Получи документы

Активные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Ольга Суродина
Активные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Активные формы взаимодействия

учителя – логопеда

с родителями

Одним из направлений коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.

Работа логопеда с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, имеет целью:

Публикация «Активные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями» размещена в разделах

- оказать квалифицированную помощь родителям в преодолении недоразвития речи ребёнка;

- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и детьми.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребёнка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях родители, выработанные в процессе сотрудничества с логопедом решения считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребёнка.

В основе работы логопеда с родителями лежат следующие принципы:

- принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе с ребёнком необходимо участие разных специалистов, таких, как психиатр, психолог и др. При этом необходимы не только наблюдение и консультации ребёнка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;

- принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребёнка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;

- принцип сотрудничества между родителями и логопедом, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнёра по коррекционному процессу. Точно так же отношения между логопедом и ребёнком и родителями и ребёнком должны строиться по принципу личностно ориентированной педагогики – на «уровне глаз» ребёнка, используя приём «глаза в глаза»;

- принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве;

- принцип ведущей деятельности. В работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов, «ведущих» семью (например, психолога и психиатра).

Основными направлениями в работе логопеда с семьей, являются:

- изучение особенностей семейного воспитания ребёнка;

- разработка и реализация совместно с семьёй индивидуальных программ помощи ребёнку;

- просвещение родителей с целью расширения представлений об особенностях развития детей с нарушением речи и методам обучения коррекционно - развивающей работы с ними;

- разработка на дифференцированной основе системы взаимодействия с семьями детей с целью коррекции детско-родительских отношений.

В логопедической науке выработаны наиболее эффективные формы организации коррекционно-педагогического процесса и сотрудничества логопеда с семьей (по мнению Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной [2], В. В. Ткачёвой В. В. [3], Л. М. Крапивиной [1] и др.)

1. Коллективные формы взаимодействия.

2. Индивидуальные формы работы с семьей.

3. Формы наглядно- информационного обеспечения.

Эффективно применять все заявленные выше формы работы логопеда с родителями.

Так, общие родительские собрания предполагают информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы, а именно: решение организационных вопросов, обмен опытом семейного воспитания. Особый интерес родителей и детей представляют родительские собрания в нетрадиционной форме.

Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп 3 раза в год по мере необходимости. Задачами таких собраний является обсуждение с родителями задач, содержания и форм коррекционной работы, а именно: сообщение о формах и содержании коррекционной работы в семье, решение текущих организационных вопросов, сообщение логопеда о результатах диагностики, продвижении детей, итогах обучения за год.

Логопеду целесообразно систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с детьми. На собрании родителей следует познакомить со структурой и работой данного учреждения, программой воспитания и обучения, задачами и содержанием работы в течение всего года, а также с правилом и распорядком дня. Уместно поговорить о необходимости проведения с детьми серьёзной коррекционно-воспитательной работы, подвести родителей к пониманию того, что предстоит приложить немало собственных усилий для развития ребёнка.

Эффективно на собрании предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании, т. к. часто бывает, что отношение родителей к речевому дефекту ребёнка неоднозначно. Поэтому особое значение приобретают беседы с родителями, (они могут быть как индивидуальные, так и коллективные, где достаточно чётко и ясно логопед объясняет трудности, которые могут возникнуть у ребёнка в процессе дальнейшего обучения.

Наиболее продуктивными являются построения бесед в коллективной форме по типичным вопросам, интересующих родителей : «Психофизиологические особенности речевого развития детей», «Основные направления коррекции недоразвития речи», «Причины речевых нарушений», «Как помочь ребёнку при обучении чтению», «Как подготовить руку ребёнка к письму» и т. п.

В отдельных случаях немаловажно включать в работу с родителями коллективную консультативную помощь, наиболее актуальными темами, которой являются: «Единство требований детского сада и семьи», «Подготовка ребёнка к общению»; «Семейные фотографии развивают речь» и т. п. Эффективны чёткие и содержательные консультации.

Основными, наиболее приоритетными задачами в организации работы логопеда с родителями являются : формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребёнком в качестве активных участников коррекционного процесса.

Как показывает опыт, родители отмечают, что приёмы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.

На последующих родительских собраниях целесообразно подвести итоги за первое полугодие, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого и общего развития каждого ребёнка, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Лекторий для родителей «Помоги своему ребёнку», круглые столы, вечера вопросов и ответов знакомят родителей с проблемами воспитания и обучения дошкольников и путями преодоления этих проблем, здесь обсуждаются проблемы воспитания и обучения детей логопедом, психологом и родителями.

Проведением праздников и досугов с родителями занимаются специалисты ДОУ (спортивные семейные развлечения, посиделки-вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей). Это даёт возможность поддержать благоприятный психологический микроклимат в группах, включить в этот процесс семью. Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослым, закрепления пройденного материала оказываются совместный с детьми театр, праздники, конкурсы, походы, экскурсии.

День открытых дверей проводится администрацией в апреле для родителей детей, поступающих в детский сад в следующем учебном году. Задачей данной формы взаимодействия ДОУ и семьи является знакомство с учреждением, направлениями и условиями его работы. Эффективно познакомить их с основными приёмами постановки звуков, объяснить выполнение заданий, показать те или иные игровые приёмы, используемые в работе с детьми.

Логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребёнка и перспективы их исправления. Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы его задачах и содержании. Анкетирование родителей выявляет анамнестические данные каждого ребёнка. Сбор анамнестических данных осуществляется логопедом в ходе обследования детей на начало обучения. Необходимую информацию о ребёнке и его семье, а также трудностях, с которыми сталкиваются родители в вопросах обучения и воспитания детей логопед получает от родителей на протяжении всего периода обучения.

Анкетирование также может предполагать определение запросов родителей о дополнительном образовании детей, определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей, выявление мнения родителей о ДОУ.

Посещение семьи ребёнка помогает выявить экономическое состояние семьи, культурный статус, психологический портрет членов семьи, уровень их взаимодействия, отношение родителей к речевому дефекту ребёнка.

Индивидуальные беседы и консультации специалистов с родителями побуждают к обмену мнениями, способствуют установлению взаимопонимания, дают родителям полезные сведения и вооружают их практическими рекомендациями, проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задачи индивидуальных бесед и консультаций – оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания, оказание индивидуальной методической помощи.

Родительский час ставит задачей проинформировать родителей о ходе образовательной работы с ребёнком, разъяснение «домашних» заданий.

Публикации по теме:

О курсах повышения квалификацииО курсах повышения квалификации 24 марта по 18 апреля я проходила курсы повышения квалификации в городе Белгороде в ОГАОУ ДПО "Белгородский институт развития образования".

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями
Опубликовано: 15 октября 2014 в 08:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Суродина (УИ 254747) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД