Екатерина Калинина
Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальные вопросы формирования психологической готовности
ребенка к обучению в школе
в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Наталья Юрьевна Денежкина
старший воспитатель
МБДОУ детского сада №15 «Ручеек» г. Сергача,
Екатерина Валерьевна Калинина
педагог-психолог
МБДОУ детского сада №15 «Ручеек» г. Сергача
"Быть готовым к школе –
Публикация «Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому научиться»
Венгер Л. А.
Одним из самых важных итогов дошкольного детства является поступление ребенка в школу. Педагоги знают, что кардинально меняются социальные условия его развития. Родители зачастую в последний год перед поступлением ребенка в школу пытаются изучить со своими детьми программу первого класса. Нужно ли это делать? Гораздо важнее убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической готовностью для обучения в школе.
Современная школа с классно-урочной системой обучения ставит ребенка в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций. "Психологическая готовность к школе" - это не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Эти компоненты в полной мере определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования. Поэтому задача детского сада в том, чтобы создать необходимые условия для формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. При этом все компоненты психологической готовности к школе должны возникать естественным путем при условии полноценного проживания ребенком дошкольного детства : полноценного развития в специфических для дошкольника видах деятельности, содержательном и развивающем взаимодействии и общении с детьми и взрослыми. Психологическая готовность к школе является итогом развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства, поэтому ее показатели характерны для детей семи лет.
Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Так показателями интеллектуальной готовности ребенка к школе являются : наличие системных знаний об окружающем мире, владение способами познания (умение слушать, задавать вопросы, отвечать, экспериментировать и др., достаточный уровень развития познавательных интересов и процессов, развитие связной речи и обучаемость. Личностная готовность к школе включает в себя такие критерии как эмоционально-волевая готовность, самооценка, коммуникативная готовность и мотивационная готовность. Показателями эмоционально-волевой готовности являются : начало формирования произвольности психических процессов, произвольность поведения, произвольность в деятельности, начало развития волевых качеств, произвольность эмоциональной регуляции. Показателем личностной готовности ребенка к школьному обучению является зарождение адекватной самооценки. Коммуникативная готовность ребенка к школе подразумевает произвольное общение ребенка со взрослым и со сверстниками. Показателями мотивационной готовности служат познавательная мотивация, социальная мотивация и формирование готовности к принятию «внутренней позиции школьника».
На формирование психологической готовности ребенка к школе, работают все педагоги МБДОУ детского сада №15 «Ручеек» : воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Профессиональный стандарт педагога определяет трудовые действия воспитателей и специалистов ДОУ по психологической готовности ребенка к школе как «формирование учебных действий», «формирование мотивации к обучению» и «объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей».
Воспитывая и обучая ребенка, готовя его к школе, педагоги ДОУ помнят о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Совместные занятия должны доставлять дошкольнику удовольствие и радость, а таким видом деятельности является игра. Именно через игру у детей вырабатывается представление о занятиях, как важной деятельности для приобретения знаний, развивается настойчивость, ответственность, самостоятельность, старательность.
Игра формирует стремление ребенка овладевать знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия. В игровой деятельности у дошкольника появляется опыт работы в коллективе сверстников с участием взрослого. Игра формирует у ребенка навыки организованного поведения, готовит его к учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает влияние на общий процесс психологического становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам. Несмотря на ведущую роль игры, воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми навыков и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.
Педагоги и специалисты МБДОУ детского сада №15 «Ручеек» активно применяют в своей педагогической деятельности игры на развитие умений и навыков, а так же на развитие психических процессов детей : на внимание, память, мышление, речь, развитие мелкой моторики, развитие математических способностей и представлений об окружающем мире.
В методическом кабинете ДОУ создана картотека методических, диагностических и дидактических материалов, ИКТ-игр, интернет-ресурсов по вопросу подготовки воспитанников к школьному обучению. Воспитатели ДОУ совместно со специалистами (педагогом-психологом, музыкальным руководителем) и с администрацией ДОУ (заведующей, старшим воспитателем, заместителем заведующей по ВМР) делают подборку развивающих, дидактических, спортивных игр согласно возрасту, индивидуальным возможностям, состоянию здоровья и физического развития каждого ребенка для каждой возрастной группы. В своей работе по формированию готовности детей к школьному обучению педагоги ДОУ используют такие игры как «Знание цвета», «Знание предмета», «Четвертый лишний», «Нелепицы», «Найди недостающее», «На что это похоже?» и многие другие.
В своей работе педагог-психолог использует различные методики Н. И. Гуткиной: «Беседа о школе», «Сказка», «Домик» и др. ; проводит диагностические обследования по диагностике Н. Н Павловой и Л. Д. Руденко «Лесенка», «Рисунок человека», «Два дома», осуществляет психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ и родителей. Воспитатели нашего детского сада при изучении готовности ребенка к школе используют такие методы, как педагогическое наблюдение, работа с родителями, анализ продуктов детской деятельности.
Формируя ведущую деятельность дошкольного возраста — игру, специалисты ДОУ создают предпосылки для формирования следующей ведущей деятельности — учебной.
Несмотря на все старания педагогов ДОУ и родителей, к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, "уметь учиться".
Педагоги детского сада №15 «Ручеек» ведут планомерную работу, направленную на то, чтобы процесс перехода от дошкольного образования к школьному обучению прошел безболезненно и послужил успешным стартом для дальнейшей жизни ребенка, чтобы учебная деятельность выпускников ДОУ была успешной.