Алексиева Юлия Григорьевна
Артикуляционная гимнастика с зеркалом
▼ Скачать + Заказать документы
Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным?
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет :
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
-увеличить подвижность артикуляционных аппаратов (губ и языка);
-укрепление мышц языка, губ и щек;
-обучить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
Публикация «Артикуляционная гимнастика с зеркалом» размещена в разделах
-увеличение амплитуды движений;
-снижение спастичности (напряжения) артикуляционных органов;
-подготовка артикуляционных органов к произнесению тонов;
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом. Взрослый показывает ребенку, как нужно выполнять артикуляционню гимнастику (движения губ и языка, а ребенок повторяет их. Артикуляционную гимнастику можно разделить на общую и специальную.
Губная гимнастика.
-Губы вытягиваются ("трубочкой") впереди удерживаются в этой позе.
-Вытянуть губы в форму" улыбки"(зубы не видны) и удерживать эту позу.
-Поднимите верхнюю губу вверх так, чтобы были видны верхние зубы.
-Опустите губу вниз, чтобы были видны нижние зубы.
-Улыбнитесь так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и задержитесь в этой позе.
- Надуть обе щеки ("толстушка") и вытянуть губы в перед ("худышка").
Это упражнение следует выполнять в хорошо проветриваемом помещении.
Взрослый и ребенок сидят перед зеркалом так, чтобы ребенок мог хорошо видеть свое лицо и лицо взрослого. Младенцы не могут выполнять вокальные упражнения перед зеркалом. Это связано с тем, что они беспокоятся о своей внешности, не могут сосредоточиться на занятиях и быстро устают В таких случаях попросите ребенка сесть напротив вас и "поиграть в обезьянку". Дети, для которых важны зрительные образы, охотно занимаются с Незнайкой, у которого хорошо получается артикуляционная гимнастика. Для детей, которым важен слух, особенно важно слушать пояснения к стихотворению.
Например:
Широка река Нева,
И улыбка моя широка.
Зубы все видны.
От ободка до десны.
Я слегка прикрываю рот,
Приблизьте мои губы.
Я их широко раздвигаю.
Как бы издавая протяжный звук "у-у-у-у".
Важно, чтобы упражнения для губ и языка выполнялись в спокойном темпе и без напряжения. Чаще хвалите ребенка и не жалуйтесь, если у него что-то не получается.
Упражнения для развития движения щечных мышц:
-Надуйте левую щеку и удерживайте позу в течение трех секунд.
-Надуйте правую щеку и удерживайте позу в течение 3 секунд.
- Надуть обе щеки одновременно и удерживать позу в течение 3 секунд.
Упражнения для развития движения языка:
- Упражнение "Змейка" – высунуть тонкий язык перед собой и удерживать его на счет три.
- Упражнение "Дразнилка"-сделайте языком большое движение "лопаточкой" и задержитесь на счет три.
-Упражнение "Часы" -поочередно двигать кончиком языка от правого угла рта к левому.
- Упражнение "Орешек"-кончиком языка провести по правой щеке, затем по левой.
- Упражнение "Вкусное варенье"- медленно облизать кончиком языка верхнюю губу от уголка к уголку, затем нижнюю губу.
- Упражнение "Чистка зубов"-поочередно касаться зубов кончиком языка, приоткрыв рот и не двигая нижней челюстью.
- Упражнение "Легкое прикосновение языком"-открыть рот, губы в положении "улыбки", тонким языком провести по верхним зубам, затем по нижним:
- Упражнение "Карусель"-открытый рот, круговые движения языком под верхней губой, затем за нижней губой: Упражнение "Карусель" - открытый рот, круговые движения языком под верхней губой, затем за нижней губой.
- Упражнение "Лошадка"- открыть рот и щелкнуть языком.
- Упражнение "Черепаха"- открыть рот, широко присосать язык к твердому нёбу так, чтобы кончик языка оказался на вершине альвеол, и напрячь подъязычную связку.
При выполнении упражнений для губ и языка не следует форсировать их.
Таким образом, проведение артикуляционной гимнастики с детьми 4 лет помогает им овладеть правильным произношением и подготавливает артикуляционные органы к постановке звуков, которыми дети 5-6 лет не могли овладеть самостоятельно. Специальные артикуляционные упражнения
Специальные упражнения для губ и языка, развитие диафрагмального дыхания и программа, учитывающая индивидуальные потребности каждого ребенка.
Например, Устранение дефектов произношения звука Л.
Артикуляционная гимнастика.
Часики"- губы в положении "улыбка", рот открыт, кончик языка в левом и правом углах рта. Язык тонкий, как "иголочка".
Я улыбаюсь.
Язык тонкий.
Между зубами как веточки.
Появляется длинный язык.
"Путешествующий язык"- рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и "прячется" за нижними зубами. Взрослые позволяют языку стать тонким, как игла.
Болтушка"-при быстром движении узкого языка вперед-назад между губами получается звук"бл-бл-бл", затем "бла-бла" при таком же положении языка и"ля-ля" причистке узкого языка за зубами. Вытянутый звук Л объединяется в слог.
При произнесении звука Л губами взрослым рекомендуется сильно сжимать зубы и произносить звук с губами в положении "улыбки". Если нижняя губа оттягивается к языку, возьмите шпатель или чистый палец.
Если звук "Л" мягкий, широко высуньте язык между зубами, немного пожуйте и произнесите звук "Л", затем резко отпустите язык.