Елена Королёва
Беседа с родителями вновь поступивших детей по вопросам адаптации в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольная группа «Карусель»
МКОУ «Брусовская СОШ»
Беседа с родителями вновь поступивших детей по вопросам адаптации в группе «Карусель»
Воспитатели: Королёва Е. И
Работа с родителями в период адаптации детей
Публикация «Беседа с родителями вновь поступивших детей по вопросам адаптации в группе» размещена в разделах
Период адаптации – тяжелое время для малыша. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение долгого времени, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы: обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Задачи:
1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2. Оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи;
-возрастной характер взаимодействия с родителями;
-доброжелательность, открытость.
Весь адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный - его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.
Основной (на этом этапе в работу включается педагог, т. к. главная задача этого этапа - создание положительного образа воспитателя. В этот период родителидолжны установить с воспитателем доброжелательные отношения, рассказать воспитателю об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, воспитатель быстрее поймет его и установит контакт.
Заключительный – ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день.
Очень важно, чтобы родители в период адаптации относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение развлекательных центров и других шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создавать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, невозбуждающие.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.
Задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Можно использовать следующие формы работы детского сада с семьей:
-беседы;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-посещение на дому;
-выставки;
-папки-передвижки;
-консультации;
-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода;.
-сайт ДОУ;
-семинары-практикумы;
-подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
-выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:
1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ГДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения. Лучший вариант включения ребенка в группу детей – это дневная или вечерняя прогулка, где дошкольнику доступны условия игры и совместного общения.
3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. Педагогами заполняются адаптационные листы.
Таким образом, целенаправленная работа с родителями дает свои положительные результаты, облегчает привыкание ребенка к новым условиям.