Папки-передвижки

Проблемы развития творческого потенциала школьников

Любовь Бударова
Проблемы развития творческого потенциала школьников
▼ Скачать + Заказать документы

Л. А. Бударова,

Учитель,

Муниципальное казенное общеобразовательное

Учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»

Коломенского городского округа Московской области»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Творчество человека всегда рассматривается, как форма его активности, выполняющее преобразующую и развивающую функции. Важнейшим условием творчества является наличие потенциала и способностей к выполнению определённых действий. Управление творчеством возможно только при создании благоприятных для этого условий. Способность человека к творчеству проявляется в процессе его жизнедеятельности. Следовательно, развитие и стимулирование активности в развитии творческого потенциала в работе может выступать в качестве самостоятельной педагогической задачи. Основным условием развития творчества выступает организация творческой деятельности.

Публикация «Проблемы развития творческого потенциала школьников» размещена в разделах

Ключевые слова: Творчество, актуальность, потенциал, способности, развитие.

Abstract : A men’s creative work is always considered as a kind of his activity and issue that also performs transformative and developing functions.

Capacity and ability to perform some certain actions are the two most importants points for creative work.

The necessary condition for creative work management appropriate environment. A person’s ability to create becomes apparent to the process of his life. Therefore, the development and stimulation of such activities can be observed as an independent pedagogical aim. So, the principal condition for creative work development is arrangement of creative work.

All in all, arrangement of creative activity is the core point in development of creative work.

Key words : Creative work, urgency, potential, abilities, capacity, development, mental faculties.

Творчество выступает основой полноценной жизнедеятельности человека. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих способностей, умений и навыков учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Способности как специфические характеристики протекания психических процессов, обеспечивающие успешность той или иной деятельности, могут актуализироваться и развиваться в условиях деятельности. Однако, спекцифика школьного возраста, в том, что не все виды деятельности пока доступны ребенку. Поэтому актуально рассматривать развитие творческого потенциала школьника.

Развитие ориентировано на то, что возможности любого человека всегда богаче, чем этого требует какой-либо определенный вид деятельности, что сфера истинного бытия человека - это сфера выхода за свои рамки. Образование, как развивающаяся система, постоянно экстраполирует себя в будущее, а свое будущее проецирует на настоящее, следовательно, потенциал всегда богаче настоящих результатов[2]. Потенциал есть не констатация уровня развития в настоящем, но и того, что может развиться в будущем. Творческий потенциал может рассматриваться как нереализованные, но имеющиеся в системе возможности, направленные на такое совершенствование способностей, которые позволяют говорить о творческих характеристиках личности, складывающихся из взаимообогащения специальных способностей, инициативы, мотивации достижения и направленность на инновации, совершенствование деятельности.

В XXI веке, когда мышление человека активно технологизируется, развитие образной сферы, которое активно происходит в процессе музыкального образования, приобретает все большее значение. Социальное значение музыкального искусства огромно, оно способствует гармоничному, взаимодополняющему развитию интеллектуальной и эмоциональной сферы человека[4]. Сегодня эмоциональное мышление и эмоциональное восприятие мира необходимо людям всех специальностей и профессий.

Творчество рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию, и как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения[5].

Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном, музыкальном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного учащегося? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируются целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс[1]. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества :

• Подготовка (зарождение идеи).

• Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

• Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

• Проверка.

Результатом творчества является творческий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Творчество есть выход за пределы заданного в нем, проявляется также активность бессознательных психических процессов. Творчество проявляется в потенциальной (творческий потенциал) или в актуальной (творческая активность) форме.

Творческий потенциал интеллектуально одаренного человека характеризует его личность в целом и представляет собой систему когнитивных и аффектвиных компонентов, представленных интеллектуальными (оригинальность, гибкость, адаптивность, беглость и оперативность мышления; легкость ассоциаций; уровень творческого воображения, и личностными (мотивационными, эмоциональными, волевыми, рефлексивными и ценностно-смысловыми) характеристиками в их взаимодействии[7].

Управление творчеством возможно путем создания благоприятных для этого условий: содержание творческой активности; создание творческой среды; направленность формирующей работы на развитие творческой личности. Важным условием творческой активности человека в процессе изучения искусства является возможность понимания и активного использования символического языка искусства[6]. Целенаправленное развитие понимания является важной частью гуманизации образования[3].

Способность человека к творчеству проявляется в процессе его жизнедеятельности, при этом любой из видов деятельности может осуществляться индивидом, как на репродуктивном, так и на творческом уровне. Степень проявления творчества обусловлена, с одной стороны, творческим потенциалом самого человека, а с другой – уровнем его активности в развитии и реализации собственного творческого потенциала. Следовательно, стимулирование активности в развитии своего творческого потенциала может выступать в качестве самостоятельной педагогической задачи в процессе воспитания творческой личности. Чем выше готовность личности к развитию собственного творческого потенциала, тем эффективнее протекает данный процесс и тем независимее становится человек как субъект собственного развития.

Успешность развития творческого потенциала обусловлено рядом факторов, к которым могут быть отнесены: личностные характеристики (эмоциональный тонус, интерес к искусству, уровень интеллеклуального развития ученика, а также социальные факторы (творческие задания на уроках музыки, увлеченность творческой деятельностью).

Основным условием развития творческого потенциала выступает целенаправленная организация творческой деятельности, что наиболее успешно реализуется при постановке проблемных ситуаций на уроке.

Литература

1. Аринина М. В. Вклад Г. Уолласа в развитие социальной психологии // Вестник университета (Государственный Университет Управления, 2008, №7 (45). – С. 16-18 (0,4 п. л.)

2. Байгильдина З. Ф. Творческий потенциал личности//Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 13. - №3. – С. 693 – 695.

3. Звонова Е. В. Понимание художественного произведения в контексте гуманитарного образования//European Social Science Journal. - 2012. - № 11-1 (27). - С. 144-153.

4. Звонова Е. В., Кирсанова О. Н. Эмоциональное развитие и музыкальное образование//Социосфера. - 2013.- №2. – С. 78-80

5. Методика преподавания в вузе [Текст]. – М. : РГСУ, 2006.

6. Пестерева Н. А. Символические средства искусства и их понимание студентами//Вестник Российского нового университета. - 2013. - № 1. - С. 72-77.

7. Шост Юлия Вячеславовна. Психологические условия развития творческого потенциала интеллектуально одаренных подростков: диссертация. кандидата психологических наук : 19.00.07 / Шост Юлия Вячеславовна; [ Место защиты: Нижегор. гос. архитектур. -строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2008. - 231 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-19/96.

Публикации по теме:

Оформление уголка ИЗО для формирования творческого потенциала детейОформление уголка ИЗО для формирования творческого потенциала детей формление группы в детском саду является частью педагогического процесса, от которого зависит благополучное психофизиологическое состояние.

Типичные проблемы младших школьников «Типичные проблемы младших школьников» «Успех обучения ребёнка — в успешном сотрудничестве учителя, родителей и детей». Выполнила.

Мастер-класс «LEGO-конструирование как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста» Мастер – класс ТЕМА: LEGO конструирование, как средство развития творческого потенциала детей старшего возраста «Конструирование – «продуктивный.

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня, мы, будем говорить о творчестве педагогов, о нашем с вами творческом потенциале. И как его развить.

Конспект НОД по развитию творческого потенциала посредством продуктивной деятельности «Осенний лист» Продуктивная деятельность- работа из бросового материала Возрастная группа – подготовительная Тема «Осенний лист» Цель: Создание социальной.

Консультация для родителей «Развитие творческого потенциала дошкольников» Как обучать ребёнка? Задаются вопросом педагоги и родители. Ведь каждый ребёнок – это отдельный мир. Как помочь детям в обретении себя в.

Личностно-ориентированное занятие-игра, направленное на развитие творческого потенциала Тема занятия: Личностно-ориентированное занятие – игра, как развить творческий потенциал? Формат мероприятия: ролевая игра. Цель научить.

Мастер-класс для воспитателей «Правополушарное рисование как средство развития творческого потенциала» Цель: Раскрытие творческого потенциала, используя правополушарного рисования. Задачи: - Создать благоприятные условия для работы группы;.

Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельностиРазвитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться.

Эссе «Характер моего творческого потенциала» «Мы вступаем в новую эру воспитания, целью, которого является скорее открытие, нежели обучение.» (Маршал Макклюэн) ФГОС ДО предъявляет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы развития творческого потенциала школьников
Опубликовано: 2 марта 2019 в 20:04
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы развития творческого потенциала школьников» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Бударова (УИ 736612) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД