Чубко Наталья
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Для коррекции звукопроизношения артикуляционную гимнастику необходимо, как правило, выполнять длительное время.
Чтобы ваши ученики не теряли интерес к этому непростому виду деятельности, возьмите на вооружение подборку артикуляционных сказок.
Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык.
Обратите внимание на следующие признаки:
ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
наблюдается обильное слюнотечение,
ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные,
нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).
Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.
Комплекс артикуляционных упражнений "В гостях у Сказки"
Здравствуй, друг наш, Язычок!
Начинается урок!
Язычок наш книголюб -
Книги там и книги тут.
Он читает каждый день,
И читать ему не лень!
Мы сегодня с Язычком
В гости к Сказке попадём!
Сказка, нас впускай скорей!
С Язычком стучимся в дверь! (Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с
силой ударять по альвеолам - бугоркам за верхними зубами, произнося Д-Д-Д)
Двери Сказка открывает, (Упражнение "Окошко". Открываем рот и делаем его окошечком,
беззвучно произносим О)
И Царевна нас встречает.
А Царевна та - лягушка.
Тянет губки прямо к ушкам!
Улыбнёмся ей в ответ,
Ведь важнее дружбы нет! (Упражнение "Улыбка". Улыбаемся, удерживаем улыбку 5 сек.
В лапках у неё стрела,
Очень острая она! (Упражнение "Иголочка".
Вытягиваем узкий язычок вперёд, удерживаем 5
сек., прячем)
Ту стрелу Иван пустил
И Царевну полюбил! (Чередование упражнений "Улыбка" - "Иголочка")
В небе сказочные птицы
несут братца от сестрицы.
Гуси-лебеди летят,
Машут крыльями вот так! (Упражнение "Качели". Рот приоткрыт, язык тянется сначала вверх, к
носу, затем вниз к подбородку. Повторять 10-15 сек., можно под счёт)
Печка нас в лесу встречает,
Пирожками угощает.
Сладкий, тёплый пирожок
Ты отведай, мой дружок! (Упражнение "Лопатка". Рот приоткрыт, расслабленный широкий язык
лежит на нижней губе. Удерживать 5-10 сек.)
В доме у медведей Маша
Ест из синей чашки кашу. (Упражнение "Чашечка". Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо
рта. Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получилась «чашечка».
Удерживать язык в таком положение, закрыть рот и удерживать под счет.
Ох, вкусна же эта каша!
--
Ответить
Перепачкалась вся Маша! (Упражнение "Вкусное варенье".Облизываем сначала верхнюю губу,
потом нижнюю)
Вот волшебный гриб стоит.
Здесь лесной народ сидит.
Прячет всех гриб от дождя:
Муравья и воробья.
Спас друзей гриб-теремок!
Даже зайчик не промок! (Упражнение "Грибок".Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая
языка от нёба, оттягивать вниз нижнюю челюсть)
Катится к нам Колобок,
У него румяный бок. (Упражнение "Катушка".Кончиком языка упереться в нижние передние
зубы, широкий язык "выкатывать"вперёд и "укатывать" назад)
Хитрая Лиса-плутовка
Обманула его ловко! (Упражнение "Часики".(рот в улыбке, язык движется от одного уголка губ к
другому)
Ступа с Бабою Ягой
Летит над лесом, над горой.
Летит вперёд, летит назад.
Яга, возможно, ищет клад! (Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком широкого языка
твердое небо, делая движения языком вперед назад (от горлышка к зубкам и обратно). Следить
за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. Кончик языка должен доходить до
внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовываться изо
рта.
А вдруг она нас заберёт,
В избу посадит и запрёт? (Упражнение "Спрячь конфетку". Толкнуться языком сначала в одну
щёку, потом в другую)
К Яге мы в руки не хотим!
Давай скорее убежим! (Высовывать, продвигать язык между сомкнутых губ вперёд-назад.
Повторить движение несколько раз)
Ну вот и всё, пора домой.
За нами, Сказка дверь закрой. (прячем язычок, закрываем ротик)
К тебе придём ещё не раз,
Ведь книга - лучший друг для нас!