МААМ-картинки

Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры

Самарина Татьяна Васильевна
Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Публикация «Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» размещена в разделах

Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.

Народноеискусство – это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции- хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы и в начальной школе. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Русская народная культура – неиссякаемый источник народной мудрости, в котором сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию дошкольником материала народного наследия представляется важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, к общечеловеческим ценностям, к родному языку.

В современной окружающей жизни дети окружены в основном современными ритмами, современными игрушками, компьютерными играми, мультфильмами с супергероями. Все это не всегда отличается хорошим вкусом и не способствует становлению нравственной личности. Поэтому актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской народной культуре, познакомить с её истоками, традициями, ремеслами, фольклором.

Конечно, каждому родителю и педагогу хочется, чтобы дети выросли не только умными и талантливыми, но и порядочными, добрыми, отзывчивыми. Перед обществом стоит актуальная задача – как привить нашим детям с малых лет духовные ценности и нравственные качества. Изучая эту проблему, я обратилась к опыту народной педагогики. Определить педагогические подходы помогли идеи выдающихся русских философов и педагогов В. А. Сухомлинского, И. А. Ильина, Е. А. Флериной, которые придавали огромное значение влиянию народной культуры на духовно-нравственное развитие человека. Так же данный опыт опирается на программу О. Л. Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Национальные культуры составляют основу человечества, однако современные народы сближены цивилизацией, а культурой - разлучены. Знакомство ребенка с культурой других народов позволяет формировать в нем эстетический вкус, а внутреннее единство будет стимулировать взаимопонимание. Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.);

- эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления - информационного насыщения

- важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

- обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Приобщения детей к национальной культуре и традициям приоритетными направлениями в деятельности ДОУ можно назвать следующие:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультурный, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов. Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории и истории других народов, сформировать первичные ценностные ориентации. В ходе режимных моментов в рамках проведения тематической недели можно познакомить детей с народными обычаями и традициями. Во время прогулок познакомить детей с народными обычаями: нельзя наносить вред природе, ловить или убивать молодых птиц, рубить молодые деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы, бросать мусор и загрязнять воду в озерах и реках. Знакомство с данными обычаями помогает детям освоить элементарные правила поведения в природе. Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам.

У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.

Список литературы:

1 Баранникова О. Знакомим дошкольников с государственной символикой России. //Дошкольное воспитание - №8 – 2017 - С. 54 – 58.

2 Берсенева Л. Хранители традиций народной игрушки. // Дошкольное воспитание - №7 – 2009 – С. 46 – 52.

4 Князева О. П., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Санкт-Петербург:Детство-Пресс 1999. – 304 с.

5 Мацкевич М. Дорогами сказки. // Дошкольное воспитание - №3 – 2017 – С. 38 – 44.

6 Поштарева Т., Мажаренко С. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности. // Дошкольное воспитание - № 12 – 2007 – С. 28 – 36.

8 Рафаенко В. Я. Народные художественные промыслы. – Москва: Знание, 1998. – 172 с.

9 О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006. – 168 с.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества»Фотоотчет «Приобщение детей к истокам культуры казачества» Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государство,но и историю и традиции национальной культуры, осознавать, понимать.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие мышления у дошкольников с ОВЗ. Актуальность проблемы. Наше время смело можно назвать временем перемен. Мы живём в веке новых технологий, когда очень ценится человек мыслящий, ищущий, творческий,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры
Опубликовано: 22 июля 2021 в 20:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» (включая файлы) размещена пользователем Самарина Татьяна Васильевна (УИ 1813491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД