Светлана Нуруллина
Аспекты преемственности между ДОУ и школой. Их влияние на адаптацию ребенка к школьным условиям
▼ Скачать + Заказать документы
Чтоб адаптация была безболезненной, это значит, что ребенок должен попадать в школу в такие же условия, как и в ДОУ. Важнейшее из них- преемственность в стиле взаимодействия детей и взрослых, в построении детско- взрослых общностей, преемственность в содержании программ обучения и воспитания, и преемственность в предметной среде.
Публикация «Аспекты преемственности между ДОУ и школой, Их влияние на адаптацию ребенка к школьным условиям» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Под преемственностью в содержании процесса обучения предусматривается то, что развивающие программы и для детского сада, и для школы должны строиться в едином контексте творческого развития ребенка, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление.
Стиль взаимодействия детей и взрослых.
В этом аспекте основой перехода со ступени детского сада на школьную является умение ребенка адекватно общаться со сверстниками и со взрослыми, умение взрослых общаться с детьми. В этом общении важнейшее значение имеет способность поставить себя на место другого.
Ребенок в детском саду при хороших воспитателях привык к эмоциональной поддержке, к позитивному для развития оцениванию, в конце концов к улыбчивости воспитателей. Переходя в руки требовательного педагога, малыши теряются, у них пропадает интерес к учению, к школе, появляются страхи. Малыш боится неправильно ответить, так как не знает реакции учителя. На этом этапе у первоклассника только происходит мотивация учения и колоссальную роль в этом становлении играет взрослый- учитель начальной школы и воспитатель группы продленного дня. Отношение ребенка как к равному, искренняя заинтересованность в его действительно серьезных проблемах, воспитание в ребенке доверия к миру, чувства защищенности – все эти требования к стилю общения педагогов и детей полностью сохраняются в начальной школе.
Преемственность предметной среды.
Дошкольники спокойно живут и эффективно действуют в среде, где преобладают яркие, светлые тона; в убранстве школьных комнат тоже должны присутствовать атрибуты праздника. Такая обстановка, являющаяся по своей сути продолжением той, в которой они привыкли в детском саду, помогает детям справится с новыми школьными требованиями и обязанностями.
У порога и за порогом школы.
Период адаптации к школе занимает от одного до трех месяцев, а иногда до полугода. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально.
Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе :
- смена режима сна и питания;
- смена воздушного режима;
- увеличение времени без активного движения, высокий уровень шума, «толкотня» на перемене в коридорах;
- смена стиля общения со взрослыми;
- необходимость полного самообслуживания;
- необходимость самому организовать свое рабочее место на парте;
- подчинять свое поведение правилам поведения на уроке;
- устанавливать контакт с незнакомыми сверстниками;
- возможный успех в деятельности и его поощрение;
- увеличение объема интеллектуальной нагрузки;
Понимая, сколько много проблем, трудностей приходится в этот период решать целесообразно настроить его на на школьную жизнь.
Беседуя о предстоящей смене в жизни ребенка, следует обратить его внимание на:
- в школе можно многое узнать и многому научится, ЕСЛИ ТЫ САМ ЗАХОЧЕШЬ!
- в школе можно найти хороших друзей, хотя не все дети могут и сразу понравиться.
- рассказать, что дети поначалу могут скучать по детскому саду, им все может показаться чужим, но это быстро пройдет и им будет хорошо в школе.
- рассказать о ваших собственных чувствах первого сентября, в первом классе. Не скрывайте если испытывали тревогу и страх.
- настройте детей на труд
- внушайте детям, что учитель приходит в класс, чтобы учить детей, а дети – чтобы учиться. Поэтому успех зависит от труда,
- важно дать правильную установку на оценку. Ребенок сам должен знать, насколько добросовестно он работал, все ли он сделал, что реально мог.
- несомненно нужна специальная подготовка развития начал логического мышления, совершенствования речи, обучение чтению, тренировка кисти руки, расширение кругозора.
Все это обеспечит нормальную адаптацию к школьным условиям и успешное обучение.
Литература:
1. Астапов В. М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
2. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.
3. Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
4. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
5. Венгер Л. А. как дошкольник становится школьником. // Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
6. Детский сад и школа будущего : основы сотрудничества и партнёрства. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
7. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. / Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.