ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВА
Роль семьи в коррекционной работе с детьми с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи
в коррекционной работе с детьми с ОНР.
Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный срок обучения в условиях детского сада, в течении которого у них должно идти формирование правильного звукопроизношения, пополнение, уточнение и активизация словаря, развитие связной речи, умения грамматически правильно и точно выражать свои мысли.
Успешность коррекционного процесса с детьми с ОНР во многом зависит от совместной работы логопеда, воспитателей и родителей.
Публикация «Роль семьи в коррекционной работе с детьми с ОНР,» размещена в разделах
Роль родителей заключается в том, чтобы
1) показать ребёнка врачам-специалистам (по рекомендации логопеда и врача д/сада)
2) помочь ему в выполнении домашних заданий, приучая его к аккуратности.
3) Помочь вводить в обиходную речь поставленные и закреплённые звуки. Постоянно усложнять требования к речи ребёнка.
4) Активизировать мышление, учить наблюдать, слушать, рассуждать, чётко и ясно выражать свои мысли.
5) Совместно с педагогами группы работать над навыками самообслуживания, над развитием общих движений, укреплять здоровье детей путём закаливания, воспитывать любовь к знаниям, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий, любовь к природе родного края, к Родине.
Родители должны знать, что только у физически и психически здорового ребёнка формируется правильная, красивая речь. Важно в выходные и праздничные дни дома как и в детском саду соблюдать общий и речевой режим ребёнка с ОНР.
Продолжительный сон (10-11 часов ночью, не менее 2 часов днём, закаливающие и общеукрепляющие процедуры (купание, плавание, катание на велосипеде, подвижные игры с мячом… - летом. катание на санках, лыжах – зимой) – обязательны для детей с ОНР.
Для развития речи дошкольников решающее значение имеет полноценный слух, хорошее зрение, здоровый дыхательный и артикуляционный аппарат. родителям важно тщательно следить за здоровьем ребё нка: предупреждать воспалительные процессы в органах слуха, принимать меры по избежание бытовых травм. Крайне важно оберегать уши от холода, так как частые простуды могут привести к патологии речевого аппарата. Надо помнить, что для слуха вредны очень громкие звуки, крик, шум в доме, на улице. Если у ребёнка имеется врождённое или приобретённое поражение органа слуха, необходимо безотлагательное вмешательство врача-отоларинголога.
Зрение – важный фактор для развития речи ребёнка. Зрячий ребёнок внимательно наблюдает за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает утрированным артикуляционным движениям. Родители должны следить за тем, чтобы ребёнок долго не просиживал за телевизором, компьютером, чтобы комната была достаточно освещена. расстояние между телевизором и рабочим местом ребёнка должно соответствовать санитарным нормам
Для нормального развития речи большое значение имеет здоровое состояние нервной системы дошкольника. У детей нервная система находится ещё в стадии развития, она очень хрупкая и не выдерживает сильных перегрузок. Родителям необходимо оберегать детей от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости.
Отрицательно сказывается на состояние речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребёнка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одёргивания могут вызвать системные нарушения речи у детей вплоть до заикания.
Нельзя слишком перегружать речь ребёнка, стремясь к преждевременному развитию: читать художественную литературу не по возрасту, заучивать слишком много стихотворений, сложных по форме и содержанию. Но вредна и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ребёнку книги, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, не поправляют, когда ребёнок говорит неверно.
Родителям необходимо знать, какие телевизионные передачи можно и нужно смотреть в старшем дошкольном возрасте, чтобы развивать мышление и речь ребёнка. Воспитатель коррекционной группы, лог7опед посоветуют выбрать художественную, познавательную литературу, дидактические игры для развития внимания, памяти, логического мышления ребёнка-логопата, т. к. для успешного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР нужна психологическая готовность логопата к занятиям.
В целях расширения кругозора ребёнка, обогащения словаря, овладения правильным лексико-грамматическим строем речи русского языка родителям необходимо чаще посещать с детьми библиотеку, театр, музеи, следить прежде всего за своей речью.
Громкая, торопливая, небрежная с обилием ненормативной лексики речь взрослых отрицательно влияет на детскую, ведёт к нежелательному подражанию.
Родителям важно знать, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребёнка.
Развитию мелких мышц пальцев и кистей рук способствуют:
1) игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
2) специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
3) игры и действия с игрушками и предметами:
- раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т. д.
- нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застёгивание - расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, конструктором, пазлами.
4) изобразительная деятельность:
- лепка из пластилина и глины,
- раскрашивание картинок,
- обведение контуров
- штриховка
- рисование карандашами и красками
- работа с ножницами
- поделки из природного материала
5) работа с дошкольными прописями
6) самомассаж кистей и пальцев рук.
Родителям важно помнить, что для закрепления результатов логопедической работы дети нуждаются в постоянных домашних занятиях
Занятия должны носить регулярный, занимательный характер.
Время занятий (15 – 20 минут) должно быть закреплено в режиме дня. Родителям необходимо выработать единые требования, которые будут предъявлены к ребёнку.
При получении задания родители должны сами ознакомиться с содержанием домашнего задания. В случаях затруднений проконсультироваться с воспитателем или логопедом.
Необходимо поддерживать у ребёнка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Если родители поддерживают постоянную связь с логопедом и воспитателями логопедической группы, посещают открытые занятия с детьми в д/саду, регулярно бывают на родительских собраниях читают специальную коррекционную литературу, систематически занимаются дома с ребёнком, успех в формировании правильной, красивой речи у ребёнка обеспечен.