Приложение МААМ

Беседа для детей подготовительной группы «За тайнами солнечного и лунного света» (1 фото)

Елена Репянская
Беседа для детей подготовительной группы «За тайнами солнечного и лунного света»
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа для детей подготовительной группы «За тайнами солнечного и лунного света»

Цель:

познакомить детей с особенностями творчества знаменитого русского художника А. И. Куинджи, показать особенности восприятия природы разными художниками (А. Куинджи и И. Шишкин, познакомить с понятием контраст, показать разнообразие цветовых оттенков.

Материалы:

ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация с изображениями картин художника («Забытая деревня», «На острове Валааме», «Березовая роща», «Днепр утром», «Ночь на Днепре», «Эльбрус. Лунная ночь», «Украинская ночь»)

Публикация «Беседа для детей подготовительной группы „За тайнами солнечного и лунного света“» размещена в разделах

Ход беседы:

Сегодня, ребята мы познакомимся с творчеством знаменитого, русского художника.

У этого необыкновенного художника и имя было удивительным. Звали его Архип Иванович Куинджи. Фамилия эта на турецком языке означает «золотых дел мастер».

Маленький Архип в 3 года остался сиротой. Нигде не учился. И будучи еще совсем ребенком, работал прислугой у одного торговца. И везде, где бы он ни работал, поражал окружающих красотой своих рисунков.

Когда было ему 26 лет, поступил он в Санкт-Петербургскую Академию художеств. Приняли его одного, хотя поступали с ним 30 человек!

А он поучился в этой Академии и рукой махнул: не нужна, мол, она мне. И стал сам писать картины, как умел. Но в том то и дело, что умел он такое, что никому больше не удавалось. Он любил все необычное, редкое. И в картинах своих изображал то, что не каждый мог заметить: как встает туман над рекой, как сверкает иней, как зимой рано поутру совсем розовыми становятся сугробы…

Давайте отправимся в путешествие по картинам знаменитого художника.

Путешествие начнем с картины «Забытая деревня».

Какие чувства вызывает у вас эта картина? Какой жизнью живут оставшиеся в этой деревне жители? Как вы это узнали? Каким, словом можно назвать сочетание красок в картине? Какими словами вы бы охарактеризовали колорит картины?

А сейчас мы отправимся вместе с художником на остров Валаам, где и было написано полотно «На острове Валааме». В Академии художеств обучали рисованию пейзажа по определенным правилам: передний план выполнялся в «теплых» тонах, средний – в нейтральных, зеленовато-серых, а дальний – в холодных, сине-голубых и фиолетовых.

Давайте поиграем в игру «Что ближе? Что дальше?». Для этого вы должны «пробежать глазами» в глубину картины с несколькими остановками. первая находится у сломанного ствола березы.

Что ближе всего представляется в пейзаже нашим глазам на переднем плане?

Конечно, очень тщательно выписанные трещины на камнях, заросли, стелющиеся над рекой. Художник специально подобрал такие краски, которые «бегут» навстречу взгляду, добавив в них теплую желто-коричневую краску (охру). И не случайно, теплые краски приближают изображение к зрителю.

Чтобы «дойти» до второй остановки, надо «пробежать» глазами дальше за птицей, низко летящей над водой. Какими красками написана средняя часть пейзажа? Художник использовал здесь серо-зеленые тона. Они заставляют взгляд на время замереть. И, наконец, вдалеке все тонет в фиолетовой дымке, уводящей глаза все дальше и дальше. Пейзаж словно распахивается перед глазами в глубину. Кажется, что художник озаряет его чуть призрачным свечением северной белой ночи.

А теперь отправимся в «Березовую рощу». Рассмотрите эту картину, что важнее в ней цвет или свет? Дело в том, что Куинджи представляет нам природу в особенном преображенном состоянии и в этом ему помогает передача света. Посмотрите на картину другого русского художника Шишкина «Дубовая роща».

Если бы Шишкин увидел картину Куинджи «Березовая роща» она бы ему не понравилась, он подумал бы, что картина не закончена. Как вы думаете почему?

Действительно, для Шишкина была важна правдивость изображения пейзажа, посмотрите, как тщательно выписаны травинки, листики, кора деревьев. Для Куинджи, была важна не сама березовая роща, а необыкновенное зрелище, когда при свете солнца она превращается в блистающий мир, праздник для глаз.

Сделаем привал на берегу величественной реки Днепр. Какое время суток мы видим на картине? Внимательно посмотрите, как трепетно художник пишет цветы, бабочек. Глубоко подышим чуть влажным воздухом и попытаемся ответить на вопрос «Что занимает большую часть картины берег или река? Почему вода в реке не голубого цвета? Может по сказочной присказке «молочная река - кисельные берега?»

