Ветчинкина Галина
Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные тенденции, происходящие в обществе, новые подходы к реабилитации детей с ОВЗ, влекут за собой изменения и в специальной педагогике. Главной целью коррекционной работы становится создание условий для полноценного включения ребенка с психофизическими особенностями развития в социальные отношения, поддержки его индивидуального становления. Освоение социальных норм поведения, личностное развитие детей играет важнейшую роль в их социализации, поэтому в педагогический процесс наряду с традиционными методами и приемами воспитания и развития включаются и нетрадиционные: терапевтические, которые не несут обучающей нагрузки, но, тем не менее, позволяют особому ребенку нравственно развиваться и учат взаимодействовать с окружающими миром.
Публикация «Арт-терапевтические технологии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Возможности арт-терапевтических технологий (музыкотерапии, изотерапии, куклотерапии, танцетерапии и др.) в преодолении трудностей эмоционально-регулятивных, социально-адаптационных процессов и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ изучались Е. А. Медведевой, О. П. Гаврилушкиной, Е. А. Екжановой, М. Ю. Рау и рядом других исследователей. Применение таких технологий позволяет постепенно адаптировать детей с проблемами в развитии к жизненным реалиям через художественно-творческую деятельность, развивает у них коммуникативные навыки и креативные способности.
На базе нашего учреждения была открыта арт-терапевтическая студия, в которой обученные педагоги проводят с особыми детьми как индивидуальные, так и подгрупповые занятия. В ней создана особая среда, где ребенок ощущает физическую и эмоциональную безопасность, а наличие нескольких пространственных зон (театральная, изостудия, музыкально-двигательная и др.) позволяет самостоятельно сделать выбор, чем он хочет заниматься и как творчески сможет себя проявить.
Процесс освоения реального мира начинается с восприятия природы, человека, предметов. Дети получают возможность ощущать, видеть и слышать многообразие мира вокруг себя, учатся общаться с взрослыми и сверстниками, даже на невербальном уровне (прикосновение, жест и др.). Воздействие на зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия обеспечивает погружение ребенка в мир цвета, звука, слова. Далее на этом этапе ребенок знакомится со средствами художественного самовыражения – это различные изобразительные материалы, детские музыкальные инструменты, театральные атрибуты и декорации, разнообразные куклы.
На следующем этапе арт-терапевтических занятий дети овладевают способами самовыражения эмоций, настроения, отношений через разные виды художественной деятельности (музыка, рисование, движение). Многообразие изобразительных приемов показывают педагоги: как можно рисовать пальчиками, пластилином, крупой, на стекле, на мольберте, на ткани. Дети узнают, что музыкальным звукам можно подражать, извлекать их из разных инструментов, учатся создавать собственный ритм и комбинировать звуки, они исследуют звучание, слушают музыку. Игры с куклами помогают ребенку опосредованно выразить свое отношение к обыгрываемой ситуации, а участие в драматизации учит отражать чувства и эмоции персонажа через жесты, мимику, создаваемый образ. В танцетерапии дети проявляют свои чувства в движении, пантомиме и пластике.
Опыт позитивной коммуникации, возникающий в арт-терапевтическм процессе между детьми и взрослым, способствует развитию у ребенка эмоциональной отзывчивости, побуждает его к творчеству, самовыражению, и в то же время помогает снятию внутреннего напряжения, тревожности, неуверенности. На занятиях педагог активизирует интерес детей, предлагает сотворчество и сотрудничество в художественной деятельности, но никогда не навязывает обязательного участия в ней. Создание ситуации «успеха» укрепляет достигнутые ребенком положительные результаты, учит преодолевать трудности, воспитывая волевые качества, стимулирует активность в художественной деятельности.