Елена Бронникова
Практическое пособие художественно-этетической направленности «Веселый кубик»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 20 поселка Степной
МО Ейский район
Авторское практическое пособие
художественно-этетической направленности
«Веселый кубик»
Музыкальный руководитель Бронникова Е. А.
пос. Степной, 2020г
Пояснительная записка
Музыкально-дидактическое пособие
для детей 4-7 лет
Публикация «Практическое пособие художественно-этетической направленности „Веселый кубик“» размещена в разделах
Музыкально-дидактическое пособие «Веселый кубик»автор составил из пяти кубов разного размера, к граням которого приклеены картинки.
Игра разработана для детей 4-7 лет и предназначена для развития музыкально- сенсорных способностей; закрепления знаний, навыков и умений детей в музыкальной деятельности. Пособие ориентировано на пройденный материал НОД и индивидуальные возможности ребенка.
Данное музыкально-дидактическое пособие так же может быть использовано педагогами дошкольных организаций, музыкальными руководителями, родителями (законными представителями) в самостоятельной и творческой деятельности детей.
Пособие состоит :
- Куб «Настроений» (предназначен для определения характера, настроения произведения)
- Куб «Народный оркестр» (предназначен для закрепления народных музыкальных инструментов)
- Куб «Симфонический оркестр» (предназначен для закрепления музыкальных инструментов симфонического оркестра)
- Куб «Что мы делали» ( предназначен для самостоятельного определения детьми моментов НОД: восприятие, пения, музыкально-ритмические движения, игра)
- Куб «Гости» (предназначен для выбора игрушки, которая была в гостях)
Цель музыкально-дидактического пособия «Веселый кубик» :
- развивать музыкальные способности;
- углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.
Задачи:
- Развивать музыкальное восприятие, тембровый слух;
- Развивать музыкально-слуховое представление дошкольников;
- Закрепление инструментов народного и симфонического оркестра.
Через формирование музыкально-сенсорных способностей возможно понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, и ее закономерностях. Развитие музыкально-сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания детей, накопления первоначальных ориентировок в языке музыки.
Возникает необходимость в упражнении детей в перцептивных действиях, в многократных повторениях этих действий, доведенных их до уровня навыков музыкальной деятельности. Так же необходимо создание привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали к подобным упражнениям. Музыкально-дидактические пособия и игры могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, позволяющие приобщать детей дошкольного возраста к активному восприятию музыки.
Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н. А. Ветлугина разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий детей.
Э. П. Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры.
Л. Н. Комиссарова выделяет три группы музыкально-дидактических пособий для развития музыкального восприятия: для различения характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.
Исходя из этого, автор разработал практическое пособие для развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников.
Описание музыкального пособия
Куб «Настроений»
Игра «Покажи настроение музыкального произведения»
Цель: Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроение в музыке, их смену.
Материал: куб с картинками человечков с разным настроением.
Музыкальный материал: музыкальные произведения знакомые детям
Вариант 1
Ход: дети слушают музыкальное произведение и показывают соответствующую картинку с настроением человечка.
Вариант 2
Цель: Развивать музыкальное восприятие, настроение музыкального произведения, выразить настроение мимикой и движениями.
Материал: куб с картинками человечков с разным настроением.
Музыкальный материал: музыкальные произведения знакомые детям
Ход: ребята, предлагаю одному ребенку прослушать произведение и с помощью мимики и движений выразить настроение произведения, а другой показывает картинку этого настроения на кубе.
Игра «Город разного настроения»
Цель: Развивать музыкальное восприятие. Различать характер музыки и ее содержание. Обогащать словарь и развивать слуховую память у детей.
Материал: куб с картинками человечков с разным настроением.
Солнышки на прищепках изображающие разные эмоции.
Музыкальный материал: музыкальные произведения знакомые детям.
Вариант 1
Ход игры: ребята, предлагаю отправиться в Город разного настроения, каждый день у жителей этого города настроение зависит от того, какое солнце взошло на небе, а определить настроение поможет музыка.
Дети слушают музыкальное произведение. Вызванный ребенок ищет на кубе человечка с соответствующим настроением и, подобрав соответствующее солнышко, рассказывает о настроении данного произведения, используя слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки.
Вариант 2
Цель: Развивать музыкальное восприятие, настроение музыкального произведения, выразить настроение мимикой и движениями.
Материал: куб с картинками человечков с разным настроением.
Музыкальный материал: музыкальные произведения знакомые детям
Ход: ребята, предлагаю одному ребенку прослушать произведение и с помощью мимики и движений выразить настроение человека, а другой показывает картинку этого настроения на кубе.
Игра «Музыкальные образы облаков»
Цель: Развивать музыкальное восприятие. Развивать эмоциональную сферу дошкольников.
Материал: куб с картинками человечков с разным настроением, пентаграммы облаков с различным настроением.
Музыкальный материал: музыкальные произведения знакомые детям.
Вариант 1
Ход: ребята, отгадайте загадку:
Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)
Предлагаю послушать стихотворение, и музыку и определить какое настроение у облаков.
Детям предлагается разбиться парами. Один выбирает настроение облака, другой настроение на кубе.
1. Вот облако веселое смеется надо мной.
Зачем ты щуришь глазки?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
«Мне весело с тобой»
И долго-долго облачку
Я вслед махал рукой.
2. А вот другое облачко расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок так далеко унес.
И каплями-дождинками расплакалось оно
И стало грустно-грустно так
И вовсе не смешно.
3. И вдруг, по не, грозное страшилище летит
И кулаком громадным сердито мне грозит.
Ой, испугался я, друзья.
Но ветер мне помог.
Так дунул, что страшилище пустился наутек.
4. А маленькое облачко над озером плывет.
И удивленно облачко приоткрывает рот:
Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой?
Такой мохнатый, маленький
Летим, летим со мной!
Вариант 2
Ход: Ребята, предлагаю одному ребенку прослушать произведение и с помощью мимики и движений выразить настроение облака, а другой показывает картинку настроения музыкального произведения на кубе.
Куб «Народный оркестр»
Игра «Угадай на чем играю»
Цель: Развивать тембровое восприятие, совершенствовать знания о музыкальных инструментах.
Материал: куб с картинками народных музыкальных инструментов.
Музыкальный материал: бубен, гармошка, колокольчик, балалайка, деревянные ложки, трещотка.
Ход: Два ребенка стоят спиной друг к другу. Перед одним ребенком лежат инструменты, у другого куб с картинками инструментов. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой показывает этот инструмент на кубе.
Игра «Отгадай загадку»
Цель: Развивать тембровое восприятие, совершенствовать знания о музыкальных инструментах.
Материал: куб с картинками народных музыкальных инструментов.
Музыкальный материал: бубен, гармошка, колокольчик, балалайка, деревянные ложки, трещотка.
Вариант 1.
Ход: Педагог загадывает загадки о музыкальных инструментах по очереди. Дети отгадывают отгадку с помощью куба, показывают правильную картинку. Детям предлагает послушать звучание инструмента в записи или в живом исполнении.
- «Ребята, угадайте, о каком инструменте загадка? И найдите его на кубике. (после угадывания) А теперь, давайте послушаем звучание этого инструмента»
1. Три струны, играет звонко
Инструмент тот – «треуголка»
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (балалайка)
2. В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная,
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (гармонь)
3. За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких (ложках)
4. Музыкальный инструмент
Узнаем о один момент.
С ней в оркестре веселей,
Развлекает малышей
Деревянная на вид, из
Дощечек состоит
Длинных и коротких, и
Трещит (трещотка)
5. Инструмент он небольшой,
Потрясешь его рукой,
И тот час услышишь звон:
Динь-дон, динь-дон!
6. Есть бубенчики на нем,
По нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий… (бубен)
Вариант 2.
- А теперь, ребята, попробуйте и вы загадать друг другу загадки.
Для этого поделитесь на пары, один человек без кубика отворачивается, второй человек бросает кубик и загадывает загадку про то, что выпало на верхней грани.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: Развивать тембровое восприятие. Закрепить знания детей о народных музыкальных инструментах. Развивать речь, логическое мышление.
Материал: кубы с картинками народных музыкальных инструментов и инструментов симфонического оркестра.
Музыкальный материал: бубен, гармошка, колокольчик, балалайка, деревянные ложки, трещотка.
Ход: ребята, определите по звучанию музыкальных инструментов какой из них лишний, не подходит к данной группе инструментов. Покажите его на кубе.
Куб «Симфонический оркестр»
Игра «Что звучит»
Цель: Развивать тембровый слух.
Материал: куб с изображением инструментов симфонического оркестра: рояль, скрипка, баян, гитара, труба, флейта, виолончель.
Музыкальный материал: Запись мелодий в исполнении различных инструментов: рояль, скрипка, баян, гитара, труба, флейта, виолончель
Ход. Ребенок слушает запись и показывает соответствующую картинку куба с инструментом
Игра «Музыкальная угадай-ка»
Цель: Развивать тембровый слух.
Материал: куб с изображением инструментов симфонического оркестра: рояль, скрипка, баян, гитара, труба, флейта, виолончель.
Музыкальный материал: Запись мелодий в исполнении различных инструментов: рояль, скрипка, гитара, труба, флейта, виолончель.
Вариант 1
Ход. Ребята, отгадайте загадки об инструментах и покажите их на кубе.
1. Он стоит на трех ногах,
Сам черный, в черных сапогах
Зубы белые, педаль,
Называется … (рояль)
2. А это что за инструмент?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят, поют, и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала, щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь или шесть, ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется, скажите, как она зовется? (гитара)
3. В симфоническом оркестре ее голос самый главный.
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий узнаем мы без ошибки
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный (скрипка)
4. Веселая птичка в орешнике пела,
Лесного ручья где-то струйка звенела,
А, может, в траве колокольчик звенел?
А, может, не птичка, а ветер свистел?
Веселую, звонкую песенку лета
Пропела волшебная дудочка эта (флейта)
5. Ты отгадать, конечно, сможешь.
Они на скрипку чуть похожи,
Но, больше скрипки в десять раз,
Есть гриф, смычок, (не контрабас)
В оркестре так волшебно пели…
Что? Отгадай (виолончели)
6. Успех мне в группе медных обеспечен.
Еще я есть в домах, где топят печи.
Сквозь весь оркестр пробьется голос мой –
Никто не устоит перед (трубой)
Вариант 2
Теперь предлагаю усложнить задание. Загадаем загадки друг другу.
Для этого нужно поделиться на пары, один человек без кубика отворачивается, второй человек бросает кубик и загадывает загадку про тот инструмент, что выпал на верхней грани.
Игра «Петя и волк»
Цель: Развивать тембровый слух.
Материал: куб с изображением инструментов симфонического оркестра: рояль, скрипка, баян, гитара, труба, флейта, виолончель, карточки с героями (из симфонической сказки)
Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева
Вариант 1
Ход. Ребята, угадайте героя из симфонической сказки «Петя и волк», и покажите музыкальный инструмент на кубе, который его изображал
Вариант 2
Усложняем задание. Разделимся на пары – девочка-мальчик. Девочки описывают героя, а мальчики показывают на кубе инструмент.
Куб «Наша деятельность»
Игра «Что мы делали»
Цель: развивать восприятие музыки, самостоятельно определять основные моменты НОД
Материал: куб с изображением моментов НОД (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах)
Музыкальный материал: музыкальные произведения знакомые детям
Вариант 1
Ход: Ребята, после прослушивания знакомого музыкального произведения из момента НОД, покажите соответствующую картинку, и назовите, что вы делали.
Вариант 2
Ребята, теперь другое задание. Теперь тот, у кого остановится кубик, покажет нам, что мы делаем на музыкальном занятии.
Дети передают кубик друг другу на слова :
Ты беги веселый кубик
Быстро быстро по рукам
У кого веселый кубик,
Тот покажет что-то нам.
Ребенок, у кого остановился кубик, показывает момент НОД на верхнем ребре, а дети угадывают.
Игра «Угадай по музыке»
Цель: развивать восприятие музыки, самостоятельно определять основные моменты НОД
Материал: куб с изображением моментов НОД (восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах)
Музыкальный материал: музыкальные произведения знакомые детям
Ход. Дети по музыкальному произведению определяют, что это (песня, танец, игра на инструментах, восприятие) и показывают соответствующую картинку на кубе и называют ее.
Куб «Гости» (для детей 4 лет)
Игра «К нам гости пришли»
Цель: развивать музыкально-слуховые представления, воображение.
Материал: куб с изображением животных
Музыкальный материал: музыкальные произведения знакомые детям
Ход: педагог предлагает по музыкальному произведению определить, кто же приходил к ним в гости. Дети, прослушав музыкальное произведение, показывают соответствующую картинку на кубе.
Игра «Веселый кубик»
Цель: развивать ритмический слух.
Вариант1
Ход. Дети передают кубик друг другу на слова :
Ты беги веселый кубик
Быстро быстро по рукам
У кого веселый кубик,
Тот похлопает в ладоши нам.
У кого кубик в руках, выбирает картинку с изображением животного и прохлопывает, как двигается животное, используя короткие или длинные звуки.
Вариант 2
Один ребенок хлопает, другой показывает картинку с изображением животного.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать музыкально-слуховые представления, воображение. Закрепить программный материал.
Материал: куб с изображением животных. Мешочек с игрушками или персонажами кукольного театра.
Музыкальный материал: музыкальные произведения знакомые детям
Вариант 1
Ход. Ребята, к нам пришли гости. Но где-то они спрятались, может быть здесь? (показать мешочек). Давайте послушаем музыку и узнаем, кто там. А еще покажем этого гостя на кубе.
Дети узнают героя, один достает из мешочка игрушку и показывает всем. Другой - этого героя на кубе.
Вариант 2
Дети слушают в записи голоса животных и находят их на кубе.
Игра «Кто пришел к домику»
Цель: развивать музыкально-слуховые представления, воображения, восприятие музыки. Закрепить программный материал.
Материал: куб с изображением животных. Мешочек с игрушками или персонажами кукольного театра.
Музыкальный материал: музыкальные произведения знакомые детям
Ход.
«Стоит в поле теремок-теремок, он не низок не высок, не высок. Маша, послушай мелодию и угадай, кто пришел к домику. Ребенок показывает этого героя на кубе.
Музыкально-дидактическое пособие «Веселый кубик» интересно и познавательно. Дети с удовольствием включаются в игру и выполняют поставленные задачи правильно. В процессе игр у детей развиваются такие музыкальные способности, как ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
Применение на практике данного музыкально-дидактического пособия доказало эффективность использования его по развитию и воспитанию музыкально-сенсорных способностей детей дошкольного возраста в процессе НОД и в самостоятельной деятельности дошкольников. Результаты показали, что музыкально-дидактические пособие и игры сочетают в себе все обучающие, развивающие и воспитательные функции, которые направленные не только на развитие музыкальных способностей, но и с помощью их осуществляются сенсорные операции, обогащающие опыт ребенка, способствующие формированию и развитию музыкально-сенсорных способностей.
4. Список литературы
1. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей/ О. П. Радынова – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 240с.
2. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Л. Н Комиссарова, Э. П. Костина. - М. : Просвещение, 1986. - 141с.
3. Костина Э. П. музыкально-дидактические игры: Методическое пособие /Э. П. Костина. -Ростов н/ Д: Феникс, 2010.-212с.
4. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. У. Катинене, М. Л. Паланвадшивили. -М. : Академия, 2000. -240с.
5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Л. Н Комиссарова, Э. П. Костина. - М. : Просвещение, 1986. - 141с.
6. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. -М. : Просвещение, 1981. -240с.
7. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь для детей младшего возраста / Н. А. Ветлугина. – М. : Музыка, 1985. – 11с.
8. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1967. - 415с.