Никитина Светлана Николаевна
Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога за 2015-2016 учебный год
Педагог-психолог:
Никитина С. Н.
Работа педагога-психолога в 2015-2016 учебном году осуществлялась в соответствии с требованиями ФГОС, годовым планом учреждения, годовым планом педагога-психолога.
В 2015-2016 учебном году были поставлены следующие цели:
1. Гармоничное развитие личности ребёнка в условиях ДОО с учётом требований ФГОС.
Публикация «Аналитический отчёт о проделанной работе педагога-психолога» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
2. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
3. Выстраивание взаимоотношений с родителями воспитанников в логике сотрудничества и партнёрства
Для реализации данных целей были поставлены следующие годовые задачи:
• Способствовать обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия дошкольников в детском саду, в семье;
• Психологическое сопровождение детей в период адаптации;
• Оказание психолого-педагогической помощи по подготовке детей к школьному обучению;
• Повышение психолого-педагогической культуры педагогов и родителей.
В течение учебного года педагогом-психологом выполнялись следующие виды работ в соответствии с годовым планом:
-психодиагностическая;
-коррекционно-развивающая;
-консультативная;
-профилактика и просвещение.
Работа с воспитанниками проводилась по следующим направлениям:
А) диагностика познавательного развития (внимание, мышление, память, восприятие, общение, речь).
Б) применялась непрямая экспресс - диагностика уровня психического развития: познавательная и речевая сферы.
В) выявление детских страхов, использовалась методика «Страхи в домиках». Авторы методики: А. И. Захаров и М. Панфилова.
Г) выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявления наличия агрессии.
Д) положение детей в группе (степень их популярности или отверженности).
Количество воспитанников детского сада, прошедших обследование педагогом-психологом:
-11 групп ДОУ; процент охвата 100%.
Работа в адаптационный период.
Цель: Отслеживание адаптации вновь поступивших детей, создание условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья, обеспечения их эмоционального благополучия в процессе адаптации.
Работа осуществлялась под наблюдением воспитателей и психолога. Был разработан гибкий план воспитательно-образовательной работы в период адаптации. Отслеживание адаптации детей фиксировалось в картах наблюдений психолога, медсестры. Результаты наблюдений заносились в журнал диагностики.
Во время адаптации оказывалась психологическая поддержка всем участникам образовательного процесса. Работа по адаптации детей к ДОУ строилась исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Проводились адаптационные игры; организовывались консультации с родителями и педагогами по вопросам помощи ребёнку в период адаптации к детскому саду.
В процессе адаптационного периода велось наблюдение за детьми в группах, на прогулке, во время занятий. Было проведено анкетирование родителей, заполнение листов адаптации на каждого ребёнка. В работе с детьми использовались методы игровой деятельности, тактильный контакт и т. д
На начало октября 2015 г. 60% детей имели легкую степень адаптации, средняя степень адаптации наблюдалась у 40%, тяжелая степень адаптации не выявлена. Для детей имеющих среднюю степень адаптации был установлен гибкий, щадящий режим.
В течение учебного года младшие группы пополнялись новыми детьми, было пролонгировано наблюдение за психологическим климатом в данных группах. Вновь поступающие дети имели лёгкую степень адаптации, сказалась установившаяся положительная атмосфера в группах. Вновь прибывавшие дети заходили в группу, где уже царил позитивный климат, и причины для стресса у них не было.
В итоге, анализ результатов процесса адаптации показал, что период адаптации прошёл успешно для большинства детей. Некоторые трудности с адаптацией возникли у часто болеющих детей и детей, чьи родители «затягивали» ритуал расставания, были непоследовательны в своих действиях, тревожны. С такими родителями велась индивидуальная работа.
На конец учебного года, неадаптированных к условиям детского сада детей не наблюдается.
Психодиагностическая работа.
В начале и в конце 2015-2016 учебного года было проведено диагностическое обследование детей подготовительных групп.
Цель: оценить уровень сформированности у детей предпосылок к учебной деятельности; психологической готовности детей к школьному обучению. Уровень готовности детей к началу регулярного обучения в школе выявлялся с помощью программы М. Семаго «Скрининг – обследование готовности к школьному обучению», состоящей из пяти заданий.
Скрининг – обследование помогает оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности; возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также умением вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.
Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.
Выделение произвольной регуляции собственной деятельности как первостепенной составляющей готовности ребенка к началу обучения является основой данной программы. Скрининг - обследование детей подготовительных к школе групп проводилось в подгрупповой форме (по 8 - 10 чел).
По итогам скрининг - обследования были получены следующие результаты:
Интеллектуальная готовность.
Начало года: Конец года
Высокий уровень – 40% 60%
Средний уровень – 50% 40%
Низкий уровень – 10% -
Психолого-педагогическая оценка готовности к школьному обучению.
В начале года в интеллектуальном развитии преобладал средний уровень. Большая часть детей справилась с диагностическими заданиями. Наиболее высокие показатели были получены при обследовании таких процессов, как памяти, внимания, словесно-логического мышления. У некоторых детей наблюдались отставания от возрастных нормативов развития в словесно-логическом мышлении (умение сравнивать и анализировать, в речевой деятельности (составление рассказа по картинкам, ориентировки в пространстве, умении производить арифметические действия
К концу года, исходя из результатов анализа готовности, из 83 выпускников: 48 детей полностью готовы к началу регулярного обучения к школе, имеют I уровень готовности (в среднем 70%). Эти дети усвоили программу подготовительной группы, обладают достаточным уровнем работоспособности, у них сформирована произвольная регуляция собственной деятельности.
Остальные 35 детей имеют II уровень готовности – условно готовы (30%). У этих детей можно отчасти прогнозировать некоторые трудности в начале регулярного обучения из-за недостаточно сформированного регуляторного компонента деятельности.
Однако большинство детей смогут адаптироваться к началу обучения (сентябрь – октябрь) без дополнительной помощи специалистов.
Психологическое обследование детей.
В начале учебного года проводилось психологическое обследование детей.
Цель: выявление уровня актуального развития детей; раннее выявление отклонений в развитии.
В диагностике применялись следующие методики:
• Беседа об общей осведомленности
• «Цветные фигурки»
• «Цветные шарики»
• «Шкаф с игрушками» (М. М. Семаго)
• «Матрешка» 3-составная
• «Разрезные картинки» 2 – 3 части
• «Покажи картинку»
• «Найди домик для картинки»
• Методики определения агрессивности (авторы:М. Алворд и П. Бейкер).
По результатам обследования психических процессов были получены следующие показатели: у девятерых детей выявлен недостаточный уровень развития, снижены показатели практически по всем характеристикам.
Выявление страхов.
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
В старших и подготовительных группах проведена диагностика детских страхов. Авторы методики: А. И. Захаров и М. Панфилова. Выявленные страхи у детей разыгрывались в ролях сказочных героев, сочинение сказки, в образовательной деятельности.
Таким образом, по итогам диагностической работы составлен банк данных на детей, нуждающихся в психологической помощи (9 воспитанников).
Коррекционно – развивающая работа.
Цель: способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка в пространстве нормального детства.
В течение года, ежемесячно проводились индивидуальные коррекционные занятия с детьми направленные на развитие восприятия, развитие мышления, развитие индивидуальных особенностей и качеств личности, устранение страхов, коррекцию агрессии.
Коррекционно-развивающая работа проводилась по следующим программам:
• Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Автор И. Ярушина.
• Программа по развитию внимания. Коррекционные занятия для детей 5-7 лет. Игровая мозаика. Автор Е. Бармашова.
• Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками. Автор-составитель М. Р. Григорьева.
• Цикл коррекционно-развивающих занятий по снижению уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Консультирование
На протяжении всего учебного года проводила анкетирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам возрастной психологии детей дошкольного возраста. Консультирование по вопросам адаптации малышей, готовности к обучению в школе, по поведению и эмоциональному состоянию дошкольников и по другим проблемам, которые продолжают волновать педагогов и родителей. Систематически пополняю информацию «папок-передвижек» консультациями для воспитателей и родителей во всех возрастных группах ДОУ.
Ежеквартально в группах оформлялся уголок для родителей, где размещалась информация, помогающая повысить психологическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с дошкольниками:
• Телевизор - друг или враг?
• Играть или учить?
• Правильно ли я воспитываю ребенка?
• Памятка "Как подготовить ребенка к детскому саду".
• Рекомендации родителям агрессивных детей.
• Гиперактивные дети.
• Консультация для родителей "Дружная семья - здоровый ребенок".
• Консультация для родителей "10 нельзя для родителей".
