Анализ статьи Е. Н. Дзятковской «Экологическая этика: проблемы экологического воспитания»

Галина Подолина
Анализ статьи Е. Н. Дзятковской «Экологическая этика: проблемы экологического воспитания»

Аннотация. Поставлена проблема ценностного конфликта при освоении школьниками экологической этики. Обосновывается целесообразность дополнения процесса воспитания у школьников эгоцентрических ценностей обучением их осмысленному решению возникающих при этом ценностных противоречий.

Ключевые слова. Экологическое воспитание, экологическая этика, конфликт ценностей.

Данная статья посвящена анализу проблем современного экологического воспитания: превалированию научных теоретических знаний об экологии.

По мнению учёных, занимающихся методологией и философией образования, в 21 веке, наступает период новых смысловых поворотов в воспитании человека. На первый план выходит экологическая аксиологическая тематика. Н. Н. Моисеев писал, «Человечество подошло к порогу, за которым нужна и новая нравственность и новые знания, и новый менталитет, и новая система ценностей».

В современное экологическое воспитание, с одной стороны, закладывается идея преемственности с традиционными экологическими ценностями, а с другой стороны, включаются принципы экологической этики и устойчивого развития.

В данной статье говорится об экологической этике она утверждает безусловную самоценность природы, вводит мир в пространство человеческих ценностей. Новые ценности вытекают из осознания человечеством экологического императива – системы запретов на размеры потребления и использования природных ресурсов.

Экологическая этика постоянно порождает конфликты (прежде всего, в виде экологических, экономических и социальных интересов личности) и предусматривает взятие самой личностью на себя экологической ответственности за их разрешение. Такие противоречия имеют не проходящий характер и являются отражением сущностной особенности экологического сознания. По мнению большинства исследователей, для включения в иерархию ценностных ориентаций норм экологической этики и снятия возникающих при этом конфликтов между антропо- и экоцентрическим мировоззрением необходимо введение в содержание образования чётко и однозначно сформулированных нравственных барьеров, внутренних «табу» запрещающих определённые действия по отношению к природе. Формирование экологических «табу» целесообразно начинать в раннем детском возрасте.

Однако проблема экологического «табу» не может считаться до конца решённой. Для формулировки непреложных этических требований представляет интерес идея А. Швейцера в которой ещё 100 лет назад предлагал разделить экологическую этику на этику необходимого, насущного и этику идеального. Вероятно, какие-то экологические запреты должны носить стратегический характер, какие-то необходимо выполнять уже сегодня.

Другой, менее разработанный в экологическом образовании подход в воспитании связан с формированием у обучающихся элементов психологической грамотности.

Учёные полагают, что в процессе экологического воспитания важно не только формировать у обучающихся экологические ценности – в рамках целостной работы школы по воспитанию общенациональных ценностей, но и не оставлять воспитуемых наедине со своими внутри личностными конфликтами.

Список литературы:

1. Научно-теоритический журнал российской академии образования «Педагогика» №4. М. ,2012г

2. Е. Н. Дзятковская «Экологическая этика: проблемы экологического воспитания». Педагогика №4 2012г. Стр. 27 -34.

Публикации по теме:

Проблемы художественно-эстетического воспитания «Проблемы художественно-эстетического развития ребёнка» «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести.

Экологическая тропа как средство экологического образования детей дошкольного возраста Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с.

Анализ педагогической статьи Р. В. Бессонова, О. П. Околелова «Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс» Я обратила внимание на данную статью, содержащуюся в журнале "Педагогика" (№7, 2006г., она меня заинтересовала, я решила поделиться анализом.

Анализ проблемы развития личностных качеств дошкольников музыкальными средствами Анализ проблемы развития личностных качеств дошкольников музыкальными средствами Музыка - это огромный мир информации, который помогает.

Анализ статьи В. С. Собкина, А. И. Иванова, К. Н. Скобельцина. «Отношение родителей дошкольников к школьному обучению» Аннотация. Анализируются требования, которые предъявляют родители детей дошкольного к школьному образованию. Особое внимание уделяется следующим.

Что такое экологическая охота, или Размышления на тему экологического воспитания дошкольниковЧто такое экологическая охота, или Размышления на тему экологического воспитания дошкольников Однажды утром, собираясь на работу, смотрела научно-популярный фильм. Речь шла, казалось бы, о надоевшей многим теме глобального потепления.

Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольников Исторический аспект изучения проблемы трудового воспитания дошкольниковТрудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших.

Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях. Шопф А. Н., воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад №34» Полевской Существуют ли проблемы в нравственном и духовном воспитании ребенка в современных.

Экологическая агитбригада «Зелёные паруса» в рамках городского экологического конкурсаЭкологическая агитбригада «Зелёные паруса» в рамках городского экологического конкурса Тема: «Особо охраняемые природные территории» Цель: Развитие экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Пробудить у детей.

Задачи экологического воспитания Задачи экологического воспитания Главная цель экологического воспитания и образования: Воспитывать защитников природы, дать экологические.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Анализ статьи Е. Н. Дзятковской «Экологическая этика: проблемы экологического воспитания»
Опубликовано: 10 июля 2017 в 20:35
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября — Международный день конфет. Фотоотчёт о проведении сладкого праздника
Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира»
Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира" Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей...
Детский мастер-класс «Корзинка цветов в День матери»
Ежегодно 14 октября в нашей стране отмечается День матери. Этот день утвержден Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году. Он был приурочен к...