Лучший педагог года

Артикуляционные игры для детей

Анна Шевела
Артикуляционные игры для детей

«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на

нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом

положении 10-15 секунд.

«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх,

стараясь передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним

зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его

узким и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.

«Горка» - рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним

Публикация «Артикуляционные игры для детей» размещена в разделах

коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку

языка выгнуть, удерживать язык в этом положении 15 секунд.

«Трубочка» - высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть

вверх, прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном

темпе 10-15 раз.

«Часики» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к

правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет,

проделать 15-20 раз.

«Качели» - высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к

носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.

«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать поочередно

верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.

«Змейка» - рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед,

напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и

убирать вглубь рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.

«Катушка» - кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые

края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык

«выкатывать» вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от

упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад. «Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой,

водить от верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых

коренных зубов к левым (влево-вправо, поводить в течение 10-15 секунд.

«Лошадка» - прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и

сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если

прищелкивание не удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть

ребенок старается сосать конфету и одновременно почувствовать

присасывание языка.

«Грибок» - прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-

10 секунд. Когда язык научится принимать и удерживать это положение,

выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок

вниз.

«Фокус» - научиться направлять воздушную струю посередине языка.

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы

потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике

носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее

можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.

«Индюк» - приоткрыть рот, энергично проводить широким передним

краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от

губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болобочет).

«Орешек» - рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую

и правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно

приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.

«Сытый хомячок» - губы сомкнуты, можно даже придержать их

руками, зубы разомкнуты, «набрать полный рот воздуха» - надуть обе щеки,

потом надувать щеки поочередно. Удерживать щеки надутыми 3-5 сек

(учитывайте возможности ребенка).

«Голодный хомячок» - губы сомкнуты, зубы разомкнуты, втянуть

щеки внутрь, сначала можно помочь руками. «Улыбка» - зубы в естественном прикусе (верхние зубы слегка

перекрывают нижние, растянуть губы в улыбку. Удерживать 5-10 секунд.

«Трубочка» - зубы в естественном прикусе, вытягивать губы вперед

длинной трубочкой («как хобот у слона»). Можно предложить ребенку

изобразить поцелуй.

«Заборчик» - зубы в улыбке, зубы стоят друг на друге (прямой

прикус) и видны. Просьба – «Поставь зубки друг на друга (если не

получается сразу, предложите «погрызть» передними зубами морковку, «как

зайчик») и улыбнись, чтобы было видно все зубки». Удерживать 5-10 секунд.

«Уточка» - вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были

под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы

вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

«Недовольная лошадка» - поток выдыхаемого воздуха легко и

активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,

похожий на фырканье лошади. Губы должны быть расслаблены. Упражнение

выполнять «серьезно» - если улыбаться, то не получится.

«Спрятать губки» - рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта,

плотно прижимаясь к зубам. Зубы неплотно смыкаются, губы не видны.

«Трусливый птенчик» - широко открывать и закрывать рот, губы

улыбаются. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух

пальцев. Язычок -"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается

(неподвижно лежит на дне ротовой полости). Упражнение выполняется

ритмично.

«Акулы» - рот приоткрыт, на счет "один" челюсть двигается вправо,

на "два" - челюсть возвращается на место, на счет "три" - челюсть двигается

влево, на "четыре" - челюсть возвращается на место, на "пять" - челюсть

выдвигается вперед, на "шесть" – челюсть возвращается на место. Делать

упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

«Обезьяна» - челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием

языка к подбородку. «Силач» - рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз,

который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая

мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. Сначала можно

придерживать (не давить сильно) подбородок рукой, искусственно создавая

напряжение для мышц.

«Часики» - рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально

передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно

менять положение языка 4 – 6 раз.

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

«Лопатка» - рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на

нижней губе.

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

«Окошко» - широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

Рот приоткрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

«Варенье» - улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме

"чашечки" облизать верхнюю губу и спрятать в рот

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать. «Лошадка»

-

улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и,

присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать

(как лошадка цокает копытами).

Я лошадка – серый бок (цок, цок,

Я копытцем постучу (цок, цок,

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

«Остановить лошадку» - сомкнуть губы и достаточно сильно подуть

через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

«Чистим зубки» - улыбнуться, открыть рот кончиком языка с

внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Заборчик» - улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны

передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под

счёт от 1 до 5-10.

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

«Дудочка» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

На дудочку губы положим,

И даже сыграть на ней сможем.

Ду-Ду-Ду.

«Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу,

чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в

таком положении 5-10 секунд.

На лесной опушке,

Где жила кукушка,Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

«Орешки» - рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно

упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — "орешки".

Словно белки мы без спешки,

Ловко щёлкаем орешки.

«Качели» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы,

кончик языка за нижние зубы.

На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

«Лесенка» - улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме

чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а

затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.

Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

«Гармошка» - улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу,

открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом

растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире

и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У неё такой круиз.

«Иголочка» - открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь

его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

«Пароход» - слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и

петь звук «ы» : «ы-ы-ы» (пароход гудит).

Вывожу язык вперёд,

Закушу его – и вот:

«Ы» — так гудит пароход.

«Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка

твёрдое нёбо («потолок», двигаясь то зубов до горлышка.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

«Бульдог» - чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней

губой и верхними зубами. Удерживать в таком положении не менее 5 секунд.

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

«Печём блинчики» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит

на нижней губе. Верхней губой шлё паем по языку: пя-пя-пя. Слегка

прикусываем язык: та-та-та.

«Заводим мотор» - рот закрыт. Напряженным кончиком языка

постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-

д]. Постепенно убыстрять темп.

«Весёлые лягушки» (выполняйте упражнения в соответствии с

Квака любит улыбаться.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей. Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

«Трубочка» (выполняйте упражнения в соответствии с текстом)

Мои губы – трубочка –

Превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей с ОВЗДидактические игры для детей с ОВЗ Дидактическая игра «Подбери наряд» Целевая аудитория: дети с ограниченными возможностями здоровья. (возраст от 5 до 10 лет). Предметная.

Игровые артикуляционные упражнения с пуговицейИгровые артикуляционные упражнения с пуговицей Чтобы речь ребенка была четкой, красивой, необходимо укреплять органы артикуляции. Для этого на логопедических занятиях выполняют артикуляционную.

Игры-головоломки для детей 6–7 летИгры-головоломки для детей 6–7 лет Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми.

Игры-малютки для детей от 1,5 до 3 летИгры-малютки для детей от 1,5 до 3 лет Все малыши любят играть! Через игру дети учатся, познают новое, расширяют свой кругозор. Игры для самых маленьких – это изучение окружающего.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Игры с прищепками для детей 3–4- летИгры с прищепками для детей 3–4- лет Дидактические игры содержат в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Пальчиковые игры для детей 2-х лет Пальчиковые игры для детей 2х лет! Начинать тренировать пальчики малыша можно с 6 месяцев, ведь это стимулирует речевое развитие ребёнка.

Сценарий игры-путешествия на День защиты детей «Сбежавшие краски Тюбика» для детей ДОУСценарий игры-путешествия на День защиты детей «Сбежавшие краски Тюбика» для детей ДОУ Место проведения: уличная территория детского сада (спортивная площадка, игровые площадки групп) Воспитатели с детьми приходят на спортивную.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционные игры для детей
Опубликовано: 7 мая 2022 в 22:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД