Получи документы

Алалия, как вторичное расстройство.

Кутушкина Алена Сергеевна
Алалия, как вторичное расстройство.

Орфинская разработала лингвистическую классификацию форм алалии. Она разделила алалию на 3 группы. Первая группа характеризуется первичным недоразвитием языковых систем, проявляющегося в нарушении звукового анализа и синтеза слов. Вторая и третья группа характеризуется вторичным недоразвитием языковых систем. К второй группе относится синтаксическая и оптическая алалия.

Публикация «Алалия, как вторичное расстройство,» размещена в разделах

При формах алалии второй группы с ведущим агностико-апрактическим расстройством наблюдается определяемое этим расстройством неравномерное недоразвитие словесных и грамматических понятий, с чем бывает связано вторичное неравномерное недопразвитие всех языковых систем.

Синтаксическая алалия связана с избирательной неполноценностью двигательного анализатора, ведущее агностико-апрактическое расстройство проявляется главным образом в нарушении дифференциации и обобщения по пространственным и временным соотношениям. При таком ведущем расстройстве на первый план выступает недоразвитие отражающих эти соотношения грамматических понятий, например, не воспитываются понятия, соответствующие значениям предлогов на, в, под и т. д. При синтаксическом алалии наблюдается также недоразвитие таких словесных понятий, в содержании которых на первый план выступает определение пространственных или временных соотношений (подбежал, отбежал, наступление отступление и т. д.). Однако при синтаксической алалии формирование выражающих пространственные или временные соотношения словесных понятий нарушено меньше, чем формирование выражающих такие соотношения грамматических понятий. Орфинская объясняет это тем, что содержание словесных понятий богаче, чем грамматических: они определяются не только пространственными или временными соотношениями, но и рядом других признаков. Правильность такого объяснения подтверждается тем, что формирование словесных понятий затруднено тем больше, чем больше в содержании его подчеркнуто значение признака пространственного или временного соотношения. Например, формирование понятий «отбежать», «подбежать» и т. д. затруднено больше, чем формирование понятий «подставка», «подстаканник» и т. д.

Оптическая алалия связана с избирательной неполноценностью зрительного анализатора, ведущее агностико-апрактическое расстройство проявляется главным образом в затруднениях при воспитании дифференциации и обобщения по форме, величине и количеству. Таким ведущим расстройством вызывается тяжелое недоразвитие словесных и относительно легкое недоразвитие грамматических понятий.

Характерное для этим форм алалии неравномерное недоразвитие всех языковых систем проявляется в затруднениях при осмыслении и самостоятельном использовании всех морфем, определяющих основное и грамматическое значение. При 1 и другой форме алалии одни и те же языковые системы бывают недоразвитии по-разному. Например при синтаксической алалии недоразвитие морфологической системы словообразования проявляется главным образом в затруднениях при формировании префиксального словообразования. При оптической- формирование суффиксального словообразования бывает затруднено больше, чем префиксального. При синтаксической алалии глагольное словообразование нарушается больше, чем именное, при оптической – наоборот.

При этих формах прежде всего должно быть компенсировано ведущее агностико-апрактическое расстройство, и только после этого может быть начата работа над формированием словесных и грамматических понятий и языковых систем.

Общие принципы планирования работы по воспитанию речи и преодолению неречевых расстройств.

При составлении плана педагогической работы с ребенком-алаликом прежде всего нужно выяснить, сформированы ли у него словесным и грамматические понятия, и если не сформированы, то почему. В данном отношении особого внимания заслуживают дети, страдающие формами алалии второй группы с ведущим агностико-апрактическим расстройством.

Из сказанного выше видно, что у детей этой группы всегда наблюдается определяемое ведущим расстройством недоразвитие словесных и грамматических понятий, работа на формированием которых может быть начата только после преодоления ведущего расстройства.

Это расстройство имеет широких характер, т. е. нарушаются многие формы деятельности – одни тяжело, другие относительно легко. Например при синтаксической алалии нарушаются все представления о соотношениях. Но представления о пространственных и временных соотношениях нарушаются тяжело, представления о субъектно-объектных соотношениях – относительно легко. Опыт показал, что воспитание относительно легко нарушенных представлений о соотношениях облегчает формирование тяжело нарушенных. Поэтому при алалиях второй группы прежде всего преодолеваются относительно легко выраженные проявления ведущего расстройства. При синтаксической форме, преодоление ведущего неречевого расстройства начинается с воспитания представлений о субъектно-объектных соотношениях, при оптической – преодоление ведущего расстройства начинается с упражнений в дифференциации движений по направлению.

По мере преодоления ведущего агностико-апрактического расстройства становится возможной работа над воспитанием недоразвитых словесных и грамматических понятий, одновременно становится возможным формирование языковых систем, т. е. воспитание различных форм фонематического и морфологического анализа.

Построение работы над преодолением ведущих агностико-апрактических расстройств.

В результате агностико-апрактических расстройств, выступающих в качестве ведущих при алалиях второй группы, нарушаются такие формы деятельности, при которых необходимо одновременное участие двигательного и зрительного анализаторов. При работе над воспитанием дифференцировок и обобщений по пространственным соотношениям, при синтаксической алалии, нужно использовать в зрительной дифференциации геометрических фигур, контурных рисунков, различно расположенных или различно комбинированных линий без воспроизведения их. У детей страдающих оптической алалией такие дифференцировки вырабатываются на основе проприоцептивного и тактильного восприятий, зрительный контроль исключается: закрыв глаза, дети обводят пальцем выпуклые контуры представленных на карточках простых рисунков и чертежей.

По мере того как представления, воспитанные на основе использования сильного анализатора, закрепляются в работу включается и полноценный анализатор.

Построение дифференцированной методики работы по формированию фонематической системы у алаликов.

В соответствии с закономерностями проявления неполноценности фонематической системы при алалии, при всех формах недоразвития этой системы в содержание работы по формированию ее входит обучение произношению, воспитанию слуховой дифференциации звуков речи, формирование навыков фонематического анализа слов, воспитание представлений о фонематических структурах слов. Навык фонематического анализа слов при всех формах алалии воспитывается по этап формирования этого навыка у нормально развивающихся детей. Выделяется 2 этапа формирования фонематической системы: до начала обучения грамоте и в процессе обучения грамоте. До обучения грамоте фонематическая система у детей-алаликов формируется путем сопоставления слов по выделенным на фоне их фонемами. Дети-алалики, как и нормально развивающиеся дети, прежде всего учатся сопостовлять слова по 1 фонеме. В дальнейшем они учатся одновременно сосредотачивать внимание на двух и более фонемах, учатся определять положение фонемы в слове по признакам «в начале слова», «в середине», «в конце».

При воспитании фонематической системы у детей, страдающих формами алалии второй группы, основное внимание обращается на преодоление особенностей недоразвития этой системы, отражающих ведущее агностико-апрактическое расстройство. Например, при синтаксической алалии особое внимание обращается на воспитание навыка определения порядка следования составляющих слова фонем, букв.

Построение работы по воспитания грамматических систем у алаликов.

При всех формах алалии эти системы воспитываются путем одновременного противопоставления слов и предложений по словообразующим аффиксам и грамматическим признакам, с одной стороны, и по соответствующим им грамматическим значениям, с другой. При формах алалии второй группы недоразвитие грамматических систем проявляется главным образом в недоразвитии грамматических понятий, что бывает связано с нарушением нормального формирования лежащих с их основе обобщений по наглядным признакам. Из сказанного видно, что при алалиях второй группы основным содержанием работы по формированию грамматических систем является воспитание обобщений по наглядным признакам, т. е. работа на преодолением агностико-апрактического расстройства.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей на тему «Расстройство поведения детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей на тему:«Расстройство поведения детей дошкольного возраста»Расстройство поведения в детском возрасте.

Вторичное использование полиэтиленовых пакетов для создания объёмных картин и панноВторичное использование полиэтиленовых пакетов для создания объёмных картин и панно Большое количество полиэтиленовых пакетов выбрасывается, не прослужив и пару дней, особенно после праздников, простые сразу идут как пакеты.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Алалия, как вторичное расстройство.
Опубликовано: 4 августа 2015 в 19:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД