Наталья Лоскутова
Арт-терапия в работе с дошкольниками
Наш внутренний мир наполнен образами и представлениями, которые
не оставляют нас равнодушными, волнуют и задевают, через которые
происходит эмоциональное общение между людьми, и наше сознание
взаимодействует с бессознательным. Чем глубже и интенсивнее это
происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя
произведения искусства, созданные чтобы рассказать языком образов о
страданиях и радостях душевной жизни.
Публикация «Арт-терапия в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Арт-терапия -это вид коррекции психического состояния, который помогает решить множество задач и считается самым щадящим и экологичным. Можно сказать, что через творчество у ребенка формируется эмоциональный интеллект. Арт-терапия, как и другие направления психологической коррекции, ставит перед собой цель научить человека справляться с ситуациями, которые вызывают у него трудности. Это может быть фобия, комплекс, низкая социальная адаптивность, затяжная депрессии, сопровождающаяся падением производительности и угасанием жизненного потенциала.
Все средства и методы арт-терапии направлены на то, чтобы человек в процессе занятий со специалистом пересмотрел свой взгляд на те или иные ситуации, выработав адекватную модель поведения. Глобально в этом нет никакого откровения, аналогичным образом работают все практики социальной психологии. Детские психологи, коррекционные педагоги, логопеды – их работа преследует ту же самую цель
Арт-терапия в работе с детьми помогает не только выплеснуть творческую энергию, но и улучшить психологическое здоровье, стимулирует эмоциональное и психическое развитие ребенка, гармонизирует нервную систему. Это самый бережный и деликатный подход, который позволяет аккуратно воздействовать на психику ребенка и решать даже самые сложные проблемы. А также вместе с терапевтическим эффектом развивается мышление и интеллект, раскрывается творческий потенциал.
Арт-терапия помогает :
-снять эмоциональное напряжение;
-улучшить настроение;
-научиться понимать свои чувства и эмоции, а также эмоции других людей;
-трансформировать негативные мысли в позитивные;
-избавиться от зажатости и комплексов;
-научиться самовыражению;
-справляться с возрастными кризисами;
-видеть красоту в мелочах, развивать творческий потенциал.
Сам процесс рисования выполняет профилактическую и
терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние
физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и в
этом процессе "ведущий” сам ребенок.
При рисовании у ребенка происходит развитие сложных движений
кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности
(осязания, производственного мышления, зрительно-моторной координации
и глазомера.
Рисование стимулирует развитие левого, образного полушария
головного мозга ребенка (следовательно, и образного мышления).Работа с детьми и подростками отличается от работы со взрослыми
клиентами, поэтому нежелательно использовать в детской терапии методики
созданные для клиентов постарше. Важно учитывать возрастные особенности
маленького клиента и его интересы.
В работе с детьми необходимо быть
особенно терпеливым. Маленький клиент может не реагировать на ваши слова,
капризничать, рвать бумагу, но от вас требуется не терять самообладания.
Детям нужно дать возможность рисовать краской не только кисточкой,
но и руками. Рисование руками снимает эмоциональное напряжение,
позволяет клиенту чувствовать себя свободнее, а значит его рисунки
становятся более откровенными. Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для
лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление
через самовыражение творческого потенциала.
Детям младшего возраста сложно интерпретировать свои рисунки,
подробных объяснений вы скорее всего не получите.
Арт-терапия для детей – это скорее возможность
выразить негатив и гармонизировать свой внутренний мир.
Если вы работаете с детьми 2-4 лет отдавайте предпочтение материалам
ярких цветов (желательно тёплых оттенков – желтый, оранжевый, красный).
Холодные цвета лучше ограничить их мягкими, пастельными вариантами
(голубой, салатовый, лиловый).
Часто к арт-терапии прибегают для избавления детей от страхов и
фобий. Страхи у детей возникают или как следствие травмирующего опыта,
или в результате внушения. Окружающие ребёнка взрослые могут нарочно
или не нарочно транслировать, что мир вокруг опасен, а это формирует у
ребёнка представление, что он один против всего мира, он беспомощен и т. п.
Дети более младшего возраста иначе понимают время и причинно-следственные связи, поэтому фраза «не гладь эту собаку – укусит» может
стать «все собаки кусаются». Многие взрослые также могут запугивать детей
«на всякий случай». К примеру, ребёнок никогда и не планировал трогать
провода, а ему настойчиво повторяют, как если тронуть провод, ударит током
и будет очень больно. Некоторые родители, которые сами достаточно
тревожные люди, не могут сдерживать себя и «передают» все свои опасения
детям.
Страх может быть реальный, воображаемый, острый, хронический.
Реальный и острых страх определен ситуацией, а воображаемый и
хронический – особенностями личности. Продолжительное переживание
страха и тревоги негативно влияет не только на психологическое, но и на
физическое здоровье.
Патологический страх (фобия) характеризуется тем, что в присутствии
объекта страха человек себя не контролирует (возможны сильный тремор,
слёзы, затуманенность сознания, тошнота, у детей недержание).
Как правило дети боятся персонажей сказок, мульт и кинофильмов;
животных; темноты; социально опасных людей; ответа у доски.
Подростки боятся быть отвергнутыми группой сверстников или объектом влюбленности, провалить экзамен, разочаровать родителей.
Одним из самых эффективных способов борьбы со страхами у детей
является именно рисуночная арт-терапия, поскольку она позволяет
трансформировать объект страха, обезопасить его, но не встречаться с ним внимание развитию эмоциональной сфер
Какой бы вид арт-терапии вы не выбрали для своего ребенка, помните, что:
-ребенку должно нравиться то, чем он занимается;
-дать возможность самостоятельно выбирать себе материалы для творчества;
-получать удовольствие от процесса;
-главное не результат, а сам процесс.
Если соблюдать эти несложные рекомендации, то ваш ребенок обязательно возьмет от арт-терапии все то положительное, что она может дать.