Папки-передвижки

Авторская программа «Освоение первоначальных норм и правил взаимоотношений социального характера» (старшая группа)

Евгения Тютина
Авторская программа «Освоение первоначальных норм и правил взаимоотношений социального характера» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение грамотно использовать правила речевого этикета на работе,в кругу друзей,дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми,мешает в жизни. Поэтому с детства следует формировать у детей этику поведения Воспитание этических норм поведения у ребенка –нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад.

Публикация «Авторская программа „Освоение первоначальных норм и правил взаимоотношений социального характера“ (старшая группа)» размещена в разделах

Моя авторская программа составлена согласно требованиям ФГТ и основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В результате моей практической деятельности в данном саду сложилась своя методика воспитания и обучения дошкольников,таким образом, сформировалась данная программа. Она направлена на овладение нормами поведения и взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми.

Особенностью программы является выделение специального времени,направленного на реализацию национально-регионального компонента

Актуальность проблемы очевидна,когда,с одной стороны наблюдается снижение уровня культуры общения вследствии многих причин,а с другой-общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности -наличие образования и культуры Перед современным социумом встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания ее роли в развитии человеческого общества в настоящее время и на протяжении всего тысячелетия, преодоления острого конфликта между этикетом и реальной жизнью. Знание этикета расширяет внутренний мир человека,создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.

Цель: формирование первоначальных основ поведения и взаимоотношений в семье в коллективе, в обществе.

Образовательные задачи:

-познакомить с нормами поведения,новыми профессиями, историей праздников, героями Родины

Развивающие задачи:

-развитие памяти,внимания,волевых качеств,умений отстаивать свое мнение и взаимодействовать в группах (ставить спектакли,играть)

Воспитательные задачи:

-воспитывать любовь к семье, Отчизне, к детскому саду ;гордость за коллектив,патриотизм

Ожидаемые результаты:

В конце года дошкольники должны

-знать основы правил поведения

-осознать себя частью коллектива.

Уметь:

выражать речевыми средствами просьбы, обращения

-самостоятельно строить отношения взаимопонимания

Для достижения этих целей программой предусмотрены следующие разделы:

• Вежливость

• Заботливость

• Трудолюбие

• Дружба

• Общение

• Храбрость

• Принимаем поздравления

• Мой Буинск - моя малая Родина

• Гордость

Практическая значимость программы заключается в составлении перспективно-тематического плана и приложения по организации работы в старшей группе с целью воспитания этических норм поведение

Методика обучения и воспитания

.Согласно трактовке понятия духовность в «Толковом словаре русского языка «С. И. Ожегова означает свойство души состоящее в преобладании духовных нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Я заинтересовалась, как же трактуется понятие «нравственность. Вот подлинное значение: «внутренние,духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения,определяемые этими качествами.» Очень важно,что заложено в человеке с детства определяет его поступки, поведение во взрослой жизни. Такое воспитание не может осуществляться одним методом или средством.

В программе собраны темы, в каждую включены занятия, игры, беседы, театральные представления – это создает условия для усвоения полученных знаний. Практические упражнения помогают технически отработать поведенческий навык: уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок. Игры помогут обучить детей. Необходимо проводить их с небольшой группой детей 10-12 человек.

Следует активно вводить детское творчество, использую рисунки, поделки. Для усиления эмоциональной направленности используется литературные и музыкальные произведения. Для закрепления итога можно использовать домашние задания: подарить подарки, собрать пословицы.

Игра – одна из форм познания окружающего мира, дает представления, как себя вести в ситуации.

Огромную роль формирования культуры поведения играет театрализованная деятельность. Постановка несет информацию о правилах поведения зрителей в зале.

Народные игры хороши для повторения правил гостеприимства. Дети играют дружно.

Дидактические игры развивают ребенка. Они хороши для обработки правил этикета. Воспитание культуры поведения предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Данные формой работы с дошкольниками эффективны, но надо продолжать работу на прогулках, занятиях, мероприятиях.

Воспитатель, начиная работу формирует определенный поведенческий порядок: внимательно слушать, не перебивать, не мешать, не смеяться над неудачами других.

Программа реализуется посредством игр,бесед,чтением художественной литературы,коллективных творческих заданий, мероприятий, прогулок, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы.

Пословицы поговорки, игры направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Задания способствуют формированию у старших дошкольников привычки выполнять общественные поручения,учат культуре общения. Беседы планируются доверительными, их цель- не навязывать детям ту или иную ценность, а помочь понять, что нравственные поступки являются основой развития жизни человека.

Особое внимание уделяется подбору текстов: сказки,рассказ, стихотворения. Так как сказка считается ценным материалом,влияющим на сознание ребенка Пословицы и поговорки подбираются воспитателем. с целью делать вывод о поступках.

В театрализованной деятельности обыгрываются правила этикета, прогулки позволяют создать условия для применения правил.

Организация проектной деятельности поможет воспроизвести усвоенные действия, увидеть со стороны, как выглядит поступок

.Изготовление газет, подарков поделок приобщает детей к совместной продуктивной деятельности.

Тематика занятий разбита по месяцам. Дети расширяют знания по теме. Заканчивается изучение выставкой детских (совместных) работ или пополнением информации в родительском уголке. Программа рассчитана на обучение детей старшей группы на весь учебный год.

Методы и приемы

В программе используются методы по источнику познания:

-беседы –словесный

По степени продуктивности :

-проблемный-игровые ситуации,игры,обобщения)

На основе структуры личности:

-метод формирования сознания,убеждений (рассказ)

- методы формирования опыта,поведения (упражнения,игры)

-метод мотивации поведения (поощрение,пример)

Тематический план работы с дошкольниками по формированию основ поведения и взаимоотношений социального характера в старшей группе.

Формы работы с детьми (темы) Совместная деятельность воспитателя и детей Самостоятельная

деятельность детей Продукт деятельности

Сентябрь

Тема 1. Вежливость

Беседа «Будь вежливым» Чтение Е. Фролова «Кто вырастил яблочко?» Сюжетная игра «Встреча гостей» Выставка

НОД «Мой дом моя крепость» Чтение – обсуждение Г. Остер «Будем знакомы» Дидактическая игра «Имя, отчество» Картотека игр

Если кто-то поссорился Чтение А. Неелова «Майский жук» Рисование «Вежливые слова» Рисунки

Беседа «Будь вежливым» Чтение – обсуждение сказки «Вежливый кролик» Игра «Ручеек»

Октябрь

Тема 2. Заботливость

Беседа «Что значит быть заботливым» Чтение- обсуждение: А. Неелова «Волчья ягода» Игра «Добрые слова» Рисунки

Концерт ко дню пожилых Чтение – обсудение Г. Браиловская «Ушки – неслушки» Игра «Домашние обязанности» Выставка семейных поделок

Беседа «У меня сестренка есть, у меня братишка есть» Чтение П. Образцов «Лечу куклу» Игра «Ялюблю своих родных»

Беседа о доброте и заботливости Чтение А. Седугин «Как Артемка котенка спал» Сюжетная игра «Больница»

Ноябрь

Тема 3. Трудолюбие.

Беседа «О совместном труде» Обсуждение пословиц о труде Игра «Полезное дело» Картотека пословиц

Прогулка по улице города Беседа «Профессии» Сюжетная игра «Автобус» Рисунки по ПДД

Концерт ко дню матери Игра «Подарки для мамы» Подарки

Декабрь

Тема 4. Дружба

Беседа «Мои друзья-мальчики и девочки» Разучивание песенки С. Михалкова «Песенка друзей» Игра «Как хорошо дружить» Запись «Песенка друзей»

НОД «Хорошо у нас в саду» Экскурсия по саду Рисование наш сад Рисунки

Театрализованная деятельность Творческое задание «Мои животные» (лепка) Выставка поделок

Январь

Тема 5. Общение

Беседа «Как общаться вежливо» Решение проблемных задач. Чтение В. Осеева «Плохо» Народная игра «Гуси, гуси»

НОД «Петрушка – физкультурник» Дидактическая игра «Упорный как мяч» Рисование спортсмены.

Беседа «Наши добрые слова» Оформление группы на зимнюю тему Музыкальная игра «Ищи, ищи» Выставка рисунков и поделок.

Беседа «Уважение»

Рисование «Достойные поступки» Рисунки

Февраль

Тема 6. Храбрость

Беседа «О храбрости» Чтение М. Скребцова «Храбрая лягушка» Рисование «Лягушка»

Мероприятие к 23 февраля Чтение Н. Толстой «Памятник» Нарисовать портрет папы Подарки папе

Беседа «Служение людям» Чтение – обсуждение В. Осеева «Три товарища» Дидактическая игра «Солнечные подарки»

Беседа о спорте Чтение-обсуждение А. Пантелеев «Две лягушки» Игра «Хоккей»

Март

Тема 7. Принимаем поздравления

Беседа «как поздравлять?» Чтение – обсуждение Д. Биссет «Як» Дидактическая игра «Кто нам дарит счастье?» Рисунки

Развлечение

8 марта Разучивание стихотворения Е. Благининой

«Мама, спит, она устала» Игра «Подарки для мам» Открытки для мам

Праздник «Широкая масленица» Разучивание песен,закличек. Игра «Горелки» Картотека «Народные игры»

Праздник «Навруз» Разучивание стихов о весне на татарском языке. Игры «Кария, Закария», «Ныряет утка, ныряет гусь Запись песен

Апрель

Тема 8 Мой Буинск - моя малая Родина

Беседа о том,как важно любить Родину Дидактическая игра «Где ты живешь?» Рисунки

Экскурсия по улице детского сада Дидактическая игра «Назови это здание» Фотовыставка

День Космонавтики Рассматривание альбома о Ю. Гагарине Сюжетная игра «Космонавт» Проект «Космос глазами детей»

Беседа «где вы любите отдыхать?» Коллективная работа «Наш парк» Строим дом Фотовыставка

Май

Тема 9. Гордость

Беседа «Что такое гордость» Решение проблемных ситуаций

Развлечение «9 Мая» Чтение Л. Рева «9 Мая –День Победы» Дидактическая игра «Думаем о Родине» Изготовление голубей

Беседа «Чем можно гордиться?» Чтение литературы о войне Сюжетная игра «Моряки» Рисунки

Беседа «Ветераны в моей семье» Выпуск газеты «Они сражались за родину» Игра «Солдаты»

Публикации по теме:

Формирование речевой культуры старших дошкольников Формирование культуры речевого поведения в типовых ситуациях этикетного общения является необходимым условием для решения основной задачи.

Проект: «Воспитание культуры поведения старших дошкольников в семье и ДОУ» Многие родители ошибочно считают, что приведя ребенка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Авторская программа «Освоение первоначальных норм и правил взаимоотношений социального характера» (старшая группа)
Опубликовано: 13 апреля 2014 в 02:36
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Авторская программа «Освоение первоначальных норм и правил взаимоотношений социального характера» (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Тютина (УИ 28928) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД