сверстниками.
— Анкетирование. Например, с целью лучше узнать особенности и желания малыша для создания благоприятных условий его привыкания к новым условиям и развития.
— Наблюдение за ребенком. В период адаптации, во время утреннего приема, воспитатель обращает внимание на настроение ребенка. В процессе утренней гимнастики смотрит на реакцию ребенка, сформированные навыки (повторение движений за воспитателем). Во время приема пищи обращает на сформировавшиеся культурно-гигиенические навыки (умение самостоятельно держать ложку, кружку, аккуратности за столом и культуре).
— В самостоятельной деятельности: умение ребенка играть и находить контакт с другими детьми. А так же на способность организовать свой досуг. Во время анализа полученных результатов от наблюдения, воспитатель устанавливает индивидуальный план работы с конкретным ребенком для успешного преодоления адаптационного периода и комфортного пребывания ребенка в группе.
В нашем дошкольном учреждении в период адаптации ребенка, воспитателем используются элементы и телесной терапии (берет ребенка на руки, обнимает его, поглаживает; предлагает ребенку засыпать с его любимой игрушкой, рассказывает сказки, поет колыбельные перед сном).
После дневного сна ребенка в период адаптации с целью создания условий успешного пробуждения и бодрствования, воспитатель использует потешки во время проведения бодрящей и дыхательной гимнастики. Ребенок чувствует внимание, заботу воспитателя, идет на контакт и вливается в детский коллектив после пробуждения.
Одним из немаловажных условий успешной адаптации ребенка является готовность самих родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад. Важная форма адаптации семьи — экскурсия по детскому саду : знакомство родителей с персоналом ДОУ, с детьми группы, в которую пойдет их малыш. Специалисты ДОУ (врач, логопед, воспитатели группы) расскажут о режиме дня и правилах поведения в детском дошкольном учреждении. Ответят на все вопросы родителей.
Экскурсия проходит по всем основным помещениям, чтобы создать целостное впечатление не только о ясельной группе, но и дальнейшем пребывании их ребенка в детском саду. В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребенок, туалет, приемную. Это важный момент в работе с семьей. Мама сможет сама убедиться в том, что малышу будет комфортно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребенку, о том, как уютно и весело в детском саду.
Опыт работы подсказывает, что такая организация адаптационного периода позволяет дошкольникам быстрее привыкнуть к условиям дошкольного учреждения, наладить положительные взаимоотношения с воспитателями и сверстниками, а так же создает благоприятные условия для развития и воспитания дошкольников.