МААМ-картинки

Адаптация ребенка в детском саду

jkmuf bhbyf
Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой.

Как помочь ребенку адаптироваться

Публикация «Адаптация ребенка в детском саду» размещена в разделах

Процессы приспосабливания к новой обстановке затрагивают все сферы жизни малыша – они влияют на сон, аппетит, скорость утомляемости, гибкость реакций, психическую лабильность, степень устойчивости к раздражителям. Но реакция ребенка не всегда однозначна: он может с удовольствием идти в садик, спокойно расставаться с мамой по утрам, но при этом дома становиться более раздражительным и капризным, вялым – это тоже вариант адаптации.

Активный адаптационный период занимает обычно от двух-трех недель до двух месяцев, остаточный, не заметный обычному человеку, период может длиться до полугода. Процесс приспосабливания протекает у всех воспитанников по-разному, но условно психологи выделяют несколько основных групп:

• Активная адаптацияхарактеризуется бурной эмоциональной реакцией: малыш плачет при расставании с родителями, закатывает истерики, отказывается идти в детсад. Подобные эмоциональные проявления могут напугать мам и пап, но психологи считают их вариантом нормы. При стандартном развитии событий длится не больше 2-3 недель.

• Отложенная адаптация – в первые дни дети охотно и с удовольствием идут в садик, не демонстрируют негативных проявлений при расставании с родителями. Но через несколько дней либо спустя 2-3 недели наступает обратная реакция: у малыша резко меняется настроение, он отказывается идти в садик, закатывает истерики. Это самый распространенный вариант адаптации – на него приходится 35-40 %.

• Пассивная адаптация – развивается за счет соматических, а не психических ресурсов. Малыш с удовольствием идет в группу, не плачет и не капризничает, общается со сверстниками. Но параллельно с этим отмечаются проявления пассивной соматической реакции: изменяется аппетит, появляются необычные вкусовые пристрастия, ухудшается сон, ребенок быстрее утомляется, больше капризничает. Могут возникнуть расстройства кишечника, запоры, усилиться общая нервозность.

• Быстрая адаптация – встречается крайне редко и обычно представляет собой вариант пассивной или отложенной формы адаптации. Характеризуется максимально благоприятным развитием событий – ребенок с удовольствием идет в садик, спокойно переносит разлуку с матерью, внешние признаки стресса отсутствуют.

Чтобы облегчить адаптацию ребенка, педагогу важно строить работу постепенно, в несколько этапов:

- Взаимодействие с родителями.

Устраивая ребенка в дошкольное учреждение, родители вначале встречаются с заведующей ДОУ: руководитель проводит первую беседу с мамами и папами, знакомит их с системой работы детского сада, особенностями режима дня, образовательной программой. Заведующая составляет график постепенного приема воспитанников в группу, что позволяет сделать процесс адаптации более спокойным и комфортным.

Задачи педагога при взаимодействии с родителями – предоставить подробную информацию о том, где и как будет организовано пребывание малышей в детском саду. Воспитатель знакомит взрослых с помещениями группы, рассказывает о том, какие занятия будут проводить с детьми в течение дня. Важно расспросить родителей о том, какой режим дня был у ребенка до поступления в ДОУ, выяснить, какие проблемы тревожат их больше всего. Необходимо обеспечить индивидуальный подход, чтобы каждая мама почувствовала, что педагог выделяет конкретно ее малыша из общей массы воспитанников, готов учесть особенности его характера и развития.

Чтобы улучшить процесс адаптации воспитанника к детскому саду, воспитатель постоянно наблюдает за тем, как проходить адаптация у каждого дошкольника и дает мамам и папам советы, направленные на облегчение этого периода.

-Индивидуальный режим для каждого поступающего воспитанника.

К общему режиму детей приучают постепенно: сначала их приводят не на полный день, а на 2-3 часа. По мере привыкания оставляют на более длительное время. При желании мама может в первые дни оставаться в группе вместе с малышом. Но при этом родителям рекомендуют выполнять какую-то работу, а не водить ребенка за руку. Так ему будет проще привыкать к новому окружению.

-Воспитание самостоятельности.

Ребенку будет проще привыкнуть к новым условиям, если он освоил навыки самообслуживания, и ему не требуется помощь мамы. Малыша нужно приучать к горшку, учить самостоятельно питаться и одеваться. Как минимум половины еды во время приема пищи воспитанник должен съедать сам, а воспитатель лишь помогает ему, но не делает за него. Немотивированный отказ от пищи – распространенное явление в период адаптации, но ругать малыша за это не следует.

