Анастасия Ханина
Адаптация в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация это по сути привыкание, к новым условиям жизни, не обязательно на другом конце континента, не обязательно в другом городе, а в новом месте, в коллективе.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Публикация «Адаптация в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Это прежде всего стресс, проверка организма на новые раздражающие факторы, если можно так сказать. Стресс для ребенка, для родителей и не простой период для воспитателя.
Одним словом, все друг к другу привыкают. Родители к воспитателям, дети к воспитателям.
Тут важно не просто отпустить ситуацию, а как можно более корректно вести себя в ней.
Каждый ребенок уникален, это не новость. Каждый ребенок для родителей самый самый лучший. У каждого свой характер, предпочтения, здоровье психическое и физическое, и семьи у всех тоже разные.
Адаптация ребёнка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, происходит ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжёлыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, нередко сказывается и на здоровье ребёнка.
Для ребёнка, не посещавшего детское учреждение, непривычно всё: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. д. Новая обстановка выводит ребёнка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.
Приём новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удаётся облегчить процесс привыкания детей к условиям его детского сада. Часто это связано с тем, что в группу приводят сразу несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке.
Вот это самое интересное на самом деле, когда трое новичков одновременно плачут, когда все подхватывают завывания сосредоточится не возможно практически никак, нервы надо иметь стальные и ни в коем случае не повышать голос на ревущих детей, погоды это не изменит, только хуже будет.
Не каждый ребенок будет сидеть на стульчике пока его развлекают зайчиком или белочкой. Некоторые в это время и убежать могут, и спрятаться и впасть в истерику, тут очень важно присутствие няни (помощника воспитателя) и главную роль конечно играет количество детей в целом. Вот у меня например, четверо детей из сада, переводные, и очень много новых из дома, и не всегда пример тихих и привычных к садику детей можно ставить в пример новичкам " Антон, сидит спокойно и играет в машинки, а ты плачешь"
Адаптацию детей младшего дошкольного возраста можно разделить на три вида: лёгкая, средняя и тяжёлая.
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. Ребёнок вливается в новый коллектив безболезненно, ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда его ведут в детский сад.
Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Малыш может периодически всплакнуть, но ненадолго. Этот период может длиться до двух-трёх месяцев. Чаще всего в это время заболеваний не избежать. Первые признаки того, что ребёнок адаптировался: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, нормальное эмоциональное состояние.
Тяжёлая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребёнка наблюдается ухудшение аппетита, вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна и мочеиспускания, резкие перепады настроения, частые капризы. Малыш часто болеет, что связано с нежеланием идти в детский сад. Такие дети чувствуют себя в коллективе неуверенно, ни с кем не играют.
При тяжёлой адаптации возможен её срыв, который может привести к заболеванию ребёнка.
К невротическим реакциям, сопровождающим срыв адаптации, можно отнести: рвоту, пристрастие к личным вещам, наличие страхов, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции.
Чтобы адаптация ребёнка к детскому саду прошла успешно, нужно начать готовить малыша заранее.
1) Показать ребёнку детский сад, понаблюдать за прогулкой детей, которые уже ходят в садик. Рассказать о режиме детского сада, чтобы ребёнка не пугала неизвестность.
2) Научить ребёнка знакомиться с детьми, вместе играть, обмениваться игрушками.
3) В присутствии ребёнка не выказывать своих страхов по поводу детского сада, не давать знакомым высказываться критически в отношении принятого вами решения отдать ребёнка в детский сад. Уверенность родителей в правильности своего решения вселяет уверенность в ребёнка, что всё будет хорошо.
Дети приходят в детский сад по-разному:
- Одни, внимательно рассмотрев все, что есть в группе, начинают играть;
- Другие делают это с меньшей уверенностью, подолгу оставаясь зрителями, наблюдающими за происходящим;
- А третьи боятся расстаться с мамой, отклоняют все предложения воспитателя, много и громко плачут.
Причины разные: у ребенка нет опыта общения со взрослыми и сверстниками, в семье отсутствует режим дня, культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания не сформированы. Особенно страдают те дети, опыт общения которых ограничен рамками семьи.
Рекомендации родителям: Как надо вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.
1. Приложите все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье.
2. На время прекратите походы в гости, сократите просмотр телевизионных передач (ребенок в детском саду утомляется, а походы в любимые места не позволяют ребенку мобилизовать свои силы).
3. Одевать ребенка следует в соответствии с температурой в помещении группы. Его иммунная система в период адаптации ослабевает – любая инфекция может привести к заболеванию, которое прервет процесс адаптации, и после выздоровления ребенку снова придется проходить все заново.
4. Необходимо в выходные дни организовать такой же режим, как и в детском саду.
Пусть первые дни посещения детского сада станут для него приятными и оставят положительный отпечаток в сознании.