Художник дал нам, зрителям ощущение тумана. Дремлет великая река, закутавшись, как в покрывало, в туманную утреннюю дымку, а цветы и трава уже проснулись и тянутся навстречу потокам утреннего света. Давайте возьмем в руки воображаемую кисточку и покажем, кА двигалась кисть Куинджи, когда он писал небо.

Встанем со стульчиков и перелетим на другую сторону Днепра (дети делают плавные взмахи руками). Присядьте, пока мы летели, наступила ночь. Нет, не просто ночь, а Царица Ночь! Это она заколдовала воды Днепра, и они превратились в зеленовато-серебристое зеркало, отражающее свет луны. Дремлют на берегу избушки. А над спящей землей – бездонное, бесконечное небо. Дух захватывает! Серебристо мерцают края облаков, луна, как глаз неведомого божества смотрит на землю…. Как будто поднялся занавес – и открылась волшебная сцена. Но никто ее не видит, кроме художника. Все спит вокруг…

Когда Куинджи решил показать картину людям, он повесил ее в большом зале. Одну. Все вокруг велел закрыть черным бархатом – и картина засветилась на нем, словно драгоценный камень.

Тысячи людей захотели посмотреть ее. Все улицы перед домом, где она выставлялась, были забиты каретами, в которых они приехали.

Но попав в зал, люди сразу забывали, что видят краски, искусно нанесенные на обыкновенный грубый холст. Им казалось, что они сами как птицы, бесшумно парят над спящей землей, слушают ночные шорохи, видят переливы света. На картине краски светились, все было таким «настоящим», что некоторые даже заглядывали за картину, думая, что там спрятан фонарь. А сам художник только посмеивался, никакого фонаря там нет… Другие люди думали, что луна сделана из фольги и наклеена на холст, третьи думали, что художник добавил в краску специальное светящееся вещество – фосфор.

Есть и такая версия, что однажды зимой Куинджи спас от холода маленькую синичку, покормил и отогрел ее. Она рассказала о добром человеке другим птицам. Пташки прилетали к художнику всю зиму и всех он кормил, помогал им. А весной птицы прилетели к художнику и сказали:

- Ты помог нам, теперь мы хотим отблагодарить тебя, проси все, что хочешь.

Думал, думал художник и сказал, есть у меня заветное желание. Больше всего на свете люблю леса, поля, реки, небо и землю. Конечно, земля наша хороша во всякую пору, но мне хочется показать ее в самых прекрасных нарядах. И такую красоту я видел, а передать не могу, нет у меня таких красок. Зашумели птицы и разлетелись в разные стороны.

И вот стал художник каждое утро находить перед окном удивительные краски – то в кленовом листочке, то на перышке, то в пустой яичной скорлупке. И когда их собралось достаточно, написал эту картину.

Скажите, есть ли в этих предположениях правда?

Хотите узнать секрет художника?

Оказывается, есть цвета, которые становятся ярче, буквально «загораются» если нанести их рядом. Называются они контрастными. Контр – означает напротив. Посмотрите на цветовой круг. Найдите контрастные цвета.

А теперь посмотрите на луну на картине. Какие краски использовал художник, чтобы написать луну? (желтый и капелька синего – лимонный оттенок). Подберите к нему контрастный цвет. Фиолетовый. Именно им и написано небо.

Давайте посмотрим и другие картины художника…

В картине «Украинская» ночь больше всего зеленых оттенков, давайте посчитаем, сколько мы увидим их (светло-зеленый, темно-зеленый,

сине-зеленый, коричнево-зеленый, болотный, изумрудный, лимонный, салатовый). Не более десятка насчитаем, а глаз Куинджи мог зафиксировать и предать более 100 оттенков!

Чтобы запечатлеть тайну солнечного и лунного цвета, потребовался не только талант Куинджи, но и знания – особенности сочетания цветов.

Итак, «пейзажная прогулка» по картинам Архипа Ивановича Куинджи закончена. Современники называли его «Лунопоклонник». Почему?

Потому, что показывал нам зрителям природу при разном освещении, солнечном и лунном.

Использованная литература и интернет ресурсы:

Серия «Сказки о художниках» Сказка о добром художнике, М., «Белый город», 2007г. ;

www.ARTVEK.ru;

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы.Дидактическая игра «Вот как мы нарядились», для детей старшей группы. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад № 20 «Земляничка».

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа для детей подготовительной группы «За тайнами солнечного и лунного света»
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 17:52
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа для детей подготовительной группы «За тайнами солнечного и лунного света»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Репянская (УИ 155717) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД