Получи документы

Беседа-концерт «Струнные музыкальные инструменты»

Александра Скиданенко
Беседа-концерт «Струнные музыкальные инструменты»

Задачи:

1. Обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов; учить различать их тембровую окраску.

2. Формировать способность находить общее и различное у струнных инструментов.

3. Познакомить с определениями: “классическая, народная, эстрадная музыка”, “симфонический, народный, эстрадный оркестр”.

Художественная литература.

Публикация «Беседа-концерт „Струнные музыкальные инструменты“» размещена в разделах

Загадки о музыкальных инструментах пословицы, поговорки.

Музыкальный репертуар.

И. С. Бах “ Менуэт ”, “ Скамеечка ” мексиканская н. п. в обработке В. Калинина,

Г. Гладков “ Песенка друзей ”, Э. Григ “Норвежский танец”, Е. Дербенко “Дорога на Карачев”, р. н. п. в Обр. А. Илюхина и М. Красева “Полноте, ребята”, “Прялица”.

Материалы.

Музыкальные инструменты : гитара, скрипка, балалайка, ширма, музыкальный центр, аудио – кассеты.

Ход занятия

(Мероприятие проходит в зале, дети входят и садятся на стулья.)

Вос-тель. Сегодня мы с вами услышим и увидим музыкальные инструменты, которые внешне похожи друг на друга. Какие же это инструменты попробуйте отгадать сами:

*Смычок на ней пиликает, как воробей чирикает (скрипка)

*Заиграли 3 струны на четыре стороны (балалайка)

*Она у папы шестиструнная

Её настройка – дело трудное

И чтобы папу не расстраивать,

Её нам лучше не настраивать (гитара)

Вос-тель Ребята, а каким одним словом можно назвать эти музыкальные инструменты? Какие они?

Д. Струнные.

Вос-тель Правильно. А на какие подгруппы можно разделить их?

Д. Струнные щипковые и смычковые.

М. р. Все они струнные, но исполняют на них разную музыку : на одном – классическую, на другом – народную, на третьем – эстрадную. Сейчас будет играть музыкальный инструмент, а какой, вы ответите сами. А как узнаем, какой инструмент звучал, если его не видим?

Д. По звуку.

Звучит скрипка.

Д. Скрипка.

Вос-тель Конечно это скрипка. А какой у неё звук?

Д. У скрипки звук высокий, ясный, светлый.

Вос-тель. Правильно, недаром за необычный звук её называют Королевой оркестра. Посмотрите, ребята, внимательно, какой это замечательный инструмент. (Дети рассматривают). А как называется вот эта палочка, которой водят по скрипке?

Д. Смычок.

Вос-тель. А из чего он сделан?

Д. Из конского волоса.

Вос-тель. Благодаря этому смычку у скрипки протяжный, певучий звук. Недаром про неё говорят что она “поёт” человеческим голосом. Поэтому в оркестре она главная. Скрипка – один из основных музыкальных инструментов в оркестре. Людей, которые играют на скрипке, называют скрипачами. В симфоническом оркестре их много.

Звук струнных инструментов зависит от дерева, из которого они изготовлены, формы инструмента и даже лака, которым они покрыты. Такой, какая скрипка сейчас, сделали около 400 лет тому назад добрые скрипичные мастера из итальянского города Кремона. Их имена: Амати, Гварнери, Страдивари. Давайте поближе рассмотрим этот инструмент.

(Вос-тель. показывает инструмент и рассказывает из каких деталей он сделан. Звучит стихотворение Натальи Манушкиной – “Скрипка”).

Не торопливо, не спеша

Скрипичный мастер скрипку ладит.

Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит,

Поправит деку, завиток,

Покроет лаком осторожно.

Теперь он сделал всё, что мог

Теперь играть на скрипке можно!

Пой, королева, смейся, плач,

Твой голос и стан твой строен.

Какой счастливчик твой скрипач

Пусть будет он тебя достоин!

А сейчас давайте ещё раз послушаем этот прекрасный, певучий инструмент.

Э. Григ “Норвежский танец”.

Вос-тель. Мы не раз ещё будем встречаться со скрипкой, а сейчас поговорим о другом инструменте.

Звучит балалайка.

Вос-тель. Как вы догадались, речь сейчас пойдёт о…

Д. Балалайке.

Вос-тель. Правильно, балалайка – это русский народный инструмент. Организатором первого в России оркестра народных инструментов был Василий Васильевич Андреев, блестящий мастер игры на балалайке, композитор, дирижёр. Именно он выделил балалайку из многих народных музыкальных инструментов и сконструировал её. И сегодня это инструмент, который состоит из 3х струн и кузова – резонатора. По богатству оттенков звука, по разнообразию штрихов, балалайка превосходит многие инструменты : тут и тремоло как на домбре, щипки пальцами правой и левой руки, что идёт, пожалуй, от арфы и бряцание, как на гуслях и многое другое. А сейчас в исполнении юных музыкантов на балалайки и фортепиано прозвучит пьеса Е. Дербенко “Дорога на Карачев”.

Е. Дербенко “Дорога на Карачев”

Многие пословицы и поговорки, как бы оттеняют характер этого инструмента, увязывают с ним характер и поведение того или иного человека. Давайте послушаем их в исполнении ребят.

* Вывернулся Мартын с балалайкой.

* Наш брат Исайка – без струн балалайка.

* На словах, что на гуслях, на деле, что на балалайке.

Вос-тель Ребята, а кто мне скажет, как играют на балалайке?

Д. Щипком (щиплет струны).

Вос-тель. Внимательно посмотрите на балалайку и скажите, чем она похожа на скрипку?

Д. Есть струны.

Вос-тель. А чем отличаются?

Д. У балалайки – 3 струны, это щипковый инструмент. У скрипки – 4 струны, смычок, и корпус у инструмента другой.

Вос-тель. Верно, научится играть на балалайке легче, чем на скрипке.

Посмотрите: для игры на скрипке мне нужен смычок, а на грифе есть специальные чёрточки. Они предназначены для точного воспроизведения звуков. На скрипке музыкант воспроизводит звуки по слуху, а это намного сложнее. Давайте ещё раз послушаем этот задорный, с серебристым тембром инструмент.

Р. н. п. обр. А. Илюхина, М. Красева “Полноте, ребята”.

Вос-тель. На балалайке любили играть на народных гуляниях. Люди пели весёлые песни, частушки, припевки. Каждый демонстрировал своё певческое мастерство. Мы с вами тоже знаем частушки. Вы их не забыли?

“Частушки”

Вос-тель. Во время праздничных гуляний собиралось много народных музыкантов. Играли на балалайках, ложках, свистульках, трещотках, даже на стиральных досках и пилах. Веселью не было конца. Так звучит оркестр русских народных инструментов. Выходите, спляшите русскую.

(Дети пляшут, используя движения, характерные для русских народных плясок. Девочкам по желанию раздают цветные платочки).

Р. н. п. “Прялица”.

Вос-тель. А теперь немного отдохните и угадайте, какой ещё инструмент мы услышим и увидим.

Звучит гитара. “Менуэт” И. С. Бах.

(Ответы детей).

Вос-тель. Правильно, это гитара. Наверное, кто–то из ваших родственников или знакомых играет на гитаре? Гитара издавна была известна в Испании, которая как многие предполагают, была её родиной. В России гитара стала известна 235 лет назад. Позднее, когда гитара попала в руки цыган, она приобрела популярность. Под звуки гитары пели серенады, на гитаре аккомпанировали танцам. Гитара звучала и как сольный инструмент. Сейчас существуют шести и семи струнные гитары. Сегодня под гитару поют песни, романсы. Многие композиторы писали произведения для гитар

Сейчас в исполнении ансамбля гитаристов прозвучит мексиканская народная песня “Скамеечка”, в обработке В. Калинина.

Мексиканская народная песня “Скамеечка”, в обработке В. Калинина.

Вос-тель. Вам понравилось, звучание нескольких гитар?

Д. Да, они звучали танцевально, мягко, певуче.

Вос-тель. Очень часто по телевизору вы слушаете эстрадных певцов, эстрадные ансамбли. Электрогитара – является главным инструментом в эстрадном оркестре или ансамбле. Послушайте, как звучит электрогитара.

Звучит электрогитара (в записи).

Вос-тель. Кто-нибудь услышал разницу в звучании?

Д. У электрогитары звук более резкий, пронзительный, а у обычной гитары звук мягкий, певучий.

Вос-тель. Правильно. Сегодня под гитару поют романсы, песни. И сейчас для вас прозвучит хорошо вам известная “Песенка друзей” из мультфильма: “Бременские музыканты”. А кто знает слова, не стесняйтесь, подпевайте. (Дети по желанию исполняют песню).

“Песенка друзей” Г. Гладков.

Вос-тель. Вот и подошла наша беседа к концу. Давайте поблагодарим наших замечательных музыкантов, которые пришли к нам сегодня и помогли в проведении концерта. В гостях у нас сегодня были педагоги и учащиеся из школы искусств и музыкальной школы. Ребята, если у вас есть желание научиться игре на каком-либо инструменте приходите в любую из школ, и вас обязательно научат.

Всем спасибо за вниманье,

За задор и звонкий смех

Говорю всем: “До свиданья!

До счастливых новых встреч!”

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Щипковые струнные инструменты» Цель: Познакомить детей с щипковыми струнными инструментами. Задачи: 1. Развивать музыкальный слух. 2. Учить различать по внешнему виду.

Фотоотчёт о конкурсе «Музыкальные инструменты»Фотоотчёт о конкурсе «Музыкальные инструменты» Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить без игрушек. Игра для ребенка - это основное средство для познания.

Картотека загадок «Музыкальные инструменты». Часть 2 Загадки на тему "Музыкальные инструменты". Часть 2.1. И ветер, и волну морскую Всё струны нам изображают. Все звуки музыки рисуют.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Наверное, все педагоги уже знают, что такое Лэпбук (Lapbook - наколенная книга) и успешно используют его в своей работе. Ведь это пособие.

Лэпбук «Музыкальные инструменты»Лэпбук «Музыкальные инструменты» Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный.

Мастер-класс «Музыкальные инструменты»Мастер-класс «Музыкальные инструменты» Сегодня хочу предложить Вашему вниманию мастер класс по изготовлению музыкальных инструментов, которые я сделала для своего музыкального.

Мастер-класс «Шумовые музыкальные инструменты»Мастер-класс «Шумовые музыкальные инструменты» Уважаемые коллеги, сегодня я предлагаю Вам изготовить музыкальный инструмент-шумелку, который может издавать различные звуки, взависимости.

Музыкальные инструменты своими рукамиМузыкальные инструменты своими руками Вместе с музыкальным руководителем Верой Викторовной Косоуровой и родителями мы решили сделать музыкальные шумовые инструменты для детского.

Музыкальные инструменты в детском садуМузыкальные инструменты в детском саду Музыка воздействует не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает музыкальные и творческие способности.

Картотека загадок «Музыкальные инструменты» Загадки на тему «Музыкальные инструменты» 1. Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив журчит из далека, Поёт про ветер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа-концерт «Струнные музыкальные инструменты»
Опубликовано: 12 сентября 2020 в 15:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД