Получи документы

Батарея тестов по изучению творческого мышления. Модификация тестов Гилфорда и Торранса

Светлана Олеговна Гусева
Батарея тестов по изучению творческого мышления. Модификация тестов Гилфорда и Торранса

Субтест 1. Использование газеты.

Оценивание: Результаты выполнения теста оценивались в баллах.

Имеются три показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ даётся 1 балл, все баллы суммируются.

Б=1 n, где, n=число уместных ответов; Б=беглость

2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным классам.

Основные категории ответов.

Категории ответов — (субтест 1)

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать.)

Публикация «Батарея тестов по изучению творческого мышления, Модификация тестов Гилфорда и Торранса» размещена в разделах

2. Использование для ремонтно-строительных работ (заклеить окна, клеить под обои.)

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку и сесть, положить под обувь, подстелить на пол при окраске потолка.)

4. Использование в качестве обёртки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы.)

5. Использование для животных (подстилка кошке, подстилка хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использовать как средство для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, туалетная бумага.)

7. Орудие агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты.)

8. Переработка (сдать в макулатуру.)

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать и смотреть объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного, билета, посмотреть дату, посмотреть программу ТV и т. д.)

10. Покрытие (сверху) (укрываться от дождя, прикрыть что-то от пыли, укрыться от солнца.)

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел)

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше.)

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведённого списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, т. е. учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребёнком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесённых к новой категории, которой нет в списке категорий). Кто-то может дать много ответов, т. е. иметь высокий показатель по фактору беглость, но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории № 12 — Создание поделок, игрушек.

За одну категорию даём — 3 балла.

Г = 3 m,

где, Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.

Ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведённым списком категорий.

3) Оригинальность — число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке. 1 оригинальный ответ — 5 баллов. Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Ор = 5 k, где, Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Средне-суммарный показатель развития творческих способностей «Точность» по первому субтесту подсчитывается по следующей формуле:

Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 m + 5 k, где,

Т1, — суммарный балл по 1 субтесту, Б1 — беглость по 1 субтесту,

Г1 — гибкость по 1 субтесту, Ор1 — оригинальность по 1 субтесту,

n — общее число уместных ответов, m — число категорий,

k — число оригинальных ответов

Следует обратить особое внимание на термин уместные, адекватные ответы. Первое — следует исключать из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т. д., помимо специально оговорённых в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные способы использования газеты, по сути, только вышеприведённые. Второе — следует исключать повторяющиеся (полностью) дублирующие друг друга ответы.

Субтест 2. Заключения

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах:

Имеются два показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

2) Оригинальность — число оригинальных ответов, число отдаленных следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведённый только один раз (на выборке).

1 оригинальный ответ — 5 баллов

Ор = 5 k, где,

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов

Средне-суммарный показатель развития творческих способностей «Точность» по второму субтесту подсчитывается по следующей формуле:

Т2 = n + 5 k, где, Т2 — суммарный показатель 2 субтеста.

Следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов; а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

Субтест 3 (а). Слова

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.

Имеются два показателя:

1) Беглость — общее число приведённых слов. 1 слово — 1 балл.

Б = n, где, n — общее число слов.

Следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитываются неадекватные слова — в данном случае слова, которые не начинаются или не оканчиваются на заданный в инструкции слог.

2) Оригинальность. Число оригинальных слов, приведённых один раз на выборку — k. 1 оригинальное определение — 5 баллов

Ор = 5 k, где,

k — число оригинальных слов. Ор — показатель оригинальности,

Средне-суммарный показатель развития творческих способностей «Точность» по третьему (а) субтесту подсчитывается по следующей формуле:

Т3 = n + 5 k, где, Т3 — суммарный показатель третьего субтеста.

Субтест 4. Словесная ассоциация

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям:

1) Беглость — суммарное число приведённых определений — n. 1 определение — 1 балл.

Б = n, где, Б — показатель беглости.

1) Гибкость — число приведённых классов — категорий ответов.

1 категория — 3 балла

Г = 3 m, где,

Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов.

Список категорий (4 субтест)

1. Время издания (старая, новая, современная, старинная.)

2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная.)

3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная.)

4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая.)

5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая, своя.)

6. Размеры, форма (большая, тяжёлая, длинная, тонкая, круглая, квадратная.)

7. Распространённость, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая.)

8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрёпанная, пыльная.)

9. Ценность (дорогая, дешёвая, ценная.)

10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая.)

11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, весёлая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная.)

12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная.)

Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются один раз и получают — 3 балла. Ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально полученное число баллов может увеличиться.

3) Оригинальность — число оригинальных определений — в нашем случае — k. Оригинальное определение — приведённое всего 1 раз на выборке. 1 оригинальное определение — 5 баллов

Ор = 5 k, где,

Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных определений.

Средне-суммарный показатель развития творческих способностей «Точность» по четвёртому субтесту подсчитывается по следующей формуле:

Т4 = n + 3 m + 5 k, где,

Т4 — суммарный показатель 4 субтеста

Субтест 5. Составление изображений

: оценивание производится по двум показателям.

1. Беглость – Гибкость. n1 — число изображённых элементов (деталей, 1 деталь — 0.1 балла; В данном показателе учитываются:

n2 — число использованных классов фигур (из 4 заданных, а, b, с, d, 1 класс фигур — 1 балл; n2 — изменяется от 0 до 4;

n3 — число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка — 0.1 балла

i — номер рисунка.

Б = 0.1n1i +n2i 0.1 n3i)

Б=Б1+Б2+Б3+Б4

Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.

2. Оригинальность. k1 — число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга.

1 оригинальный элемент — 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов

k — оригинальность рисунка 4 (по теме, по содержанию). (Может встречаться 1 раз на выборку, k может принимать значения 0 или 1.

За оригинальный сюжет = 5 баллов (относится только к рисунку 4).

Ор = 5 k + k1i, ГДЕ,

Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1 до 4)

Средне-суммарный показатель развития творческих способностей «Точность» по пятому субтесту подсчитывается по следующей формуле:

Т5 = Б + Ор, где,

Б — беглость, Ор — оригинальность, Т5 — суммарный показатель субтеста.

Субтест 6. Эскизы

Оценивание: Оценивание проводится по 3 показателям:

1) Беглость — число адекватных задаче рисунков.

n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

За 1 рисунок — 1 балл

Б = n

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат, а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круги. (пр. Круги игнорируются)

2) Гибкость — число изображённых классов (категорий) рисунков. Например, изображения различных лиц относятся к одной категории, изображения различных животных также составляют одну категорию.

m — число категорий, за одну категорию — 3 балла.

Г = 3 m

Список категорий (6 субтест)

1. Война (военная техника, солдаты, взрывы.)

2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, солнце, луна.)

3. Животные. Птицы. Рыбы. Насекомые.

4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, символы.)

5. Игрушки, игры (любые)

6. Космос (ракета, спутник, космонавт.)

7. Лицо (любое человеческое лицо)

8. Люди (человек)

9. Машины. Механизмы.

10. Посуда

11. Предметы домашнего обихода

12. Природные явления (дождь, снег, град, радуга, северное сияние.)

13. Растения (любые — деревья, травы, цветы.)

14. Спортивные снаряды

15. Съедобные продукты (еда)

16. Узоры, орнаменты

17. Украшения (бусы, серьги, браслет.)

Если рисунок не соответствует ни одной категории, ему присваивается новая категория.

3) Оригинальность. k — число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке.)

1 оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 k

Ор — показатель оригинальности.

Средне-суммарный показатель развития творческих способностей «Точность» по шестому субтесту подсчитывается по следующей формуле:

Т6 = n + 3 m + 5 k, где,

Т6 — суммарный показатель 6 субтеста.

При подсчёте баллов по 6 субтесту следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись. У детей 5—7 лет, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках и подписать названия.

Субтест 7. Спрятанная форма

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 2 показателям:

1) Беглость — суммарное число ответов — n. 1 ответ — 1 балл.

Б = n

2) Оригинальность — число оригинальных, редких ответов — k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке. 1 оригинальный ответ — 5 баллов

Ор = 5 k, где, Ор — оригинальность.

Средне-суммарный показатель развития творческих способностей «Точность» по седьмому субтесту подсчитывается по следующей формуле:

Т7 = n + 5 k

где Т7 — суммарный показатель седьмого субтеста.

Публикации по теме:

«Весенний декадник по изучению ПДД» (фотоотчет о работе Юпид)«Весенний декадник по изучению ПДД» (фотоотчет о работе Юпид) В рамках весеннего декадника по изучению правил дорожного движения и формированию основ безопасного поведения на улицах города во всех.

Анкета для родителей по изучению социальной ситуации развития ребенка в семье Анкета Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты с целью изучения социальной ситуации развития ребенка в семье. 1. Считаете.

Межведомственные связи в работе с детьми по изучению основ ПДДМежведомственные связи в работе с детьми по изучению основ ПДД Участие представителя ГИБДД - Аржникова А. Л. в проведении досугов по профилактике дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками.

Модификация русской народной сказки «Репка»Модификация русской народной сказки «Репка» Модификация русской народной сказки «Репка» Цель: развивать творческое воображение детей, используя игры-драматизации. Задачи: Развивать.

Наглядное пособие по изучению экологииНаглядное пособие по изучению экологии Снова и снова возвращаемся к проблеме экологического воспитания и образования дошкольников. Существуют утверждения, что в дошкольном возрасте.

Перспективный план работы с детьми по изучению основ ПДДПерспективный план работы с детьми по изучению основ ПДД Задачи: - изучение основ безопасного поведения, необходимых участникам дорожного движения; - формирование и выработка практических навыков.

Подборка тестов по английскому языку по теме «Речевой этикет» Подборка тестов по английскому языку по теме «Речевой Этикет» (речевые клише в различных ситуациях) Test I 1. Поздравьте друга с днем.

Сокровищница России. Привлечение дошкольников к изучению и посещению музеевСокровищница России. Привлечение дошкольников к изучению и посещению музеев Педагог ГБДОУ детского сада №10 г. Санкт-Петербурга Гадицкая Юлия Валерьевна хочет представить Вашему вниманию свою методическую разработку.

Уголок по изучению правил дорожного движения «Школа Светофорика»Уголок по изучению правил дорожного движения «Школа Светофорика» С самых юных лет ребенок - дошкольник должен знать, как и когда можно переходить дорогу, как нужно себя вести возле проезжей части. Задача.

Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника»Конспект занятия по изучению русского фольклора «Весенние поговорки, мнемотехника» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Изучение русского народного фольклора имеет огромное значение для развития общего кругозора ребят. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Батарея тестов по изучению творческого мышления. Модификация тестов Гилфорда и Торранса
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 13:16
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД