наталья кошурова
Арт-терапия как технология психокоррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия как технология психокоррекционной работы педагога-психолога ГКОУ для детей-сирот г. о. Чапаевск
В настоящее время считается доказанным, что семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально—исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.
Горькой приметой нашего времени является социальное сиротство.
Публикация «Арт-терапия как технология психокоррекционной работы» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развивается чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия, и как результат тормозится интеллектуальное развитие. Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся вне семьи, в учреждениях интернатного типа, отличается дисгармоничностью.
Одним из направлений работы государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.
Основные функции
• воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства);
• коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).
Известно, что депривация оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка в целом, особенно при этом страдает эмоциональная сфера. Арт-терапия является одним из наиболее эффективных методов помощи при эмоциональных нарушениях у детей-сирот, проживающих в условиях учреждениях интернатного типа, так как основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.
Преодоление и профилактика отклонений в развитии личности детей, воспитывающихся в закрытом детском учреждении, требуют целенаправленной организации психокоррекционного процесса, концентрирующегося на формировании творческого мышления и воображения, произвольной регуляции поведения, различных форм и способов полноценного общения с другими людьми.
Каждый ребенок, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка.
Для оказания педагогической помощи детям, лишенным родительского попечительства, в своей работе мною используются коррекционные приемы.
Специально разработанные и включённые в план работы педагога-психолога коррекционные занятия, способствуют формированию способности к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил и снятию негативного напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.
Арт-терапевтический метод психокоррекционного воздействия — это метод, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании креативных творческих процессов.
Применение арт-терапевтических методов и в первую очередь, рисуночной терапии, используется для работы в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствии у ребенка игровых мотивов и интереса к игре.
В случае трудностей общения, а это наблюдается у наших детей — замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстнике или в излишней стеснительности коррекционные занятия с применением арт-терапевтических техник позволяют облегчить процесс их коммуникации, опосредовать его общим творческим процессом и его продуктом. Данный метод позволяет педагогу-психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.
Благодаря индивидуальному выражению себя в рисунке, устранению постоянного оценивания со стороны взрослых занятия психолога с применением арттерапевтических техник решают задачу психокоррекции, т. к. изобразительная деятельность играет роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребёнка.
Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что арт-терапевтические занятия педагога-психолога позволяют ребенку, через рисунок, решить задачу самовыражения и самопознания, познания мира природы и социального, решить личностные проблемы, проблемы его эмоционального неблагополучия.
Литература:
Текущий документ не содержит источников.
1. Игумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков С. А. Игумнов /. - М. : Институт психотерапии, 2000. - 112 с. 155
2. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе [Электронный ресурс] : учеб. пособие / сост. Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова, Е. Е. Угринова, Н. Н. Кирилюк, Е. Н. Болотова, Н. М. Заякина, Л. Ю. Суфлян, Н. А. Еремеева, В. О. Королева; под общ. ред. Т. Г. Неретиной. — 5-е изд., стереотип. — М. : ФЛИНТА, 2014. - ISBN 978-5-9765-1416-4. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog.phpitem=newissue.
3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 1999.
4. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. - М. : Академия, 2000. - 184 с. 39
5. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб. : Питер, 2001. – 256