Получи документы

Актуальные вопросы дошкольного образования. Речевое развитие детей

Елена Стукова
Актуальные вопросы дошкольного образования. Речевое развитие детей

Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.

Публикация «Актуальные вопросы дошкольного образования, Речевое развитие детей» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговор-ного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лекси-ческой, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошколь-ном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситив-ный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диаг-ностико-коррекционное и профилактическое направление деятельности до-школьных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и прио-ритетных. Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошколь-ного возраста – сегодня составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее про-филактических аспектов в настоящее время является актуальной потреб-ностью и задачей дошкольного образования. Поэтому от уровня профес-сионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпели-вости воспитателя, но и одновременно – от его настойчивости, последова-тельности в работе зависят отношение самого ребенка к мерам предлагаемой педагогической помощи и мотивация к ее принятию.

Разнообразие методов обучения и организация детской деятельности при-обретает в логопедической работе особое значение. Личностно-ориентиро-ванная модель взаимодействия с детьми позволяет нам методически обога-тить само понятие «коррекционно-речевой процесс» как интересную, разно-образную и одновременно – целенаправленную и систематическую совмест-ную деятельность ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, предмет-но-практическую, театрализованную деятельность и др.

Одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов является включение в нее родителей, других членов семьи. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно пополняют репер-туар возможностей воспитателя.

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т. д., высокой занятости родителей бытовыми, семейными проблемами наблю-дается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим усло-вием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образова-тельно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержа-тельно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непре-рывность педагогического воздействия. Важнейшим условием преемствен-ности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции родителей и педагогов. Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родите-лей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

В дошкольном возрасте можно выделить разные направления воспитания и развития ребенка - физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетичес-кое, трудовое, экономическое, социальное, половое и другие направления. Одним из наиболее значимых направлений развития ребенка в дошкольный период детства является речевое развитие.

Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте - это овла-дение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных способностей (при этом индивидуальные различия речевого развития у детей одного возраста могут значительно отличаться).

Проблема речевого развития детей остается актуальной и на сегодняшний день, подтверждением чему служат все новые и новые исследования ученых, публикации опыта работы практиков дошкольного образования.

На основе анализа разделов «Развитие речи» по всем возрастным подгруппам «Программы воспитания и обучения в детском саду» можно проследить усложнение задач речевого развития детей в дошкольном возрасте :

Уже начиная с первых месяцев жизни (2-3 месяца) происходит формирова-ние предпосылок для развития речи.

В возрасте ребенка от 1 года до 2 лет задачи речевого развития расширяются. Это развитие понимания речи и развитие активной речи.

В младшем дошкольном возрасте (от 2 до 4 лет) появляются новые задачи - создание развивающей речевой среды, формирование словаря, звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой.

В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) и в старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) сохраняются те же направления речевого развития детей, но требования к речи детей становятся более строгими.

К средствам речевого развития детей относят : общение взрослых и детей; культурную языковую среду, речь воспитателя; художественную литературу; различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Выделяют следующие принципы развития речи : взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи; развитие языкового чутья; формирование элемен-тарного осознания явлений языка; взаимосвязь работы над различными сто-ронами речи, развитие речи как целостного образования; обогащение мотива-ции речевой деятельности; обеспечение активной речевой практики. Для ре-шения задач речевого развития детей в целом, развития культуры речи мож-но рекомендовать родителям осуществлять работу с детьми дошкольного возраста по следующим направлениям:

1. Создание для ребенка развивающей речевой среды :

дети должны иметь возможность ежедневно получать новую информацию об окружающем мире;

родителям необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных фактах и событиях;

нужно учить детей общаться со сверстниками и взрослыми.

2. Формирование словаря:

обогащать словарь детей на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;

ознакомление с природой и социальной действительностью;

работа над смысловой стороной слова;

использование лексических упражнений, формирование у детей точности употребления лексики;

использование в словарной работе произведений детских писателей, картин, пословиц, поговорок, загадок;

сочетание словарной работы с разными видами деятельности детей.

3. Звуковая культура речи:

- словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения ;

знакомство с терминами «звук», «слово»;

предупреждение и исправление ошибок в звукопроизношении;

развитие фонетического слуха;

работа над произносительной стороной речи, над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса, дикцией;

использование речевого дидактического материала (дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихи, потешки, считалки;

4. Грамматический строй речи:

использование дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи;

использование повседневного общения в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм родного языка;

обучение синтаксису (способам соединения слов в словосочетания и предло-жения разных типов, простые и сложные;

обучать детей изменять слова по падежам, согласовывать в роде и числе;

учить образовывать глаголы;

5. Связная речь:

развитие ситуативной и контекстной речи;

развитие диалогической речи дошкольников через следующие формы рабо-ты: разговор с детьми, вопросы и ответы детей, беседы;

развитие монологической речи у детей через следующие формы: формирование знаний о разных способах связи между темой и содержанием, о структурных частях текста, обучение рассказыванию; вопросы к детям - основной прием обучения рассказыванию;

рассказывание об игрушке, предмете, использование моделей при обучении детей описательным рассказам, придумывание сюжетных рассказов, инсценирование рассказов при помощи игрушек;

обучение детей рассказыванию по картинам;

использование дидактических игр.

6. Приобщение детей к литературному творчеству:

чтение и рассказывание произведений детской литературы;

беседы по литературным произведениям;

ознакомление детей с поэзией, а в старшем дошкольном возрасте -с жанром басни;

ознакомление дошкольников с фольклором;

создание условий для самостоятельной художественно-речевой деятельности детей;

7. Подготовка к обучению грамоте:

упражнения по составлению предложений;

упражнения по делению слова на слоги и составлению слов. Систематическая работа семьи по развитию речи детей и формированию ре-чевой культуры позволяет сформировать достаточно высокий уровень разви-тия речи детей в дошкольном возрасте, который предполагает:

1. Владение литературными нормами и правилами родного языка.

2. Свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении какого-либо высказывания.

3. Развитую культуру общения.

4. Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять.

Знание и умение пользоваться нормами и правилами речевого этикета.

Элементарное владение грамотой.

Таким образом, не только работа педагогов дошкольных образовательных учреждений, но и семья, родители имеют разнообразные педагогические возможности для формирования всех сторон речи ребенка. В ходе такой работы развивается речевая культура дошкольников - речь детей к концу дошкольного возраста становится точной, понятной, чистой, богатой и разнообразной, выразительной и правильной.

Публикации по теме:

Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Возрастные особенности В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия В процессе игры роли.

Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии.

Речевое развитие детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Подготовила: учитель-логопед Анашкина Т. Г. На сегодняшний день образная,.

Актуальные проблемы дошкольного образования Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская область В настоящее время.

Актуальные вопросы воспитания детей с трудностями в общении. Рекомендации для воспитателей, родителей рекомендации для воспитателей, родителей по устранению причин барьеров в общении у детей. беспокойный ребенок: — избегайте крайностей:.

Актуальные вопросы воспитания детей с трудностями в общении. Рекомендации для воспитателей, родителей Актуальные вопросы воспитания детей с трудностями в общении. Рекомендации для воспитателей, родителей рекомендации для воспитателей, родителей.

Консультация «Игра и актуальные вопросы детской игры. Классификация игр» Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры. Классификация игр Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в.

Познавательное и речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС дошкольного образования Говорить умеют все, но говорить правильно - лишь единицы из нас. Разговаривая с другими людьми, мы пользуемся речью, как средством передачи.

Речевое развитие детей дошкольного возраста Дошкольное образование – главный этап в развитии ребёнка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо.

Образовательная среда «Речевое развитие детей дошкольного возраста»Образовательная среда «Речевое развитие детей дошкольного возраста» речевое развитие всегда было и остается главной задачей в работе воспитателей дошкольных учреждений, так как оно неразрывно связано с формированием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные вопросы дошкольного образования. Речевое развитие детей
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 15:05
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД