МААМ-картинки

Арт-терапия как технология психокоррекционной работы

наталья кошурова
Арт-терапия как технология психокоррекционной работы

Арт-терапия как технология психокоррекционной работы педагога-психолога ГКОУ для детей-сирот г. о. Чапаевск

В настоящее время считается доказанным, что семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально—исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Потеря семьи – тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.

Горькой приметой нашего времени является социальное сиротство.

Публикация «Арт-терапия как технология психокоррекционной работы» размещена в разделах

Наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развивается чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия, и как результат тормозится интеллектуальное развитие. Интеллектуальное развитие детей, воспитывающихся вне семьи, в учреждениях интернатного типа, отличается дисгармоничностью.

Одним из направлений работы государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Основные функции

• воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства);

• коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

Известно, что депривация оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка в целом, особенно при этом страдает эмоциональная сфера. Арт-терапия является одним из наиболее эффективных методов помощи при эмоциональных нарушениях у детей-сирот, проживающих в условиях учреждениях интернатного типа, так как основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.

Преодоление и профилактика отклонений в развитии личности детей, воспитывающихся в закрытом детском учреждении, требуют целенаправленной организации психокоррекционного процесса, концентрирующегося на формировании творческого мышления и воображения, произвольной регуляции поведения, различных форм и способов полноценного общения с другими людьми.

Каждый ребенок, живущий в учреждении интернатного типа, вынужден адаптироваться к большому числу сверстников. Многочисленность детей и постоянное пребывание в их круге создают эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию ребенка.

Для оказания педагогической помощи детям, лишенным родительского попечительства, в своей работе мною используются коррекционные приемы.

Специально разработанные и включённые в план работы педагога-психолога коррекционные занятия, способствуют формированию способности к конструктивному решению проблем, организации своей деятельности, самостоятельному соблюдению правил и снятию негативного напряжения, вызванного условиями обучения и проживания.

Арт-терапевтический метод психокоррекционного воздействия — это метод, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании креативных творческих процессов.

Применение арт-терапевтических методов и в первую очередь, рисуночной терапии, используется для работы в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, несформированности у ребенка коммуникативной компетентности, а также при низком уровне развития игровой деятельности и отсутствии у ребенка игровых мотивов и интереса к игре.

В случае трудностей общения, а это наблюдается у наших детей — замкнутости ребенка, низкой заинтересованности в сверстнике или в излишней стеснительности коррекционные занятия с применением арт-терапевтических техник позволяют облегчить процесс их коммуникации, опосредовать его общим творческим процессом и его продуктом. Данный метод позволяет педагогу-психологу как нельзя лучше объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы.

Благодаря индивидуальному выражению себя в рисунке, устранению постоянного оценивания со стороны взрослых занятия психолога с применением арттерапевтических техник решают задачу психокоррекции, т. к. изобразительная деятельность играет роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребёнка.

Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что арт-терапевтические занятия педагога-психолога позволяют ребенку, через рисунок, решить задачу самовыражения и самопознания, познания мира природы и социального, решить личностные проблемы, проблемы его эмоционального неблагополучия.

Литература:

Текущий документ не содержит источников.

1. Игумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков С. А. Игумнов /. - М. : Институт психотерапии, 2000. - 112 с. 155

2. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе [Электронный ресурс] : учеб. пособие / сост. Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова, Е. Е. Угринова, Н. Н. Кирилюк, Е. Н. Болотова, Н. М. Заякина, Л. Ю. Суфлян, Н. А. Еремеева, В. О. Королева; под общ. ред. Т. Г. Неретиной. — 5-е изд., стереотип. — М. : ФЛИНТА, 2014. - ISBN 978-5-9765-1416-4. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog.phpitem=newissue.

3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Академия, 1999.

4. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. - М. : Академия, 2000. - 184 с. 39

5. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб. : Питер, 2001. – 256

Публикации по теме:

Арт-терапия для воспитателейАрт-терапия для воспитателей Арт-терапия для воспитатей МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, р. Бурятия Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи»Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи» Уважаемые коллеги, сегодня мы принимали участие в международной научно-практической конференции, которая проходила в Петербурге. Мы провели.

Опыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Песочная терапияОпыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Песочная терапия Продолжаю делиться своим опытом работы по арт-терапии. Итак, на очереди песочная терапия. Игра с песком – это естественная и доступная.

Опыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Тканевая терапияОпыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Тканевая терапия Тканевая терапия – одно из направлений арт-терапии. Основная задача тканевой арт-терапии - это развитие воображения и творческого мышления.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Пособие для работы в направлении арт-терапия «Чудесная книга»Пособие для работы в направлении арт-терапия «Чудесная книга» Материал будет полезен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. В последнее время дошкольные образовательные учреждения стали.

Технология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДООТехнология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДОО Уважаемые коллеги! Представляю вам технологию тимбилдинга. Данный материал могут использовать в работе старшие воспитатели или методисты.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как технология психокоррекционной работы
Опубликовано: 6 сентября 2022 в 14:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия как технология психокоррекционной работы» (включая файлы) размещена пользователем наталья кошурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД