Лучший педагог года

Арт-практика «В ритме звука и цвета»

Елена Мельникова
Арт-практика «В ритме звука и цвета»

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического образования

Дополнительная профессиональная программа

повышения квалификации

Теоретические и методические основы модернизации дополнительного образования в области художественного творчества

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Арт-практика для младших дошкольников

«В ритме звука и цвета»

Выполнила:

слушатель курсов повышения квалификации

Публикация «Арт-практика „В ритме звука и цвета“» размещена в разделах

«Теоретические и методические основы модернизации дополнительного образования в области художественного творчества»

Мельникова Е. В.

воспитатель ГБДОУ № 48, Центрального района,

Руководитель:

Хащанская Мария Карловна,

старший преподаватель

кафедры социально-педагогического образования СПб АППО

г. Санкт-Петербург

2022

«Основа всей жизни человека - ритм, данный каждому его природным дыханием»

К. С. Станиславский

Арт-практика «В ритме звука и цвета»

Арт-практика была реализована в ходе 2 занятий с детьми младшего дошкольного возраста. На первом занятии отрабатывался ритм, звуки и движения и было выполнено упражнение по нанесению краски точками на бумагу сперва пальчиками, затем ватными палочками и кистью.

Второе занятие включало в себя театрализацию, звучащие жесты и художественную деятельность. Детям младшего дошкольного возраста предлагается декорировать музыкальный шумовой инструмент изготовленный своими руками. Нанести простейшие элементы орнамента (точки) на погремушки.

Актуальность

Ритм – это основа всей жизни человека, повторяющаяся последовательность: дыхание, сердцебиение, смена времен года, частей суток, ходьба, речь.

В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребенку понять и пережить музыку, дает возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребенка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и ее восприятия. Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка.

Через движения мы укрепляем нервную систему, прокачиваем мозг и помогаем ребенку развить навыки, которые необходимы ему для успешной учебы и гармоничного развития. Развитие чувства ритма помогает растормозить речь, развить подражание, способствует легкому запоминанию.

Целевая аудитория: младшие дошкольники (первая ясельная группа - дети от 2,7 до 3,4 г)

Цель: развитие чувства ритма младших дошкольников в ходе создания и декорирования музыкального инструмента.

Задачи:

Развивать

- чувство ритма и музыкальную память

- творческую активность

- детскую любознательность

- планирование и координацию движений

Воспитывать

- способность к коммуникации

-способность различать красоту звучания различных инструментов

- способность выражать свои эмоции в творчестве

Обучать

- правильно и бережно обращаться с музыкальными инструментами

- работать аккуратно в процессе художественного творчества

- навыкам работы с красками

1 занятие.

Каждому ребенку были выданы погремушки, предлагалось рассмотреть их, и ответить на следующие вопросы:

Что у вас в руках, как называется этот предмет?

Ответы детей: погремушка, поигрунка

Какая она? (погремушка)

Ответы детей: розовая, желтая, веселая, громкая, она мне нравится

Что ей можно делать, для чего она нужна?

Ответы детей: греметь, шуметь, играть, она понравится моему зайцу, она для меня

Кто с ней может играть?

Ответы детей: детки, животные, мои куклы.

Воспитатель предлагает поиграть с погремушкой, послушать как она умеет звучать.

Игра с движениями «Погремушка»

Погремушка, Погремушка

Развеселая игрушка!

Погремушку я держу

Высоко вверх подниму.

Погремушка, Погремушка

Развеселая игрушка!

Погремушку я держу

По коленке постучу

…по полу постучу

…по ладошке постучу и т. д

Игра «Бубен»

Дети встали в круг, у воспитателя в руке бубен. Воспитатель показывает как его правильно держать в одной руке и играть на нем, чтобы правильно извлекать звук. Затем передает кому-то из детей музыкальный инструмент и предлагает поиграть на нем пальчиками, потрясти и постучать.

Поиграй Ванюша в бубен,

Мы в ладоши хлопать будем!

(остальные дети хлопают в ладоши)

Поиграй, поиграй,

Бубен Лизе передай

…и т. д

«Барабан»

Детям предлагается рассмотреть барабан, постучать по нему ладошками, палочками, затем ладони поочередно ударяют о край стола то внутренней, то тыльной стороной отбивая один ритм и повторяя за воспитателем слова скороговорки. Упражнение «Пара барабанов»

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бой.

Далее с детьми на бумаге были отработаны простейшие элементы орнамента, по хлопку воспитателя дети наносили на лист точку. Данное упражнение позволило детям научиться наносить на лист бумаги простейший элемент в определенном ритме (научиться изображать ритм).

2 занятие.

Занятие включало в себя театрализацию сказки «Колобок» с задействованием музыкальных инструментов, ритмических упражнений с бубном, ложками, бараном и погремушками и непосредственно изготовление и декорирование музыкального шумового инструмента.

Игра «Угадай музыкальный инструмент»

Детям было предложено поиграть в игру и угадать на каком музыкальном инструменте сейчас будут играть для них куклы и из какой сказки они пришли к нам в гости. За театральной ширмой спрятались персонажи сказки «Колобок» : старуха, старик, Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, которые сыграли детям на бубне, маракасе (погремушке, ложках, рейнстике, колокольчике, дудке. Старик со старухой – погремушки, Колобок – бубен, Заяц – ложки, Волк -дудка, Медведь – барабан, Лиса – колокольчик.

Ритмические упражнения

Педагог берет музыкальный инструмент и предлагает воспроизвести простейшие упражнения на ритм под звуки барабана, бубна, погремушек и деревянных ложек.

Ложки– хлопаем

Барабан – топаем

Бубен – кружимся

Погремушки - фонарики

Игровое упражнение «Повтори за мной»

Воспитатель предлагает поиграть в игру и превратиться в героя сказки, оказавшись в лесу. Взяв в руки один из музыкальных инструментов и наигрывая на нем, воспитатель начинает изображать то или иное животное из сказки «Колобок» передавая его пластику и повадки, окрашивая эмоционально его образ приглашает повторить за ним и походить по тропинке лесной вместе.

Игровая ситуация «Дождь в лесу». Знакомство с музыкальным инструментом рейнстик.

Логоритмическое упражнение «Капля раз, капля два, капли медленно сперва…»

Упражнение «Повтори звук»

Индивидуальная работа с детьми.

Художественная деятельность «Нарисуй ритм».

Изготовление и декорирование шумового музыкального инструмента.

В ходе создания погремушки детям было предложено на выбор заполнить свою погремушку крупой, фасолью или горохом. Затем было выполнено декорирование изготовленной погремушки. Детям предлагалось наносить на раскрашенную погремушку точки, простейшие элементы по хлопку воспитателя. Материалы: втулки, крышки, крупы (манная, греча, рис, макароны, фасоль, горох, кисти, краски (акрил, ватные палочки.

В конце работы была проведена рефлексия, воспитатель с детьми рассмотрела изготовленные и декорированные погремушки. Дети обратили внимание, что все погремушки разные по характеру издаваемого звуку, цвету и уровню шумового эффекта и громкости, потому что у них внутри разные материалы и создавали и украшали их все по разному.

Аня, 3,2 г.

Зоя и Лиза (2, 7г. и 2, 10 г)

Рефлексия

Работа с картиной Инессы Морозовой «Концерт» из цикла «Мир детства»

Детям было предложено рассмотреть картину и ответить на следующие вопросы:

• Что вы видите на картине? Ответы детей: девочку, мишку, трубу.

• Что вы видите такого, о чем еще никто не сказал? Ответы детей: стул, снег (ну вот что-то беленькое, барабан.

• Что здесь происходит? Ответы детей: девочка играет на трубе, мишка стучит палочками

• Как тебе там? Ответы детей: громко, весело, это страна Снежной Королевы и мне там нравится.

Заключение

Ритм как основа орнамента.

В ходе проведения арт-практики «В ритме звука и цвета» дети приобрели новые знания, умения и навыки. Познакомились поближе с музыкальными инструментами, попробовали на них сыграть и подвигаться под ритмы и звуки, которые сами же и создавали в процессе занятия. Дети стали лучше слышать и воспринимать ритм, различать по звучанию музыкальные инструменты, совершенствовали навык повторения простейших упражнений на ритм из хлопков и притопов, а также в сопровождении музыкальных инструментов. Научились изображать ритм на бумаге при помощи красок, нанося их различными способами, что помогло увидеть разницу в конечном результате и понять, каким способом им сейчас хочется работать с красками.

Данное практическое занятие на мой взгляд в дальнейшем должно непременно способствовать установлению связи между ритмом и орнаментом, ведь ритм играет важную роль в создании орнамента. Ритм как основа орнамента (ритмичного повторения элемента). Способствовать пониманию этого закона жизни- закона ритма, которому все подчинено. Закона красоты и совершенства.

На мой взгляд данная арт-практика поможет успешно развивать музыкально-ритмические способности у детей раннего возраста. Развитие чувства ритма является одной из важнейших задач стоящих перед педагогом в раннем и дошкольном возрасте, ведь все это в дальнейшем поможет ребенку вырасти уверенным в своих силах, развить и сформировать необходимые навыки и умения, увидеть и услышать красоту этого мира.

Список литературы

• Колягина В. Г Арт-терапия и Арт-педагогика для дошкольников. Прометей, 2016 г. – 164 с.

• Хащанская М. К Арт-практики в художественном образовании: учеб. -метод. пос. — СПб. : СПбАППО, 2020. – 80 с.

• Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания - М. : Палея, 2007. – 320 с.

• Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М. : Сфера, 2010. – 240 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоочет. Педагогическая практика в детском садуФотоочет. Педагогическая практика в детском саду Большинство воспитателей детских садов области получили базовое образование в Опочке. Основано Опочецкое педагогическое училище в 1930 году.

Фотоотчёт «Практика студентов»Фотоотчёт «Практика студентов» .

Краткосрочная образовательная практика «Чудеса на нашей клумбе»Краткосрочная образовательная практика «Чудеса на нашей клумбе» Краткосрочная /культурная/ образовательная практика /КОП/ активно используется в деятельности педагогов, так как позволяет вовлечь детей.

Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Пoдарoчный кoнверт»Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Пoдарoчный кoнверт» Я слышу и забываю Я вижу и запоминаю Я делаю и понимаю. (китайская мудрость) Актуальность: оригами очень актуально в наше время. Оно.

Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Сердечкo на палoчке»Краткoсрoчная oбразoвательная практика «Сердечкo на палoчке» Актуальность: Практически все дети любят возиться с цветной бумагой – вырезать, приклеивать, рвать. Работа с цветной бумагой очень полезна.

Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха»Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха» Содержание развивающей предметно-пространственной среды: 1. Сказки К. И. Чуковского. 2. Атрибуты для ряжения. 3. Маски – символы для героев.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1. Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,.

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством РоссииПрактика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России 2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу.

Развлечение для старшей группы «В ритме весны мы, как птички, поем и с музыкальными инструментами дружно живем»Развлечение для старшей группы «В ритме весны мы, как птички, поем и с музыкальными инструментами дружно живем» Развлечение с использованием интерактивной музыкально-дидактической игры для старшей группы «Ромашки»«В ритме весны мы, как птички поем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-практика «В ритме звука и цвета»
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 10:08
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД