Лариса Жучкова
«Азы воспитанности». Родительское собрание в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ход собрания
Тихо звучит музыка.
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Дети волновались и очень ждали вас сегодня. Ведь они так любят вас, гордятся вами, подражают во всем, и мы все, кто работает с вашими детьми, разделяем их чувства и признаем: вы действительно являетесь достойным примером доброжелательности, вежливости, пунктуальности и отзывчивости. Нам приятно отметить, что вы всегда откликались на наши просьбы. Спасибо вам.
Включается запись с ответами детей на следующие вопросы.
Публикация «„Азы воспитанности“, Родительское собрание в средней группе» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
1. Какие вежливые слова вы знаете?
2. Как вы думаете кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливыми? Почему?
3. Вежливы ли взрослые в обращении с вами?
4. Подумайте и скажите, почему вежливые слова называются волшебными?
Ведущий (на фоне музыки). Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Много лет создавались людьми правила, цель которых – прививать чувство меры и красоты в поеме гостей, сервировке стола – словом, во всем, с чем мы выходим в общество. Насколько важным было полнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам. Граждан, не соблюдавших их, наказывали. Так, Петр I в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взгядывать».
Как формировать культуру поведения? Об этом пойдет сегодня разговор. Надеемся, ваш опыт, родительская зоркость помогут найти ответы на многие вопросы. (Зачитывает ответы родителей на вопрос анкеты : «Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребенок?»). С чего начинать воспитание культуры? Вот какой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Л. Смирнова – Гангиус: «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать воспитание надо с создания духа игры, с приветливо-живой сказки, которая должна войти в ваш дом, чтобы питать собой фантазию, творчество. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей, ибо возраст от 3 до 7 лет психологами назван игровым. Пусть иногда в комнате ребенка появится фея Здрасте, в волшебном фартуке которой – секрет. В следующий раз ребенок увидит волшебный зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточными замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку-маску: если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях, появится улыбающаяся маска феи Здрасте; если слегла провинился – маска одного из гномов; если ведет себя совсем плохо – маска дракона. Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения».
Что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер? Нужно ли упражнять ребенка в навыках культурного поведения? Каких образом? Имеют ли успех в воспитании такие методы, как беседы, наказания, нравоучения? Есть ли обстоятельства, которые мешают вам формировать привычки культурного поведения? Мы, взрослые, знаем: вежливое слово становится волшебным, когда в нем поселяются лучики солнца и тепла. А как научить ребенка не только говорить волшебные слова, и говорить по-особому, приветливо, с улыбкой?
Дети школьного возраста инсценируют сценку.
Мама. Здравствуйте, Анна Ивановна! Алеша, а ты что не здороваешься? Сейчас же скажи: «Здравствуйте». Ну, чего молчишь, поздоровайся с Анной Ивановной. Сейчас же скажи «Здравствуйте»! Я жду. В кого он такой упрямый, не ребенок, наказание. Ну, скажите, как мне его еще учить?
Ведущий (спрашивает у родителей). Какие советы вы дали бы матери? Как поступили бы в такой ситуации?» (Обобщая ответы, рассказывает о том, какие методы воспитания культуры поведения наиболее эффективны.)
Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками «Секреты воспитания вежливого ребенка». Согласны ли вы с данными советами? Если да, то какой из них считаете наиболее значимым? Какие из этих секретов вы уже использовали в практике воспитания? Насколько успешно? (Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».)
Известная поэтесса Агния Барто в одном из стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала». Можно ли согласиться с тем, что надо хвалить ребенка авансом, когда не все получается, или же следует хвалить только за результат? Как часто и за что хвалите вы своего ребенка (за самостоятельность, проявление внимания, вежливость?
Проводится конкурс «Кто назовет больше слов выражающих похвалу ребенку за проявление вежливости?» Родители говорят по очереди, передавая друг другу игрушку (например, «молодец», «умница» и т. д.).
Ведущий. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. Таков наш девиз. Продолжайте и дома хвалить ребенка. Вы увидите, как быстро он будет усваивать правила поведения. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад; вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей – хвалите и хвалите.
А сейчас мы предлагаем вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах. Если ребенок всегда выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета, если не всегда или не совсем правильно – желтого; если не выполняет – синего.
1. Ребенок умеет мыть руки, причем всегда моет их перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем. (Показывает.)
2. Аккуратно складывает одежду.
3. Всегда пользуется носовым платком, когда чихает. Зевает и высмаркивается бесшумно.
4. Вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную помощь.
5. Умеет вовремя извиниться и говорит эти слова с нужной интонацией, чувством вины.
6. Не показывает пальцем на окружающие предметы, на людей.
7. Не вмешивается в разговор без надобности, а в случае срочной просьбы – соответственно правилам, извиняясь.
8. При встрече приветливо здоровается; прощаясь, всегда говорит «до свидания».
9. Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки и т. д.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с ребенком.
А теперь «острое блюдо». В шарах – вопросы. Под музыку передавайте шары по кругу. Как только музыка прервется, тот, к кого в руках шар, отвечает на вопрос.
(Вопросы педагог подбирает по своему усмотрению)
Родителям вручают грамоты за воспитание у детей культуры поведения. Педагог зачитывает их.
1. Уважаемые (имя, отчество! Рады сообщить вам, что Алеша является примером доброжелательного отношения к товарищам, образцом рыцарства и благородства по отношению к девочкм. Спасибо Вам!
2. Уважаемые (имя, отчество! Благодарим вас за воспитание у дочери Тани хороших манер. Знание правил и умение вести себя позволяют ей быть приятной в общении с детьмя и взрослыми. В этом ваша большая заслуга.
3. Уважаемые (имя, отчество! Спасибо вам за то, что уделяете большое внимание воспитанию культуры поведения ребенка. Благодаря вашему труду и примеру Никита своевременно познал секреты волшебных слов.
Ведущий. А теперь прослушайте очень короткие новости на тему «Вежливость и культура».
• В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? Оказывается, если провинность незначительная, то нужно говорить «извините»; если же очень виноваты, то «простите».
• Не приятно гостям предлагать тапочки. Это противоречит правилам гостеприимства.
• На вопросы «Как дела?», «Как здоровье?», «Как настроение?» отвечать положено коротко: «Спасибо», «Все в порядке», «Прекрасно».
(Звучит музыка.) Быстро летит время. Растут дети, и наступает час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали? «Чтобы ребенок рос воспитанным, - скажете вы, - нужно…»
Родители по очереди дают советы, передавая игрушку по кругу.
Ведущий (на фоне музыки). Бесценная культура, ибо в ней заложена нравственность. «Невоспитанный человек,нравственный невежда, недоучка – то же, что самолёт, выпущенный в полёт с испорченным двигателем; погибнет и принесёт гибель людям». Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присуще ли ему чуткость, внимательность, предупредительнлсть. На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы, и зависеть он будет от нашего желания и умения. Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять детей наших к высотам культуры поведения.
Под музыку входят дети и садятся за столы рядом с родителями. Под звон шумовых инструментов на печке въезжает Емеля.
Емеля.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики цветы
Очень вежливы. А ты?
А вы – вежливые дети? (Дети отвечают.) Я отдаю вам свой колокольчик и желаю услышать вежливые слова. Тот, кто возьмет в руки колокольчик, называет одно вежливое слово. Хочу вам предупредить: у меня волшебные уши, они слышат только те слова, которые звучат ласково, тепло, как солнышко греют.
Дети говорят слова и передают колокольчик по кругу. (Возможно участие родителей.)
Емеля. Да вы, оказывается, настоящие волшебники. Я все слова услышал и даже запомнил, особенно слово «пожалуйста». А когда его нужно говорить? Спасибо, я теперь понял. Если хочешь обратиться с просьбой, нужно сказать «пожалуйста», а если забыл сказать его, то просьбу можно не выполнять.
Ведущий предлагает детям и Емеле поиграть в игру «Пожалуйста».
Емеля. Если скажу «пожалуйста» - выполняйте задание, не скажу – не выполняйте.
• Пожалуйста, встаньте;
• Похлопайте в ладоши;
• Пожалуйста, поднимите руки;
• Отпустите руки;
• Пожалуйста, попрыгайте;
• Поднимите правую руку и т. д.
Ведущий. А знаешь ли ты, Емеля, как нужно говорить волшебные слова, например «здравствуйте»?
Емеля. Конечно, знаю. Дети, давайте покажем в игре. Вы согласны?
Два притопа, два прихлопа. Топают ногами, хлопают в ладоши.
Ежики, ежики. Растопыривают пальцы рук.
Наковальня, наковальня. Стучат кулачком о кулачок.
Ножницы, ножницы. Скрещивают вытянутые руки.
Побежали, побежали. Бегут на месте, изображают зайчиков.
Зайчики, зайчики.
(Дети выполняют движения в соответствии со словами.)
Приветливо, с улыбкой скажем: «Здравствуйте». Девочки! Мальчики! Даша, Саша, Таня, Коля!
Ведущий. А теперь давайте вместе с родителями поиграем в эту же игру.
Игра повторяется, только вместо слово «здравствуйте» надо произнести «спасибо».
Емеля. Дети, вы верите в чудеса? (Дети отвечают.) Закройте глаза. По моему велению, по моему хотению, чудо-печка, напеки волшебных угощений! (Достает из печки блюдо с пирогами.) Угощайтесь. Дети, отведав этих пирогов, вы уже не сможете говорить грубые слова, ссориться, а будете добрыми, ласковыми, вежливыми. А вам, уважаемые родители, эти пироги придадут новые силы и терпение в воспитании у детей хороших манер.