Получи документы

Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе

Екатерина Калинина
Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе

Актуальные вопросы формирования психологической готовности

ребенка к обучению в школе

в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Наталья Юрьевна Денежкина

старший воспитатель

МБДОУ детского сада №15 «Ручеек» г. Сергача,

Екатерина Валерьевна Калинина

педагог-психолог

МБДОУ детского сада №15 «Ручеек» г. Сергача

"Быть готовым к школе

Публикация «Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе» размещена в разделах

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит, быть готовым всему этому научиться»

Венгер Л. А.

Одним из самых важных итогов дошкольного детства является поступление ребенка в школу. Педагоги знают, что кардинально меняются социальные условия его развития. Родители зачастую в последний год перед поступлением ребенка в школу пытаются изучить со своими детьми программу первого класса. Нужно ли это делать? Гораздо важнее убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической готовностью для обучения в школе.

Современная школа с классно-урочной системой обучения ставит ребенка в определённые рамки и требует от него сформированности определенных ключевых компетенций. "Психологическая готовность к школе" - это не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Эти компоненты в полной мере определены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования. Поэтому задача детского сада в том, чтобы создать необходимые условия для формирования у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. При этом все компоненты психологической готовности к школе должны возникать естественным путем при условии полноценного проживания ребенком дошкольного детства : полноценного развития в специфических для дошкольника видах деятельности, содержательном и развивающем взаимодействии и общении с детьми и взрослыми. Психологическая готовность к школе является итогом развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства, поэтому ее показатели характерны для детей семи лет.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Так показателями интеллектуальной готовности ребенка к школе являются : наличие системных знаний об окружающем мире, владение способами познания (умение слушать, задавать вопросы, отвечать, экспериментировать и др., достаточный уровень развития познавательных интересов и процессов, развитие связной речи и обучаемость. Личностная готовность к школе включает в себя такие критерии как эмоционально-волевая готовность, самооценка, коммуникативная готовность и мотивационная готовность. Показателями эмоционально-волевой готовности являются : начало формирования произвольности психических процессов, произвольность поведения, произвольность в деятельности, начало развития волевых качеств, произвольность эмоциональной регуляции. Показателем личностной готовности ребенка к школьному обучению является зарождение адекватной самооценки. Коммуникативная готовность ребенка к школе подразумевает произвольное общение ребенка со взрослым и со сверстниками. Показателями мотивационной готовности служат познавательная мотивация, социальная мотивация и формирование готовности к принятию «внутренней позиции школьника».

На формирование психологической готовности ребенка к школе, работают все педагоги МБДОУ детского сада №15 «Ручеек» : воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Профессиональный стандарт педагога определяет трудовые действия воспитателей и специалистов ДОУ по психологической готовности ребенка к школе как «формирование учебных действий», «формирование мотивации к обучению» и «объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей».

Воспитывая и обучая ребенка, готовя его к школе, педагоги ДОУ помнят о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребенку. Совместные занятия должны доставлять дошкольнику удовольствие и радость, а таким видом деятельности является игра. Именно через игру у детей вырабатывается представление о занятиях, как важной деятельности для приобретения знаний, развивается настойчивость, ответственность, самостоятельность, старательность.

Игра формирует стремление ребенка овладевать знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия. В игровой деятельности у дошкольника появляется опыт работы в коллективе сверстников с участием взрослого. Игра формирует у ребенка навыки организованного поведения, готовит его к учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает влияние на общий процесс психологического становления личности ребенка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам. Несмотря на ведущую роль игры, воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми навыков и умений: широкое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

Педагоги и специалисты МБДОУ детского сада №15 «Ручеек» активно применяют в своей педагогической деятельности игры на развитие умений и навыков, а так же на развитие психических процессов детей : на внимание, память, мышление, речь, развитие мелкой моторики, развитие математических способностей и представлений об окружающем мире.

В методическом кабинете ДОУ создана картотека методических, диагностических и дидактических материалов, ИКТ-игр, интернет-ресурсов по вопросу подготовки воспитанников к школьному обучению. Воспитатели ДОУ совместно со специалистами (педагогом-психологом, музыкальным руководителем) и с администрацией ДОУ (заведующей, старшим воспитателем, заместителем заведующей по ВМР) делают подборку развивающих, дидактических, спортивных игр согласно возрасту, индивидуальным возможностям, состоянию здоровья и физического развития каждого ребенка для каждой возрастной группы. В своей работе по формированию готовности детей к школьному обучению педагоги ДОУ используют такие игры как «Знание цвета», «Знание предмета», «Четвертый лишний», «Нелепицы», «Найди недостающее», «На что это похоже?» и многие другие.

В своей работе педагог-психолог использует различные методики Н. И. Гуткиной: «Беседа о школе», «Сказка», «Домик» и др. ; проводит диагностические обследования по диагностике Н. Н Павловой и Л. Д. Руденко «Лесенка», «Рисунок человека», «Два дома», осуществляет психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ и родителей. Воспитатели нашего детского сада при изучении готовности ребенка к школе используют такие методы, как педагогическое наблюдение, работа с родителями, анализ продуктов детской деятельности.

Формируя ведущую деятельность дошкольного возраста — игру, специалисты ДОУ создают предпосылки для формирования следующей ведущей деятельности — учебной.

Несмотря на все старания педагогов ДОУ и родителей, к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – умениями, знаниями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать, станет грамотным, но чтобы обучение было успешным, к моменту поступления в школу важно иметь способность воспринимать и усваивать новый материал, "уметь учиться".

Педагоги детского сада №15 «Ручеек» ведут планомерную работу, направленную на то, чтобы процесс перехода от дошкольного образования к школьному обучению прошел безболезненно и послужил успешным стартом для дальнейшей жизни ребенка, чтобы учебная деятельность выпускников ДОУ была успешной.

Публикации по теме:

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе Добрый день, уважаемые родители. Тема родительского собрания : «Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе».

Взаимодействие с семьёй в процессе формирования психологической готовности к школе в игровой деятельности Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир новых прав, обязанностей, сложных взаимоотношений со.

Доклад для родителей «О проблемах психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к успешному обучению в школе» (часть 2) Теперь поговорим о произвольном поведении. Известно, что у большинства детей 6-7 лет ещё недостаточно хорошо развито произвольное внимание.

Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у старших дошкольников Проблема готовности к школе в последнее время стала очень.

Методы исследования психологической готовности к школе детей 6–7 лет Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе.

Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями"' в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.

Проблемы готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Готовность детей к школе- одна из самых актуальных задач воспитания.

Влияние игр на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Очень важно научить.

Влияние игр на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе Влияние игр на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком.

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению Актуальность проблемы формирования готовности ребенка к школьному обучению вытекает из специфики работы школы в современных условиях. Происходящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе
Опубликовано: 8 июня 2016 в 15:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД