Папки-передвижки

Авторизованная программа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста

Жанна Кушнова
Авторизованная программа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста

1. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в МБДОУ ЦРР – ДС №15 «Берёзка». Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию. Содержание программы рассчитано на детей 3-7 лет.

Публикация «Авторизованная программа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, а также:

- в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, а также:

- Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

- Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10. 2013 № 544н);

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).

- Уставом ДОУ, утвержденным постановлением главы муниципального образования Северский район 25.06.2015г. № 900.

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей в нашем ДОУ была создана программа по формированию здорового образа жизни воспитанников.

Цель программы - сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей, формирование у участников образовательного процесса ответственности в сохранении собственного здоровья.

Задачи:

• Создать условия для полноценного сохранения, укрепления физического и

психического развития детей в соответствии с их возрастными особенностями.

• Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья, как важнейшей ценности.

• Изучить и внедрить в практику ДОУ современныездоровьесберегающие

технологии, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

• Создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную

среду для обеспечения двигательной активности ребёнка.

• Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах

формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

• Организовать консультативную помощь родителям по вопросам

физического воспитания и оздоровления детей.

• Воспитывать у детей правильное отношение к своему здоровью,

потребность вести здоровый образ жизни.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

При практической реализации поставленных задач мы основываемся на следующих основных принципах здоровьесберегающих технологий:

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

Принцип взаимодействия ДОУ и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.

Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Основные направления реализации программы

1. Работа с детьми

- укреплять здоровье детей и обогащать их двигательный опыт с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

- формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия;

- удовлетворять потребность детей в движении;

- стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их выполнением;

- формировать у детей потребность к занятиям физической культурой и эмоционально-положительное отношение ко всем видам двигательной активности;

- целенаправленно развивать психофизические качества;

- формировать умение сохранять правильную осанку;

- воспитывать чувство уверенности в себе.

2 Работа с педагогами - изучать научные исследования в области охраны здоровья детей, здоровьесберегающих технологий, экологического образования, формирования потребности в здоровом образе жизни;

- внедрять современные инновации в области физического развития детей; образовательные программы и технологии обучения и воспитания с учетом функциональных и возрастных особенностей детей;

- неукоснительно соблюдать гигиенические требования к организации жизнедеятельности детей в условиях ДОУ;

- повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

- организовывать спортивно-оздоровительную работу, дифференцированную в зависимости от физических и психоэмоциональных особенностей ребенка.

3 Работа с родителями - формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи;

- обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье;

- активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья;

- оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья;

- изучать, обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;

- создать установку на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка;

- валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.

1.2. Планируемые результаты освоения программы:

1. Формирование внимания к вопросам здорового образа жизни, двигательной

активности и правильного питания.

2. Обобщение знаний о себе, своем организме.

3. Систематизация знаний о здоровье (что полезно и что вредно).

4. Закрепление культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания.

5. Овладение элементарными навыками оздоровления: самомассаж,

закаливающие процедуры.

6. Оптимальные условия для развития индивидуальности ребенка через

осознание своих возможностей и способностей.

7. Снижение заболеваемости, уменьшение количества дней, пропущенных по

болезни.

2. Содержательный раздел программы

2.1. Задачи программы с учетом возрастных особенностей

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши, дать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними.

Дать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

Формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы.

Познакомить детей с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Дать представление о необходимости закаливания.

Дать представление о ценности здоровья; формировать желание вести здоровый образ жизни.

Формировать умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Продолжать знакомство детей с частями тела и органами чувств человека.

Формировать представление о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.

Формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представление о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания.

Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь».

Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием.

Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме.

Формировать представления о здоровом образе жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья.

Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.

Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

Формировать представления о правилах ухода за больными (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.

Знакомить детей с возможностями здорового человека.

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.

Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Расширять представления детей о рациональном питании (Объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).

Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

Формировать представления об активном отдыхе.

Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

2. 2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Изучение методик и технологий по здоровому образу жизни позволили создать систему формирования у дошкольников основ здорового образа жизни в образовательной деятельности через организацию совместной деятельности взрослых и детей с использованием различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

Практическая реализация методов оздоровления осуществляется через различные виды деятельности:

1. Физические упражнения

Цель: использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Содержание работы: утренняя гимнастика; физкультурно-оздоровительные занятия; подвижные и динамические игры; спортивные игры; пешие прогулки (походы, экскурсии); гимнастика для глаз; артикуляционные гимнастики; самомассаж (на развитие мышц лица). (Приложение ««Здоровым быть здорово» Методическое пособие по формированию у детей ЗОЖ»).

2. Активный отдых

Цель: реализация принципа преемственности, обеспечивающего непрерывное развитие и воспитание ребенка; осуществление целостности процесса образования (единство воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта обучения и взаимодействия с миром, культурой и людьми; реализация вариативности современного дошкольного образования; становление начальной здоровьесберегающей компетентности, как готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья детей.

Содержание работы: развлечения; праздники; спортивные досуги; игры-забавы; дни здоровья (Приложение ««Здоровым быть здорово» Методическое пособие по формированию у детей ЗОЖ»).

3. Питание

Цель:создать условия для гармоничного роста, физического и нервно- психического развития детей, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды; формировать у детей культурно- гигиенические навыки, полезные привычки в сфере рационального пищевого поведение.

Содержание работы:рациональное,сбалансированное питание, витаминизация напитков. (Приложение ««Здоровым быть здорово» Методическое пособие по формированию у детей ЗОЖ»).

4. Культурно - гигиенические навыки, навыки самообслуживания.

Цель: воспитание осознанных и прочных гигиенических навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья и обеспечивающих культуру поведения ребенка; рациональное использование условий внешней среды.

Содержание работы: умывание; мытье рук; аккуратность и опрятность внешнего вида; занятия с водой (центр вода и песок). (Приложение ««Здоровым быть здорово» Методическое пособие по формированию у детей ЗОЖ»).

5. Закаливание

Цель: тренировка защитных сил организма, выработка способности быстро адаптироваться к новым условиям; осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы, с учетом уровня его индивидуального здоровья при активном включении ребенка в процесс его формирования.

Содержание работы: дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз; хождение по солевым дорожкам; хождение по корригирующим дорожкам; контрастное воздушное закаливание. (Приложение ««Здоровым быть здорово» Методическое пособие по формированию у детей ЗОЖ»).

6. Упражнения с элементами телесно – ориентированной терапии

Цель: приобретение навыков ауторелаксации; стабилизация эмоционально – волевой сферы через навыки диафрагмного дыхания;коррекция психосоматических, поведенческих особенностей детей с ДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности детей); обучение навыкам правильного дыхания детей с ОВЗ; избавление от эмоционального напряжения; развитие умения распознавать эмоции и управлять ими.

Содержание работы: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы; игры; тренинг подавления отрицательных эмоций и снятия невротических состояний; коррекция поведения. (Приложение ««Здоровым быть здорово» Методическое пособие по формированию у детей ЗОЖ»).

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

В работе с родителями использовать следующие формы работы:

Проведение родительских собраний

Семинары - практикумы

Мастер – классы

Конференции

Проектная деятельность

Выпуск информационных листов

Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам

Дни открытых дверей

Показ занятий для родителей

Совместные занятия для детей и родителей

Круглые столы с привлечением специалистов детского сада

Заседание семейного клуба «Мы вместе»

Основные принципы взаимодействия с семьей:

1. Единство – которое достигается в том случае, когда не только воспитателям,

но и родителям хорошо понятны цели, задачи воспитания здорового ребенка,

когда семья знакома с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в

детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы в соответствии с планом работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета

их интересов и способностей.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе

доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в

семье, а родителей - в детском саду.

3. Организационный раздел программы

3.1. Материально – техническое обеспечение программы

Материально-техническое оснащение образовательного процесса: интерактивные доски,интерактивные столы, рейбуки, ноутбуки; аудиоустройства: музыкальные центры, магнитофоны.

Комплект видеоматериалов: фильмы, мультфильмы, слайды, фотографии по здоровьесбережению и здоровому образу жизни;

Наглядно – дидактические пособия: «Виды спорта», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Олимпийское движение»;

Дидактическийдемонстрационный и раздаточный материал: карточки, игровые наборы, компьютерные игры;

Комплект музыкального сопровождения;

Физкультурно – оздоровительный блок нашего учреждения включает:

- физкультурный зал, где проводятся занятия с детьми общей физкультурной группы;

- физкультурный зал для занятий корригирующей гимнастикой и занятий с использованием тренажёров с детьми подготовительной физкультурной группы;

- комната психологической разгрузки и релаксации;

- кабинет психолога;

- логопедический кабинет, где оказывается помощь детям с нарушениями речи.

Оборудование для занятий физической культурой: мячи, набивные мячи, мячи – хопы, скакалки, обручи, кегли, кубики, ленточки, платочки, султанчики, флажки, гантели, гимнастические скамейки, гимнастические палки, гимнастические лестницы, лестница – стремянка, мягкие модули, маты, кочки, массажные дорожки, балансиры, «рукоходы», тренажеры, атрибуты для спортивных игр.

Спортивный теневик и стадион: беговая дорожка с полиуретановым покрытием, футбольное поле, спортивный комплекс, прыжковая яма, бумы, баскетбольные кольца, щиты для метания, дорожка здоровья.

3.2. Особенности организации, развивающей предметно – пространственной среды

В МБДОУ ЦРР - ДС № 15 «Берёзка» создана образовательная среда для полноценного проживания детей дошкольного возраста. Насыщенная предметно - пространственная среда удовлетворяет потребностям детей в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии.

Основные принципы организации развивающей предметно – пространственной среды:

Содержательно-насыщенная, развивающая – средства обучения, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить все виды детской деятельности; эмоциональное благополучие детей; возможность самовыражения детей.

Трансформируемая – возможность изменения РППС в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей.

Полифункциональная – возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской активности.

Вариативная – наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей)

Доступная – свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, атрибутам, материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской деятельности.

Безопасная – соответствие элементов РППС требованиям СЭС, пожарной безопасности и охране жизни и здоровья детей.

Здоровьесберегающая – обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения.

Эстетически – привлекательная – яркая, красочная.

Вся развивающая предметно - пространственная среда нашего детского сада организована с учетом требований инструкций техники безопасности, пожарной безопасности, САНПиНов. На всё оборудование имеются сертификаты соответствия Госстандарта РФ, санитарно – эпидемиологическое заключение Госсанэпиднадзора.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по формированию здорового образа жизни для детей раннего возраста «Витамины — наши друзья»Дидактическое пособие по формированию здорового образа жизни для детей раннего возраста «Витамины — наши друзья» Дидактическое пособие по формированию здорового образа жизни для детей раннего возраста «Витамины – наши друзья». Автор – Моисеенко Ольга.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Сегодня отмечается высокий уровень соматических заболеваний у детей, тенденция к общей ослабленности здоровья поступающих в детский сад.

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у слабовидящих детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по формированию здорового образа жизни у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста Тема: "Где прячется здоровье?"Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, и воспитанников ответственности за.

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста «Ушки-наши помощники» Тема: «Изучаем свой организм. Ушки наши помощники». Задачи: продолжать формировать первоначальные представления об органах чувств человека.

Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.

Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста Организация здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Особое место среди задач по организации здорового образа жизни детей дошкольного.

Программа по оздоровлению и формированию здорового образа жизни воспитанников группы «ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ»Авторы: воспитатели I категории Зонина С. А., Киселева Т. Ю. Программа «Путь к здоровью» определяет основные направления.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Автор статьи: Ким Елена Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ МО Д/С № 202 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление Физическое развитие», включающее образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Авторизованная программа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 июня 2017 в 18:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД