Венера Махиянова
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей.
Картотека упражнений
Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см., в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
Развитие речевого дыхания.
Для всех упражнений:
Вдох через нос.
Выдох через рот.
Щеки не надуваются.
Плечи не поднимаются.
Темп выполнения – медленный.
Количество повторений – не более 5.
«Мыльные пузыри».
Пускание мыльных пузырей. Через соломинку пускаем пузыри в воде.
«Сдуй листочек».
Вырезать из тонкой бумаги листочек (бабочку, лягушку, снежинку и т. д., положить на ладонь ребенка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть листок с ладони.
«Забей гол в ворота».
На столе построить «ворота» из кубиков.
Скатать ватный шарик. Длительной, плавной струей выдыхаемого воздуха загнать шарик в ворота.
Общеукрепляющая гимнастика.
1. «Рыба».
Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.
Открывает рыба рот,
Да не слышно, что поет.
2. «Лягушка».
Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам;
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
3. «Хоботок».
Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.
Подражаю я слону,
Губы хоботом тяну.
4. «Заборчик».
Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
Посчитаем наши зубы.
5. «Бублик».
Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5.
Бублик мы изобразили –
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
Бублик надо удержать.
6. «Лопата».
Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5
Язык лопатой положи
И под счет его держи.
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять.
7. «Иголочка».
Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким. Удержать под счет от 1 до 5.
9. «Качели».
Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
И все выше поднимаюсь –
Вверх-вниз, вверх-вниз.