Елена Ческидова
Аналитический отчет о профилактических психологических мероприятиях, проводимых в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение представляет собой деятельность,
направленную на создание системы психолого-педагогических условий,
способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого
ребенка в конкретной образовательной среде.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
Публикация «Аналитический отчет о профилактических психологических мероприятиях, проводимых в ДОУ» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Психологическая профилактика – целенаправленная систематическая совместная работа специалистов психологической службы и педагогического коллектива:
-по предупреждению возможных социально-психологических проблем;
- по созданию благоприятного эмоционального климата;
- по выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
В течение 2020-2021 учебного года МБДОУ «Детский сад №2» проводились разнообразные мероприятия для всех категорий целевой аудитории (детей, родителей, педагогов, сотрудников ДОУ, что расширяет содержание работы и увеличивает эффективность средств воздействия и взаимодействия. Некоторые дни носили информационный и рекомендательно-стимулирующий характер, другие – системно-деятельностный.
Психологическая профилактика с детьми ДОУ осуществляется в форме мероприятий, направленных на:
психологическое сопровождение по повышению адаптационных способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду;
Поиск индивидуального подхода к каждому ребенку, в правильном выборе приемов и методов педагогического воздействия; согласование совместной работы семьи и детского учреждения по воспитанию и обучению ребенка;
профилактика дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
В рамках профилактической деятельности в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ проведена следующая работа :
- групповая профилактическая работа в группах.
С целью снятия психоэмоционального напряжения детей, профилактики дезадаптации у детей раннего, младшего дошкольного возрастов в содержание работы педагога входит:
- анкетирование, собеседование с родителями;
- наблюдение, диагностика;
- психогимнастические этюды;
- коммуникативные игры и упражнения с детьми;
- консультации с родителями и педагогами.
Адаптация дошкольников
Результат:
- средняя степень адаптации – 1 ребенок;
- легкая степень – 19 дошкольников.
Качественный показатель результативности составил 95%. В результате проведения целенаправленной предварительной работы длительность адаптационного периода снизилась.
С детьми всех возрастных групп проводились психоразминки, включающие в себя психогимнастические этюды, упражнения, направленные на развитие эмоционально- личностной сферы, познавательной сферы, релаксационные упражнения, психомышечную тренировку.
Групповые психопрофилактические занятия :
Младшие группы:
- преодоление стрессовых состояний у детей младшего возраста в период адаптации к детскому саду;
-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
-развитие познавательных процессов;
-развитие игровых навыков.
Старшая группа и подготовительная к школе группа:
-развитие эмоционально - личностной сферы;
-развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения;
- развитие интеллектуальной сферы;
-развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции;
-формирование позитивной мотивации к обучению.
Психологическая профилактика с родителями :
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности.
Подводя итоги профилактической работы за учебный год, хотелось бы акцентировать внимание на внедрение инновационных форм и методов в деятельность педагогов детского сада с семьями, находящимися в социально опасном положении. Выявление неблагополучных семей представляет собой важную и одновременно сложную задачу для педагогов ДОУ.
С семьями, находящимися в социально опасном положении; опекунами педагогами ДОУ ежеквартально проводятся профилактические мероприятия в форме ролевых игр, социальных тренингов, совместных детско-родительских программ, семинаров-практикумов, мастер-классов. Целью этих мероприятий является поиск новых подходов в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении; оптимальных форм и методов, направленных на формирование семейных ценностей. Помимо индивидуальных консультирований родителей, за отчетный период проведены следующие групповые мероприятия :
07.11.20 – семейный час «Привычки родителей – пример для детей».
20.11.20 – Тренинг «Тропинкой родительской любви и мудрости»
19.03.21 – Мастер-класс для детей и родителей «Антистрессовые игрушки: плюсы и минусы. Изготовление «Капитошки»
16.05.21 – Совместное детско-родительское мероприятие «Счастливы вместе!»
Кроме того, родители данной категории посещали мероприятия по плану педагогической и логопедической служб детского сада.
Педагогами детского сада проводится социальный патронаж с целью обследования условий проживания и воспитания детей из семей данной категории и консультирования родителей по актуальным, интересующим их вопросам.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Цель - освещение актуальных вопросов психического развития детей, проблем развития, формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
Консультативная и просветительская работа ведется по следующим направлениям:
1) Индивидуальная работа
С родителями:
- по запросам и результатам диагностики;
- по актуальным вопросам развития и воспитания детей.
2)Групповая работа
С родителями: выступления на родительских собраниях; тематические встречи, консультации, собрание-урок, круглый стол, семинары-практикумы с родителями по заранее выбранной проблеме; оформление стендовой консультации, информационных листов (памяток) в каждой группе.
Консультативное воздействие осуществляю по вопросам:
оптимизации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и в семье в интересах ребенка;
реализации индивидуального образовательного маршрута и динамического развития воспитанников и детей с ОВЗ;
по вопросам воспитания, развития и образования детей.
Основными формами взаимодействия являются групповые и индивидуальные консультации для родителей.
Целью взаимодействия педагогов с родителями является создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей.
Профпросвещение родителей :
- выступление на родительских собраниях.
- проведение индивидуальных консультирований с родителями детей, посещающих коррекционные группы личностных, поведенческих и эмоциональных проблем детей;
В таблице отражены статистические данные проведенной консультативной работы за текущий учебный год:
Выводы о перспективах дальнейшей работы:
- Способствовать созданию условий по охране психофизического здоровья детей; создание условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию.
- Продолжить работу с семьями, находящимися в социально опасном положении; повышать интерес родителей к жизни детского сада, к проблемам детей путем введения различных нетрадиционных методов преподнесения материала.
- Активизировать работу с родителями ранних и младшей групп. Наиболее плотно сотрудничать с родителями в период адаптации детей к ДОУ с целью снижения степени тяжести, привыкания детей к новым условиям.