• Консультация для родителей "Как говорить с детьми, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили".
• Консультация для родителей "Как нельзя поступать с ребенком".
• Консультация для родителей "Как преодолеть рассеянность у ребенка".
• Консультация для родителей "Приучение детей к дисциплине и эмоциональной саморегуляции".
• «Ребенок 4-5 лет».
• «Возрастные особенности детей 5-6 лет».
В течение года регулярно посещала родительские собрания.
На родительском собрании в старшей группе выступила с темой: «Как общаться со своим ребёнком». Родителям были даны соответствующие рекомендации. В необходимой мере был пополнен «багаж» психологических знаний родителей и педагогов по воспитанию у детей здоровой психической личности.
В начале учебного года в выпускных группах выступила с докладом, где дала конкретные рекомендации по подготовке детей к школе.
В младших группах провела собрание, на котором познакомила родителей с возрастными особенностями детей 2-3 лет, и дала рекомендации по адаптации малышей к условиям ДОУ.
В конце учебного года на собрании выпускных групп: познакомила родителей с результатами готовности воспитанников к обучению в школе; представила психолого-педагогические заключения на каждого воспитанника; дала необходимые советы и рекомендации для родителей будущих первоклассников; ответила на многие возникшие индивидуальные вопросы по подготовке воспитанников к обучению в школе.
Профилактическая и просветительская работа.
Явлюсь активным пользователем педагогического интернет сообщества: МААМ. ru, систематически размещаю на сайте нашего детского сада (http://13647.maam.ru/ психологический материал для родителей и педагогов. Участвую во всероссийских конкурсах и олимпиадах:
• Всероссийская олимпиада для педагогов - ФГОС проверка. Тема: «Актуальные проблемы современной детской психологии в контексте повседневной работы практического психолога». 1место.
• Всероссийская олимпиада для педагогов «ПедСтарт». Тема: Профилактика и коррекция девиантного поведения дошкольников». 1 место.
Ежемесячно велась профилактическая работа (беседы, анкетирование, заполнение социальных паспортов, журналов и других необходимых документов) с родителями вновь поступивших детей, родителями детей посещающих и не посещающих ДОУ.
В течение учебного года пополняла личную библиотеку психолого-педагогической литературой, диагностическим и коррекционно-развивающим инструментарием. Отчетную документацию вела согласно нормативно-правовым актам.
Таким образом, как педагог-психолог, контролирую состояние психического здоровья участников педагогического процесса, стараюсь организовать активное сотрудничество с родителями и педагогами с целью объединения усилий в процессе воспитания дошкольников.
Организационно – методическая работа.
В течение учебного года принимала активное участие в заседаниях МО по плану работы ДОУ, для решения поставленных задач в годовом плане.
Работа с педагогами и детьми проводилась по следующим направлениям:
На заседании методического объединения №2 провела тренинг с воспитателями на тему: «Толерантность как принцип взаимодействия между людьми».
С целью диагностического обследования эмоциональной и познавательной сферы детей, а также для выявления нарушений, в течение года была отслежена непосредственно-образовательная деятельность в группах детского сада, просмотр прогулок детей на воздухе, также, проводилось наблюдение за детьми во время свободной деятельности.
В декабре 2015г. была организована совместная работа с воспитателями групп №10, №12 и проведен тренинг с детьми «Я всё могу!». (по запросу психологических услуг от воспитателей).
Цель занятия: повышение самооценки детей, формирование навыков позитивного общения, улучшение их субъективного состояния, способствование процессу личностного роста.
Перспективные направления на будущий год.
Проведенная работа в 2015-2016 учебном году носит положительный характер, одобрена администрацией образовательного учреждения.
За счет индивидуальных занятий с детьми улучшились результаты по развитию и коррекции познавательных процессов.
Существенно повысился интерес родителей к особенностям развития их детей, к научной и методической литературе, направленной на формирование психологического здоровья детей.
Следовательно:
На следующий год планируется больше времени уделять коррекционно-развивающим занятиям по различным проблемам познавательных процессов, эмоциональной сфере, сфере общения, устранению страхов. Также, необходимо усилить работу по психологическому просвещению родителей; чаще проводить практические обучающие семинары для педагогов по работе с проблемными детьми. Продолжение работы с родителями (психопросвещение, взаимодействие с семьями, имеющими психологические проблемы).