МААМ-картинки

Творческий проект «Оптимизация речевого развития детей с ТНР посредством взаимосвязи изодеятельности с развитием перцепции»

Улитушкина Ольга
Творческий проект «Оптимизация речевого развития детей с ТНР посредством взаимосвязи изодеятельности с развитием перцепции»

Анализ передового педагогического опыта

Творческий проект «Оптимизация речевого развития детей с ТНР посредством взаимосвязи изобразительной деятельности с развитием перцепции»

Автор:Овсянкина Лариса Викторовна – воспитатель по изобразительной деятельности, педагог высшей квалификационной категории.

Адрес: г. Ханты-Мансийск

Публикация «Творческий проект „Оптимизация речевого развития детей с ТНР посредством взаимосвязи изодеятельности с развитием перцепции“» размещена в разделах

Проанализировав работу Ларисы Викторовны, я выделила следующие важные аспекты для себя. В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и нормализации имеющихся недостатков посредством использования в рисовании нестандартных материалов разной фактуры. Описана общая структура и способы организации педагогического процесса с дошкольниками, имеющие нарушение речи. Представлен перспективный план работы с детьми, разработан план-график проекта на учебный год. Определены критерии сформированности специальных умений и навыков детей в изобразительной деятельности, а также критерии достижений детей по информативной для проекта образовательной области «коммуникация». Большое внимание уделено развитию у детей-логопатов уверенности в себе, осознание роста своих достижений в продуктивных видах деятельности через создание ситуации успеха. Проект построен с учетом условий и содержания деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с опорой на комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса, в основу которого положена интеграция содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы. В качестве реального механизма повышения результативности работы в проекте выступает идея развертывания социального партнерства в образовательной среде, которая заключается в интеграции деятельности всех субъектов образовательной деятельности для решения единой задачи – комплексной помощи детям с ТНР.

Вид проекта : творческий.

Сроки реализации проекта : два года (долгосрочный).

Актуальность проекта обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи, поиском новых форм и методов комплексной помощи детям, имеющим проблемы в речевом развитии. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

Таким образом, актуальность работы подтверждается следующими положениями:

1. благодаря своей наглядности изобразительная деятельность развивают речь дошкольников в ряде направлений (расширение словаря, формирование связной речи, совершенствование функций речи);

2. интенсификация чувствительной деятельности, развитие мелкой моторики при использовании материалов разной фактуры в изобразительной деятельности оказывает заметное положительное влияние на состояние речи дошкольников;

3. изобразительная деятельность является одним из предпочитаемых видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Обозначив проблему, педагог определила следующие принципы организации работы с детьми-логопатами:

1. учёта возрастных особенностей и потенциальных возможностей ребенка;

2. создания ситуации успеха и опоры на внутренние ресурсы детей;

3. максимального использования анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;

4. наглядности и практического применения,

5. принципы взаимосвязи формирования тонких движений кисти руки с развитием мыслительных операций, памяти, внимания;

6. индивидуального подхода, адресной помощи и поддержки.

Практическая значимость педагогического проекта :

1. Комбинация методов и приёмов образовательных областей, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

2. Предложенные в проекте изобразительные техники с применением и сочетанием материалов разной фактуры могут быть мультиплицированы в группах общеразвивающей направленности, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для подготовки руки ребенка к овладению письмом, совершенствования моторных характеристик умений детей.

Научная новизна педагогического опыта заключается:

в творческой интерпретации используемых в работе с дошкольниками изобразительных живописных и графических техник;

в специфическом подходе к содействию оптимальному речевому развитию ребенка через активизацию его внутренних и внешних ресурсов посредством применения в изобразительной деятельности материалов разной фактуры;

в интегративности, в соответствии с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс.

Цель проекта : активизация внутренних и внешних ресурсов детей-логопатов через использование в изобразительной деятельности (рисовании) нестандартного материала разной фактуры.

Достижение цели, осуществляется посредством решения следующих задач:

Образовательная область

«Физическая культура» Развивать точность и координацию движений рук и глаза, тактильные чувства, мелкую моторику через осваивание разнообразных изобразительных техник со своеобразным материалом. Совершенствовать общую умелость рук, моторную характеристику умений детей – свобода движений, точность, ритмичность, плавность, гибкость рук и др.

Образовательная область

«Речевое развитие» Развивать коммуникативную функцию речи, активизировать активный и пассивный словарь детей в различных видах детской деятельности.

Образовательная область

«Познавательное развитие» Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств; развивать интеллектуальные и личностные качеств (умения мыслить, анализировать, сопоставлять и др., расширять кругозор.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие» Развивать у дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений в рисовании. Способствовать их самореализация в изобразительной деятельности.

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие» Совершенствовать изобразительную деятельность детей : стимулировать умения самостоятельно создавать, творить, планировать и достигать качественного результата; развивать технические и изобразительно-выразительные умения.

В данной работе представлены примерные результаты (интегративные качества ребёнка) :

К концу старшего дошкольного возраста достигается следующий уровень развития интегративных качеств у детей с ТНР :

1. Любознательный, активный. Способен самостоятельно действовать и достигать качественного результата. Отличается достаточной речевой активностью, готовностью принять общий замысел, задает много вопросов, обращается в случае необходимости за помощью. Проявляет познавательный интерес к миру, инициативу в изобразительной деятельности, настойчиво добивается решения задач, исследует предметы и материалы.

2. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми. С удовольствием участвует в коллективных делах: способен принять общую цель, выражает живой интерес к результату. Владеет разнообразными речевыми умениями (выслушать и понять, выразить свои мысли, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается изобразительными и неизобразительными материалами, дает адекватную оценку результатам деятельности (своей и других детей).

3. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, правильно выбирает изобразительные материалы и предметы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств материалов, самостоятельно применяет освоенные изобразительные живописные и графические техники, способы работы с фактурным материалом. Проявляет творчество.

4. Физически развитый. Ребенок технически правильно выполняет задания, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность в процессе рисования, движения рук точные, действия плавные, ритмичные, контролирует силу нажима и т. д.

5. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками в изобразительной деятельности:

Умеет создавать новые цветовые тона и оттенки разными способами; Владеет композиционным размещением изображения на листе бумаги разной формы; Передает многоплановость, перспективу, динамичность изображения и выразительность образа, характерные особенностей; Умеет подбирать фон, материал, сочетать краски для создания выразительного образа; Умеет свободно действовать с инструментами.

Так, же в работе отражены: ресурсы, целевая аудитория, реализация проекта (поэтапно, содержание работы, мониторинг достижений детей, результаты- продукты, перспектива дальнейшего развития.

В приложении отражены: задачи и перспективы развития детей, примерное тематическое планирование НОД на 2 года, диагностические методики, тематическое планирование по развитию речи, перечень фактурного материала, перечень художественно-литературных произведений, перечень музыкально-песенного репертуара.

Перечень художественно-литературных произведений

по активизации речи

Времена года:

«Осень» З. Федоровская

«Ходит - бродит осень» Е. Трутнева

«Осень» А. Толстой

«Улетели птицы разные…» О. Высоцкая

«Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин

«Зима» И. Суриков и др. Живая и неживая природа:

«Черемуха» С. Есенин

«Мой садик» А. Плещеева

«Ели» И. Токмакова

«Ёлочка» О. Высоцкая

«Березка» Г. Новицкая»

«Снежок» З. Александрова и др.

Архитектура:

«Песочная страна» Н. Дилакторская

«Новый дом» Г. Фолькович

Транспорт:

«Мчится поезд» Э. Мошковская

«На дороге» М. Конев Предметы, одежда:

«Подарок» В. Кудлачева

«Подарок» Е. Благинина

«Обновка» С. Капутикян

«Деревянные матрешки» Г. Лагздынь

«Разговаривали вещи» Ю. Мориц

Животные, насекомые, птицы:

«Мой конь» М. Колокова

«Кони» А. Ахундова

«Заяц» Е. Александрова

«Жираф» С. Маршак

«Песенка жука» А. Береснев и др. Разное:

«Путаница» К. И. Чуковский

«Это правда или нет» Л. Станчева

«Простое слово» И. Мазнин

«Пожар» С. Маршак

«День победы» Л. Некрасова и др.

Перечень музыкально-песенного репертуара

Времена года:

«Осень» Вивальди

«Осенняя песенка» Чайковский

«Зима» Вивальди

«Зимние грезы» Чайковский

«Весна» Вивальди и др. Живая и неживая природа:

«Утро» Григ

«Дождь и радуга» Прокофьев

«Грустный дождик» Л. Куклина и др. Животные, насекомые, птицы:

«Карнавал животных» К. Сен-Сен

«Бабочки» Григ

«Кошечка» В. Ветлина и др.

Архитектура:

«Ах, улица, улица широкая» русская народная песня

«Песня о Ханты-Мансийске» В. Пшеничников и др. Разное:

«Прощание с детским садом» Л. Поляк, М. Протасов

«В день победы» А. Базя, Г. Леухиной

«Бравые солдаты» Т. Волгина, А. Филиппенко и др.

Таким образом, проанализировав работу Овсянкиной Ларисы Викторовны, я выделила для себя примерный список литературы, музыкального репертуара; выделила способы и методы художественного изображения, диагностики, которые в дальнейшем могут мне пригодиться в дальнейшей моей профессиональной деятельности.

Работа данного педагога очень полезна мне, как молодому специалисту, т. к. в ней подробно изложены цель, задачи и актуальность, методы, приемы, способы работы в данном направлении.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Дидактическая игра «Найди картинку» с развитием мелкой моторики и сенсорным развитиемДидактическая игра «Найди картинку» с развитием мелкой моторики и сенсорным развитием Дидактическое пособие для логопедов и воспитателей: «Найди картинку». Цель: развитие мелкой моторики у ребенка параллельно с автоматизацией,.

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Игры для развития речевого дыхания у детейИгры для развития речевого дыхания у детей Игры для развития речевого дыхания у детей Правильное дыхание – залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Вопросы воспитания и.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Краткосрочный творческий проект в группе раннего развития «Грибочек»Краткосрочный творческий проект в группе раннего развития «Грибочек» Краткосрочный творческий проект "Грибочек" Цель: дать детям представление что такое гриб, из чего.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Оптимизация речевого развития детей с ТНР посредством взаимосвязи изодеятельности с развитием перцепции»
Опубликовано: 27 июля 2023 в 18:43
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД