Дефектолог
Методика развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
1.1 Название авторской методики, средства, методы и приемы обучения :
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе, что требует поиска новых путей для решения данной проблемы.
Публикация «Методика развития мелкой моторики» размещена в разделах
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленные на овладение ими знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Творческая деятельность учителя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели.
Для предлагаемой авторской методики обучения подходят :
словесные методы воздействия;
выработка знаний и умений через выполнение практических заданий, упражнений.
Прием - это часть метода, которая усиливает, повышает его эффективность.
В качестве основных приемов обучения для нашей методики подходят : показ инструкции на бумаге, демонстрация выполнения задания, совместное выполнение с помощью специалиста.
Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе [1, с. 24].
Среди простых средств обучения используется инструкция на бумаге и металлические детали.
Уникальность авторской методики заключается в том, что она позволяет педагогу также развить в ребенке логическое мышление, зрительную координацию и усидчивость, что поможет обучающимся в дальнейшем формировании и развитии высших психических функций.
Новизна заключается в опоре методики на развитие необходимых качеств через простейшие предметы, что предполагает универсальность для всех возрастных категорий.
1.2. Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике
Реализация предложенной методики максимально возможна в дошкольном учреждении, однако могут встретиться некоторые сложности:
- если дети отказываются после 1-2 занятий продолжать работу;
- если у ребёнка ещё не сформирована усидчивость и эмоциональная устойчивость;
1.3. Цели авторской методики. Развитие способностей качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации
Авторская методика по развитию мелкой моторики у обучающихся как и любая педагогическая методика имеет 3 цели :
А) обучающая – научиться решать задачи, требующие логического мышления, зрительного анализа и координации с движениями рук;
Б) развивающая – развить мелкую моторику в сочетании с логическими операциями в течение занятий;
В) воспитательная – воспитать терпеливость в решении задач и положительное отношение к поиску решений через метод проб и ошибок.
Программа направлена на развитие следующих способностей:
- познавательных;
- интеллектуальных;
- конструктивно-технических;
- творческих;
- межличностно-коммуникативных.
1.4. Ведущая идея авторской методики. Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.
В истории развития человечества роль руки исключительно велика. Она дала возможность развить путем жестов – указывающих, очерчивающих, изображающих, оборонительных и т. д. – тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие реакций многих мышечных групп.
Мелкая моторика —это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин умелость. Ручная умелость (моторика рук) является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка.
Ведущая идея основана на организации интересных и содержательных для ребёнка ситуаций, направленных, на развитие мелкой моторики.
Чтобы воплотить данную идею необходимо:
-внедрение новых педагогических технологий в работе;
-создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми, сопереживание, сочувствие;
-творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии;
- постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы они с интересом стремились познать многогранность ситуаций и мира в целом;
- каждое занятие должно быть результативным.
Основной акцент на выделенный конкретный аспект деятельности:
Сформировать такие навыки у обучающегося в области мелкой моторики, которые бы послужили пусковым механизмом для познавательной, творческой и конструктивной деятельности обучающегося с желанием терпеливо изучать и исследовать.
1.5. Задачи авторской методики. Отражение последовательности действий по достижению цели
- Организация дефектологического исследования ребенка для выявления ведущих личностных качеств, задатков, а также недостатков и слабых сторон;
- Разработка индивидуальной программы развития;
- Индивидуальная работа с ребенком для формирования взаимопонимания;
- Индивидуальная творческая работа (знакомство и изучение предложенных материалов);
- Индивидуальная интеллектуальная работа (первые пробы и попытки решения предложенных логических задач);
- Индивидуальная конструктивная работа (решение основных задач с дополнительными условиями);
- Проведение завершающей диагностики для подтверждения эффективности методики.
1.6. Длительность работы над авторской методикой. Продолжительность работы, этапы.
Работа над реализацией данной методики продолжается на протяжении 1 года в МБДОУ №8 г. Н и имеет позитивные результаты.
Этапы:
- Диагностический
- Разработки индивидуальной программы
- Индивидуальной работы с ребёнком
- Подтверждения эффективности методики
2. Описание технологии авторской методики
2.1. Описание сути авторской методики.
2.1.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов авторской методики. Научная основа авторской методики
1. Диагностический этап.
Используются диагностические материалы:
- Тест М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммл
- Методики Белопольской Н. Л.
- Методики Л. Б. Осиповой, Е. А. Стребелевой, М. Монтессори.
2. Разработка индивидуальной программы развития
Направления развития ребенка :
Акцент на развитии качеств по имеющимся возможностям для организации индивидуальных занятий:
для ребёнка №1 - развитие мелкой моторики с опорой на логическое мышление и перенос решения предыдущей задачи на последующие схожие задачи
для ребёнка №2 - развитие мелкой моторики с опорой на поиск решения задач через метод проб и ошибок в течение длительного времени
Расписание занятий для обучающихся на неделю с применением методики :
Понедельник 15: 30 - 16:30
Среда 9: 00 - 10:05
Пятница 15: 30 - 16:30
3. Индивидуальная работа с ребёнком
Ниже приведён пример проведения индивидуальной работы с ребёнком по развитию мелкой моторики :
Конспект занятия №1 по развитию мелкой моторики
Цель: Развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, усидчивости.
Оборудование:
Металлические детали разных форм.
Ход занятия:
Вводная I часть.
Педагог зовёт ребё нка:
-Посмотри. что это стоит на столе?
На столе стоит коробка, в которой спрятаны металлические детали.
-Давай откроем коробку и проверим, что там внутри находится.
Педагог показывает, как это сделать. Ребёнок открывает коробку, вытаскивает детали и изучает их.
-Скажи пожалуйста, что это? На что это похоже?
-Как ты открыл коробку?
-Сколько здесь деталей?
Молодец, вот мы и открыли коробочку и заодно разбудили наши пальчики.
II часть Основная часть
-Давай поиграем. Педагог показывает металлические детали.
-Соедини детали так, чтобы они не распались.
(Ребенок соединяет детали, используя их причудливо-закрученную форму).
-Молодец, а теперь соедини эти.
(Ребёнок соединяет следующие детали похожим образом)
4. Физкультминутка «Разминаем наши руки».
Ребёнок и педагог проводят наклоны в разные стороны и приседания, совместно проговаривая “Разминаем наши руки, разминаем наши ноги”
5. Игра «Угадай, что это».
-Закрой глаза. Возьми деталь в руки. Глаза не открывай.
Что это за деталь? На что она похожа?
Ребёнок с закрытыми глазами должен изучить деталь, её форму и описать, что он узнал.
Заключительная III часть.
Итог: -Скажи, чем мы сегодня занимались?
-Какие детали мы сегодня увидели?
-Ты сегодня хорошо позанимался/лась, молодец
4. Повторная диагностика для подтверждения эффективности методики
Для повторной диагностики применяются те же диагностические материалы, что и на первом диагностическом этапе работы.
2.2. Результативность и эффективность авторской методики
2.2.1. Определение критериев для диагностирования успешности авторской методики, представление методики описания и подсчета результатов.
Основными критериями оценивания результативности работы ребёнка по данной методике обучения являются :
- Развитость навыков мелкой моторики.
- Высокая активность познавательной и творческой деятельности;
- Четкое понимание поставленных целей и задач перед обучающимся;
- Стремление находить решение в каждом отдельном случае;
- Достигать запланированных целей.
2.2.2. Доказательность результативности посредством приведения данных со ссылкой на материалы приложения.
Результативность данной методики представлена итоговыми данными из карты индивидуального развития детей, представленной 4-х балльной системой оценивания, а также результаты исследования мелкой моторике по методике Л. Б. Осиповой.
3. Заключение
Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе, что требует поиска новых путей для решения данной проблемы.
Авторская методика позволяет педагогу также развить в ребенке логическое мышление, зрительную координацию и усидчивость, что поможет обучающимся в дальнейшем формировании и развитии высших психических функций.
Методика опирается на развитие необходимых качеств через простейшие предметы, что предполагает универсальность для всех возрастных категорий.
Реализация предложенной методики максимально возможна в дошкольном учреждении.
Авторская методика по развитию мелкой моторики у детей имеет цели :
А) научиться решать задачи, требующие логического мышления, зрительного анализа и координации с движениями рук;
Б) развить мелкую моторику в сочетании с логическими операциями в течение занятий;
В) воспитать терпеливость в решении задач и положительное отношение к поиску решений через метод проб и ошибок.
Ведущая идея основана на организации интересных и содержательных для ребёнка ситуаций, направленных, на развитие мелкой моторики.
Основной акцент авторской методики направлен на формирование таких навыков у ребёнка в области мелкой моторики, которые бы послужили пусковым механизмом для познавательной, творческой и конструктивной деятельности обучающегося с желанием терпеливо изучать и иследовать.
Список использованной литературы
1. Аксенова М. Развитие тонких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.
2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М. : Академия, 2010. - 284 с.
3. Ильин Е. П. Психомоторика. - М. : Владос, 2010. - 326 с.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М., 2012. -245с.
5. Морозов А. В. Диагностика креативности в педагогической деятельности. — М., 2011. -297с.
6. Морозов А. В. Формирование креативности педагогов в условиях непрерывного образования. — М., 2013. – 301с.
7. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие для вузов. — 2-е издание, испр. и доп. — М. : Академический Проект, 2014. – 266сю
8. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. — 2-е издание, доп. и перераб. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. -527с.
9. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М. : Издательство МГУ, 2013. – 382с.
10. Чернилевский Д. В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. - М., 2011. -280с.