Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе

Наталья Журавлева
Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе

«…творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается уже в детские годы.

Наряду с этим, ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ре-бенка. Прежде всего это связано с направленностью на удовлетворение потребностей ребенка во всестороннем развитии, становлении его как духовной сущности, понимающей себя и окружающий мир.

Одной из важных задач ФГОС дошкольного образования является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Особое место в этом процессе занимает художественно-эстетическое развитие. В настоящее время оно выступает в качестве воспитания способности целенаправленно воспринимать, любить, ценить прекрасное как в жизни, так и в произведениях искусства, а также формирования стремления самому вносить элементы прекрасного во все стороны жизни и посильно творчески проявлять себя в искусстве. Иными словами, художественно-эстетическое воспитание — это формирование в человеке чувства «прекрасного», развитие и активизация творческого, чуткого, созидающего и ответственного отношения к красоте окружающего мира и самому себе в этом мире.

Что же такое творческие способности?

Хочу представить вашему вниманию несколько трактовок, определяющих понятие творческие способности:

Теплов Борис Михайлович (советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии): творческие способности - определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

Шадриков Владимир Дмитриевич (советский и российский психолог, автор теории способностей): творческие способности - свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.

Мотков Олег Иванович (российский психолог, кандидат психологических наук) творческие способности: способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Педагогическая энциклопедия: синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно–творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.

С философской точки зрения: творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Проанализировав различные определения, можно обобщить, что под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Какой возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей?

За ответом на этот вопрос можно обратиться к исследованиям психологов, проводившим многолетние эксперименты. Оказывается, что мнения таких психологов, как Эрих Фромм (немецкий социальный психолог, Игорь Павлович Волков (педагог-новатор, кандидат педагогических наук, Олег Иванович Мотков и других совпадают. Ими установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т. п.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Каковы условия эффективного развития творческих способностей дошкольников:

создание ситуаций выбора, когда процесс обучения включает задания, выполняющиеся с учётом воображения;

организация сотворчества в детском коллективе с созданием условий для проявления и развития творческих способностей каждого;

использование технологии развития творческого мышления.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Способы стимулирования творческих способностей.

• обеспечение благоприятной атмосферы;

• доброжелательность со стороны педагога, его отказ от критики в адрес ребёнка;

• обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

• поощрение высказывания оригинальных идей;

• обеспечение возможностей для практики;

• использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

• предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Важность развития творчества дошкольника, его способности при решении поставленной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех воспитанников качеств и склонностей, обычно выделяемых как характерные черты творческой личности.

Таким образом, можно сделать вывод - творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Литература:

1. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М. : Роспедагенство, 1994.

2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. -М. :Изд. Центр “Академия”,2002.

3. Мотков О. И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. -М. : “Треугольник”,1993.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС «Социально – коммуникативное развитие дошкольников. Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС ДО» «Умение ребёнка позитивно.

Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Наша армия
  • Наша армия
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе
Опубликовано: 13 июня 2019 в 13:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. Всемирный день защиты слонов в зоопарках

Начиная с 2009 года, ежегодно 20 июня во всем мире отмечается экологический праздник — Всемирный день защиты слонов в зоопарке. Защитники природы призывают зоопарки отказаться от содержания в неволе этих...

19 июня. Всемирный день детского футбола

В футбол можно играть где угодно, был бы мяч. Дети всех стран и народов с удовольствием гоняют футбольный мяч по спортплощадкам и стадионам, дворам и пустырям. Все знаменитые футболисты прошлого и...

Коллективная аппликация «Наше лето»
Групповая работа средней группы "Капитошки", готова представить вашему вниманию композицию под названием " Наше лето". Потребовалось нам для этой работы:...
Пословицы про лето для детей старшего дошкольного возраста
Фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы тесно связаны с развитием речи. Они также...
Дидактическая игра-вкладыши «Собери цветок» для детей раннего возраста
В рамках тематической недели «Лето пришло! Лето радость принесло! » для малышей мной была изготовлена дидактическая игра "Собери цветок". Игра...