Легкая адаптация

Данный вариант характерен для большинства малышей с нормальными показателями психофизиологического развития и отличается быстрой приспосабливаемостью. Ребенок вливается в новый коллектив быстро – максимум за 2-3 недели. В течение этого времени у него нормализуются поведенческие реакции. Говорить о том, что малыш быстро и без особых проблем привыкает к детскому саду, можно, если он:

• С удовольствием идет в садик, не плачет и не капризничает при расставании с родителями.

• В группе первым идет на контакт со сверстниками.

• Без проблем обращается за помощью к воспитателю, глядя при этом ему в глаза.

• Легко подстраивается под распорядок дня, действующий в детском саду.

• Может занять себя на недолгое время.

• Охотно рассказывает маме и папе о том, чем занимались в детском саду.

При легкой степени адаптации аппетит и сон у ребенка почти не нарушаются, активность меняется в незначительной степени, отсутствует чрезмерная возбудимость. Отношения с родными людьми остаются на прежнем уровне. Снижение защитных сил организма выражено слабо, у малыша не развиваются острые заболевания, не обостряются хронические патологии.

Привыкание средней тяжести

Период привыкания при средней адаптации растягивается до полутора месяцев. В течение этого периода у ребенка отмечается неустойчивое настроение, периодически наблюдаются отсутствие аппетита, беспокойный сон. Снижается активность: малыши периодически плачут, плохо идут на контакт со сверстниками, не стремятся к исследованию нового пространства.

Адаптация протекает в средней степени, если ребенок :

• Неохотно расстается с родителями, плачет после их ухода, но при попытках воспитателя отвлечь его быстро включается в игру.

• В течение дня общается с другими воспитанниками, но периодически замыкается в себе.

• Придерживается распорядка дня, принятого в садике, но иногда возникают проблемы со сном, в некоторых случаях малыш может отказываться от пищи.

• Адекватно реагирует на замечания воспитателя, в редких случаях может становиться зачинщиком или провокатором конфликтных ситуаций.

В первые недели наблюдается явная выраженность изменений в деятельности вегетативной нервной системы: бледность, покраснение щек, потливость, усиление проявлений диатеза. Отмечается повышенная подверженность простудным заболеваниям, могут обостриться хронические болезни.

Тяжелая адаптация

Дети, которые тяжело переносят адаптацию, встречаются очень редко – обычно речь идет о малышах, которые не были социализированы до посещения детского сада. Процесс приспосабливаемости протекает сложно: ребенок категорически отказывается идти в группу, цепляется за родителей, рыдает и его невозможно отвлечь. Стресс неблагоприятно сказывается на здоровье, в результате чего одно заболевание сменяется другим, иммунитет резко падает. Возможен и другой вариант развития тяжелой адаптации – дети начинают демонстрировать открытую агрессию, ведут себя неадекватно либо уходят в себя, не реагируя на попытки воспитателя вовлечь в совместную деятельность.

Продолжительность привыкания в такой ситуации составляет от двух месяцев до года, в некоторых случаях психологи выносят вердикт о полной дезадаптации ребенка, которая не позволяет посещать дошкольное учреждение.

Особенности протекания тяжелой адаптации :

• Стойкие нарушения аппетита – может наблюдаться стойкий отказ от пищи, в некоторых случаях возникает невротическая рвота.

• Выраженные проблемы со сном – малыш плохо и долго засыпает, часто вскрикивает во сне, просыпается со слезами, сон очень короткий и чуткий.

• Подавленное настроение – ребенок выглядит подавленным, апатичным, избегает сверстников либо демонстрирует по отношению к ним выраженную агрессию, дерется или кусается.

• Полное отсутствие желания идти в садик – громкий плач, истерики, ступор, ребенок цепляется за маму, выражает бурный протест против посещения детского сада.

• Проблемы со здоровьем – потеря веса, проявления нейродермита, высокая подверженность любым инфекциям.

• Замедление темпов развития – ухудшается речь, могут быть утрачены имеющиеся бытовые навыки и умения.

В тяжелых случаях на восстановление малыша может потребоваться более года, но полная неприспособленность к детскому саду – крайне редкое явление. Поэтому при возникновении проблем с привыканием важно своевременно обратиться к специалистам – психологу, неврологу, педиатру, чтобы выработать грамотный план действий. Иногда рекомендуется повременить с посещением дошкольного учреждения, отложив этот период еще на год.

Чтобы облегчить адаптацию ребенка, педагогу важно строить работу постепенно, в несколько этапов:

1. Взаимодействие с родителями.

Устраивая ребенка в дошкольное учреждение, родители вначале встречаются с заведующей ДОУ: руководитель проводит первую беседу с мамами и папами, знакомит их с системой работы детского сада, особенностями режима дня, образовательной программой. Заведующая составляет график постепенного приема воспитанников в группу, что позволяет сделать процесс адаптации более спокойным и комфортным.

Задачи педагога при взаимодействии с родителями – предоставить подробную информацию о том, где и как будет организовано пребывание малышей в детском саду. Воспитатель знакомит взрослых с помещениями группы, рассказывает о том, какие занятия будут проводить с детьми в течение дня. Важно расспросить родителей о том, какой режим дня был у ребенка до поступления в ДОУ, выяснить, какие проблемы тревожат их больше всего. Необходимо обеспечить индивидуальный подход, чтобы каждая мама почувствовала, что педагог выделяет конкретно ее малыша из общей массы воспитанников, готов учесть особенности его характера и развития.

Чтобы улучшить процесс адаптации воспитанника к детскому саду, воспитатель постоянно наблюдает за тем, как проходить адаптация у каждого дошкольника и дает мамам и папам советы, направленные на облегчение этого периода.

1. Индивидуальный режим для каждого поступающего воспитанника.

К общему режиму детей приучают постепенно: сначала их приводят не на полный день, а на 2-3 часа. По мере привыкания оставляют на более длительное время. При желании мама может в первые дни оставаться в группе вместе с малышом. Но при этом родителям рекомендуют выполнять какую-то работу, а не водить ребенка за руку. Так ему будет проще привыкать к новому окружению.

2. Воспитание самостоятельности.

Ребенку будет проще привыкнуть к новым условиям, если он освоил навыки самообслуживания, и ему не требуется помощь мамы. Малыша нужно приучать к горшку, учить самостоятельно питаться и одеваться. Как минимум половины еды во время приема пищи воспитанник должен съедать сам, а воспитатель лишь помогает ему, но не делает за него. Немотивированный отказ от пищи – распространенное явление в период адаптации, но ругать малыша за это не следует.

3. Отсутствие дополнительного стресса.

Если ребенок чувствует себя комфортнее с соской, не нужно резко отучать его от нее во время адаптационного периода. Многие малыши не желают расставаться с любимыми игрушками – ни в коем случае нельзя им запрещать приходить с ними из дома.

Что влияет на адаптацию здоровья

Приспосабливание ребенка к новым условиям протекает по-разному: на успешность этого процесса влияет множество факторов, начиная от состояния здоровья и заканчивая степенью привязанности к матери. Среди них особое значение занимает темперамент малыша. Психологи отмечают, что проще и быстрее привыкают к новой обстановке холерики и сангвиники. Намного сложнее приходится меланхоликам и флегматикам: они более медлительны, «заторможены», из-за чего им трудно вливаться в новый ритм жизни. Такие дети дольше всех едят, одеваются, выполняют задания, их приходится постоянно подгонять, что негативно отражается на детской психике.

Рассмотрим другие ключевые факторы:

Возраст ребенка

Стремление отдать малыша в детский сад как можно раньше зачастую оборачивается дополнительными проблемами. Адаптация детей младше двух лет обычно протекает намного сложнее, поскольку в таком возрасте они еще не умеют нормально взаимодействовать со сверстниками и взрослыми людьми. Оптимальный период для привыкания к садику у каждого малыша индивидуальный – это зависит от особенностей психического и физического развития. Но в целом, как уверено большинство психологов, лучшее время для адаптации – 3 года.

Этот возраст психологи определяют как кризисный. После его завершения у малыша увеличивается степень самостоятельности, уменьшается психологическая зависимость от матери, соответственно, разлука с ней на несколько часов уже не становится настолько критической, как у детей двух лет и младше. Поэтому спешить отправлять кроху в дошкольное учреждение не следует: в возрасте 1-3 лет отношения между родителями и детьми только формируются, из-за чего длительная разлука с матерью может стать причиной серьезного нервного срыва у малыша.

Дополнительный плюс в пользу трехлеток – их повышенная самостоятельность, хорошее владение базовыми навыками: они уверенно ходят на горшок, умеют пользоваться столовыми приборами, многие пытаются одеваться без помощи взрослых. Это существенно упрощает привыкание к детскому саду.

Адаптация малышей, которые начали посещать детский сад – процесс неоднородный, специалисты выделяют несколько периодов, которые отличаются степенью выраженности негативных реакций. Подобная классификация довольно условна, но тем не менее позволяет понять, насколько успешно будет привыкать малыш к новым условиям.

Первый этап – острая фаза или, как его еще называют, период дезадаптации.

Характеризуется наличием у ребенка выраженных психологических и физиологических изменений: частота сердечного ритма уменьшается или, напротив увеличивается, повышается или понижается кровяное давление. Кроме того, увеличивается степень восприимчивости к инфекциям, из-за чего малыши часто болеют, только начав ходить в детский сад, либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями, На данном этапе происходит максимальная мобилизация ресурсов детского организма. Поэтому у многих воспитанников отмечается чрезмерное напряжение и возбуждение, они становятся капризными, плаксивыми и даже истеричными. В период острой фазы у ребенка могут возникать нарушения сна и аппетита, по утрам нередки истерики, связанные с отсутствием желания идти в садик.

Второй этап – умеренно острая фаза, собственно адаптация.

В этот период малыш начинает постепенно привыкать к новой обстановке, его поведение улучшается, восстанавливаются физиологические показатели. Выраженность негативных реакций уменьшается: улучшаются сон и аппетит, снижается нервная возбудимость, приходит в норму психоэмоциональная сфера. Но полной стабилизации не происходит: на протяжении данной фазы могут возвращаться негативные реакции в виде капризов, истерик, нежелания расставаться по утрам с мамой, либо проявляет стойкие нарушения поведения: бурная отрицательная реакция (не расстаётся со своими любимыми игрушками, принесёнными из дома, старается уйти, спрятаться, сидит в приёмной, постоянно зовёт маму, спит сидя). Таким образом, негативное отношение ко всей группе сменяется очень вялым безразличным состоянием. Такие дети нуждаются в консультации врача и психолога.

Третий этап – заключительный, фаза компенсации.

Задача педагога - удержать вновь поступившего ребёнка на 1-ой (лёгкой) степени адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыкам общения, прежде всего со сверстниками. Воспитателям групп необходимо работать в тесном контакте с педагогом-психологом, медицинской сестрой и родителями воспитанников.

Характеризуется полной стабилизацией состояния психоэмоциональной сферы малыша. В течение этого периода психологические и физиологические показатели приходят в норму, ребенок успешно осваивается в коллективе, ведет себя спокойно, по утрам без проблем расстается с родителями и с удовольствием идет в группу.

Кроме того, данный этап отличается ускоренным темпом развития психических процессов. Малыш успешно овладевает новыми умениями и навыками: учится самостоятельно умываться, пользоваться горшком, одеваться, проявляются его творческие способности.

Поскольку предполагается, что адаптация состоит из нескольких последовательных стадий, важно регулярно наблюдать движение – пусть даже и постепенное. Но если в течение 2-3 недель и более в процессе адаптации не происходит никаких изменений, значит, существует проблема, которая способствует торможению приспособления к новым условиям, а организм ребенка не справляется с возникшими изменениями.

Легкая адаптация

Данный вариант характерен для большинства малышей с нормальными показателями психофизиологического развития и отличается быстрой приспосабливаемостью. Ребенок вливается в новый коллектив быстро – максимум за 2-3 недели. В течение этого времени у него нормализуются поведенческие реакции. Говорить о том, что малыш быстро и без особых проблем привыкает к детскому саду, можно, если он:

• С удовольствием идет в садик, не плачет и не капризничает при расставании с родителями.

• В группе первым идет на контакт со сверстниками.

• Без проблем обращается за помощью к воспитателю, глядя при этом ему в глаза.

• Легко подстраивается под распорядок дня, действующий в детском саду.

• Может занять себя на недолгое время.

• Охотно рассказывает маме и папе о том, чем занимались в детском саду.

При легкой степени адаптации аппетит и сон у ребенка почти не нарушаются, активность меняется в незначительной степени, отсутствует чрезмерная возбудимость. Отношения с родными людьми остаются на прежнем уровне. Снижение защитных сил организма выражено слабо, у малыша не развиваются острые заболевания, не обостряются хронические патологии.

Привыкание средней тяжести

Период привыкания при средней адаптации растягивается до полутора месяцев. В течение этого периода у ребенка отмечается неустойчивое настроение, периодически наблюдаются отсутствие аппетита, беспокойный сон. Снижается активность: малыши периодически плачут, плохо идут на контакт со сверстниками, не стремятся к исследованию нового пространства.

Адаптация протекает в средней степени, если ребенок :

• Неохотно расстается с родителями, плачет после их ухода, но при попытках воспитателя отвлечь его быстро включается в игру.

• В течение дня общается с другими воспитанниками, но периодически замыкается в себе.

• Придерживается распорядка дня, принятого в садике, но иногда возникают проблемы со сном, в некоторых случаях малыш может отказываться от пищи.

• Адекватно реагирует на замечания воспитателя, в редких случаях может становиться зачинщиком или провокатором конфликтных ситуаций.

В первые недели наблюдается явная выраженность изменений в деятельности вегетативной нервной системы: бледность, покраснение щек, потливость, усиление проявлений диатеза. Отмечается повышенная подверженность простудным заболеваниям, могут обостриться хронические болезни.

Тяжелая адаптация

Дети, которые тяжело переносят адаптацию, встречаются очень редко – обычно речь идет о малышах, которые не были социализированы до посещения детского сада. Процесс приспосабливаемости протекает сложно: ребенок категорически отказывается идти в группу, цепляется за родителей, рыдает и его невозможно отвлечь. Стресс неблагоприятно сказывается на здоровье, в результате чего одно заболевание сменяется другим, иммунитет резко падает. Возможен и другой вариант развития тяжелой адаптации – дети начинают демонстрировать открытую агрессию, ведут себя неадекватно либо уходят в себя, не реагируя на попытки воспитателя вовлечь в совместную деятельность.

Продолжительность привыкания в такой ситуации составляет от двух месяцев до года, в некоторых случаях психологи выносят вердикт о полной дезадаптации ребенка, которая не позволяет посещать дошкольное учреждение.

Особенности протекания тяжелой адаптации :

• Стойкие нарушения аппетита – может наблюдаться стойкий отказ от пищи, в некоторых случаях возникает невротическая рвота.

• Выраженные проблемы со сном – малыш плохо и долго засыпает, часто вскрикивает во сне, просыпается со слезами, сон очень короткий и чуткий.

• Подавленное настроение – ребенок выглядит подавленным, апатичным, избегает сверстников либо демонстрирует по отношению к ним выраженную агрессию, дерется или кусается.

• Полное отсутствие желания идти в садик – громкий плач, истерики, ступор, ребенок цепляется за маму, выражает бурный протест против посещения детского сада.

• Проблемы со здоровьем – потеря веса, проявления нейродермита, высокая подверженность любым инфекциям.

• Замедление темпов развития – ухудшается речь, могут быть утрачены имеющиеся бытовые навыки и умения.

В тяжелых случаях на восстановление малыша может потребоваться более года, но полная неприспособленность к детскому саду – крайне редкое явление. Поэтому при возникновении проблем с привыканием важно своевременно обратиться к специалистам – психологу, неврологу, педиатру, чтобы выработать грамотный план действий. Иногда рекомендуется повременить с посещением дошкольного учреждения, отложив этот период еще на год.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» МБДОУ «Гдовский детский сад №4» «Адаптация детей в детском саду» Воспитатель: Прокофьева Ольга Николаевна 2016 год Адаптация - это приспособление.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!»Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду: первый раз в детский сад!» Уважаемые родители! Мы очень рады всех вас видеть! Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни вашего ребенка –он идет в детский.

Консультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому садуКонсультация для родителей. Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду «Первый раз в детский сад: что происходит с ребенком» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни,.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» В жизни каждой семьи в определенный период времени наступает момент, когда их любимый сын или дочь начинают посещать детский сад. Для малышей.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду» «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?» - не спешите лопатить.

Консультация для родителей «Адаптация в детском саду»Консультация для родителей «Адаптация в детском саду» Адаптация в детском саду – это сложный психологический процесс, который затрагивает абсолютно всех участников адаптации и работников детского.

Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду»Консультация дпя родителей «Адаптация в детском саду» Вот и пришло время отдавать ребёнка в детский сад. Наступает новый период в жизни малыша, происходят следующие изменения: четкий режим дня,.

Адаптация детей в детском саду I. Актуальность проблемы адаптации. Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут.

Советы родителям «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду» Родители всегда волнуются, как ребенок перенесет адаптацию в детском саду? Чтобы адаптация прошла в легкой форме, надо прислушиваться к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация ребенка в детском саду
Опубликовано: 7 ноября 2022 в 11:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД