Беседа «Искусство знаменитых художников»

наташа татьянина
Беседа «Искусство знаменитых художников»

Сентябрь. Беседа№ 1

Беседа о творчестве В. М. Васнецова. Рассматривание картины «Алёнушка».

Цель: Познакомить детей с картиной В. М. Васнецова «Аленушка». Вызвать желание всматриваться в картину, выделять элементы содержания, помогающие раскрытию образа. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Материал:Портрет Васнецова. Репродукция картины, фонограмма П. И. Чайковского «Болезнь куклы» + веселая мелодия. Репродукции картин Васнецова.

Предшествующая работа: д/и «Эмоции»

Ход занятия:

Портрет, картины закрыты.

- Сегодня мы не будем рисовать, но поговорим о человеке, для которого рисование стало профессией. Как вы думаете, какая профессия у этого человека? (художник)

Я расскажу вам о художнике Викторе Михайловиче Васнецове.

Жил он сто лет назад в Кировской области в маленьком селе Рябово в деревянном доме (показываю иллюстрацию деревенского дома). Семья Виктора Михайловича была большая: с ним жили мама, папа, бабушка, дедушка и пять братьев. По вечерам бабушка зажигала лучину, ведь электричества тогда не было, и рассказывала внучатам сказки про ковёр - самолёт, про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, про бабу Ягу - костяную ногу, про царевну – Лебедь. Маленький Витя слушал внимательно бабушку и рисовал сказочных героев. А когда он вырос, поступил в Художественную академию научился рисовать и портреты, и пейзажи, и натюрморты, но больше всего ему по прежнему нравилось рисовать сказки, поэтому сказочных картин у Васнецова очень много. Об одной я хочу рассказать вам подробно. Называется эта картина «Алёнушка». Однажды увидел Виктор Михайлович Васнецов в своём селе бедную девушку-сиротку, она была бедно одета, босая.

- Кто такая сирота?

У девушки были очень грустные глаза. Виктор Васнецов пригласил девушку в дом, накормил, но глаза её всё равно оставались грустными. Она скучала по маме, искала родных. Её глаза так запомнились Виктору Михайловичу, что в своей картине «Алёнушка» он нарисовал Алёнушке именно такие глаза.

- Вы хотите увидеть картину? (открываю)

- Ребята, послушайте два музыкальных произведения и подберите подходящее к «Алёнушке».

Сначала слушают бодрую, затем «Болезнь куклы»

Дети высказывают своё мнение, какая и почему мелодия подходит.

Снова включаю «Болезнь куклы»

- Сидит неподвижно на камне Алёнушка, поджала замерзающие ноги, сжалась в комочек. вокруг пустынно, безлюдно.

- Как художник передал настроение Алёнушки? (по выражению лица)

- Какие краски помогли ему в этом? (темные)

- Как художник даёт понять, что девушке грустно? (по позе)

Неподвижно смотрит Алёнушка в тёмные воды омута. Поникла её голова, свешиваются спутанные волосы, печально сложены на коленях руки. Она точно сломанная ветка осинки, что растёт у омута. Сама поза, одежда девушки, взгляд – всё говорит о бедности и сиротской доле. Природа словно сочувствует Алёнушке и тоскует вместе с ней. Взгляните, как заботливо окружили девушку молодые осинки, ёлочки, тянут свои листочки к ней и грустно опадают в омут.

- А как же можно успокоить Алёнушку? (высказывания детей)

- Я уже говорила, что у Виктора Михайловича много картин. (Показываю и называю несколько)

Вот такой замечательный русский художник был Виктор Михайлович Васнецов. Он уже умер, а его замечательные сказочные картины до сих пор любят рассматривать люди со всего мира.

Физ минутка по состоянию детей.

Сентябрь Беседа№ 2

«Знакомство с творчеством художника–иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова.»

Задачи: Дать представление о художниках – иллюстраторах детской книги. Познакомить с иллюстрациями Ю. А. Васнецова к русским народным сказкам, потешкам. Обратить внимание на выразительные характерные средства художника. Воспитывать интерес к книжной иллюстрации.

Материал: мультимедийная установка, презентация, книги иллюстрированные Ю. А. Васнецовым.

Предшествующая работа: Знакомство с дымковской игрушкой, роспись силуэтов дымковских игрушек.

Организация детей: полукругом на стульчиках.

Ход занятия:

- Ребята, чем отличаются детские книги от взрослых?

- Да, действительно, в детских книгах много картинок.

- Картинки в книгах называются иллюстрациями.

- Как вы думаете, кто их рисует?

- Правильно, художники, но профессия эта называется художники – иллюстраторы.

- На свете живёт много художников, и сегодня я познакомлю вас с одним из них.

- Это Юрий Алексеевич Васнецов, его рисунки, иллюстрации в книжках, вы видели, когда были совсем маленькими, а мама читала «Баю–баюшки, баю…» и показывала картинку

- Помните?

- А эту? «Солнышко-вёдрышко…»

Эти иллюстрации нарисовал Юрий Васнецов.

- Солнышко уже прячется за макушки тёмных елей, а волк несёт малыша под «ракитовый кусток», который Юрий Васнецов изобразил сказочно: розовыми завитушками.

- Ели и волк похожи на настоящие?

- Но не умеет волк ходить на задних лапах и носить малыша. Не встретишь в лесу такого кустика!

- А где можно встретить? (в сказке)

- А в потешке «Солнышко-вёдрышко» солнышко живёт в деревянном домике, топит печку, а на улице идёт дождь, и розовые утята с мамой уткой зовут солнышко, чтобы оно согрело их и осветило землю.

- В рисунках Юрия Алексеевича правда переплетается со сказкой: ведь утки похожи на настоящих, но они не бывают розового цвета. Домики бывают деревянные, но солнышко прячется не в домик, а за тучки.

- Если внимательно рассматривать рисунки Юрия Васнецова можно заме-тить отличительные особенности в рисовании художника.

- Родился Юрий Алексеевич

в старинном русском городе Вятка, сейчас этот город называется Киров

Этот город славится вот такими игрушкам

- Вы их вспомнили?

- Когда он был маленьким, как вы, он любил ходить на весёлые ярмарки, где продавали разные товары и эти замечательные игрушки. Маленький Юра подолгу стоял и любовался их узорами. И если внимательно посмотреть на рисунки Юрия Алексеевича и на дымковские игрушки, можно заметить много общего.

Предлагаю сравнить козу из потешки «Идёт коза рогатая»

с дымковской барыней.

Сравниваем медведей из русской народной сказки «Три медведя»

с дымковскими медведями

- Когда Юрий Алексеевич вырос, уехал учится в Ленинград, чтобы стать художником.

Он научился рисовать и портреты, и пейзажи, но больше всего ему нравилось рисовать картинки для маленьких детишек.

- Однажды Ю. А. сидел дома за столом и работал. Перед ним были кисти. Карандаши, краски.

- Папа, а что ты рисуешь? – спросила его маленькая дочка.

- Кота.

- Какой странный кот: в валенках расписных, с булкой, с палочкой, он со-всем не похож на нашего Мурзика.

- А не похож он, потому что сказочный, а в сказках звери удивительные. - сказал так художник и раскрасил коту бантик в розовый цвет.

- И, действительно, все иллюстрации Юрия Алексеевича Васнецова – удивительные.

В них правда переплетается с вымыслом: С неба смотрит лучистое дымковское солнышко, гуляет свинья в разноцветном платье, качается в расписной люльке котёнок и все звери смотрят на нас добрыми глазами.

Физ минутка по потешки «Идёт коза рогатая»

(изображение движений)

2 часть: Игра. «Найди иллюстрацию Ю. А. Васнецова)

(слайд) - волка.

(слайд) – козу.

(слайд) – лису.

(слайд) – кота.

Предлагаю детям пройти на выставку книг иллюстрированных Юрием Алексеевичем Васнецовым.

Сентябрь. Беседа№ 3

Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Цель:

1. Вызвать эмоциональное отношение к природе.

2. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать красоту осенней природы, пробуждать у детей добрые и светлые чувства.

Предложить детям рассмотреть репродукцию картины, обращая внимание на цветовое многообразие осенних листьев, любуясь переливами цвета.

Подвести детей к пониманию того, как художник передал свое настроение с помощью цвета, обратить внимание на особенности сочетания теплых и холодных цветовых тонов.

3. Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень.

Предварительная работа:

1. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

2. Экскурсия в соседний парк рядом с д/с.

3. Рисование осенних деревьев, кустов

4. Лепка овощей, фруктов, составление осенних букетов, игра с листьями, рассматривание иллюстраций об осени, разучивание и чтение стихов, слушание отрывков музыкальных произведений.

5. Использование дидактических игр на темы: «Осень», «Овощи фрукты», «Времена года» в самостоятельной игровой деятельности.

Материал: Репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Ход разговора с детьми

Воспитатель (В): Дети, сейчас очень красивое время года. Знаете ли, как оно называется?

Дети (Д): Осень

В: Мы вчера с вами были в парке. Что вам там понравилось?

Д: Очень красивые деревья, нарядные, с желтыми, красными разноцветными листьями.

В: (обобщает ответы детей): Да, мы видели, как опадают листочки, красиво кружась на лету. Мы даже играли с ними. Слушали шуршание листвы под ногами, вдыхали запах осени, любовались солнышком и ясным небом. Да, очень красиво сейчас в парках, в лесу. Много художников посвятили свои картины этому времени года. Давайте внимательно рассмотрим репродукцию картины, которую написал Исаак Ильич Левитан.

Открывается репродукция картины и дается возможность детям самим полюбоваться ей (В это время можно поставить фрагмент осенней песни из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Музыка должна звучать не очень громко).

В: Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту репродукцию? (Ответы детей). Какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей)

В: Какие красивые слова вы нашли, чтобы рассказать о своих впечатлениях. А хотите узнать, чем понравилась она мне? Мне понравилась эта картина тем, что она поднимает мне настроение. Рассматривая ее я думаю об осени, о том, как красива природа в это время года. Хочется побыстрее покинуть город и уехать на природу. Чтобы полюбоваться ее прощальной красотой.

Послушайте, как об этом времени года сказал поэт.

И. Бунин Лес точно терем расписной,

отрывок Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной

В: О чем эта картина?

Д: Об осени.

В: Какая же здесь нарисована осень?

Д: Нарядная, золотая, веселая, красивая.

В: Как вы думаете, как художник назвал свою картину?

Д: приводят свои ответы

В: Да, художник назвал эту картину «Золотая осень). А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»?

Д: приводят свои ответы

В: Какие цвета он использовал?

Д: Много желтых, оранжевых красок

В: Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

Д: Теплые, радостные веселые.

В: Золотая осень восхищала и радовала художника. Давайте внимательно рассмотрим картину. Что интересного, красивого увидел художник?

Д: Лес, луг, речку.

В: Давайте рассмотрим, что изобразил художник на картине близко к нам, на переднем плане.

Д: Художник нарисовал несколько деревьев.

В: Что это за деревья?

Д: Березки

В: Расскажите о них. Какие они?

Д: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.

В: А еще дальше, на дальнем плане, что вы видите?

Д: Видна группа березок.

В: Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

Д: Нет

В: Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

В: А какого цвета трава на лугах?

Д: Зеленого.

В: Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

В: А речка какого цвета? (Ответы детей) Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета. А вдали она какая?

Д: Беловато-голубая.

В: Почему? (Ответы детей)

В: Синие и фиолетовые тона – это холодные тона. Очень нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски.

В: А чего больше – теплых красок или холодных?

Д: Теплых

В: А посмотрите на небо на картине. Какое оно?

Д: Голубое, с легкими белыми облачками

В: А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? (тени от деревьев, листва на деревьях пламенеет ярко желто-оранжевым светом!

Вот как может рассказать художник о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной.

В: Давайте эту замечательную репродукцию картины вставим в рамочку и найдем ей место в нашей группе, чтобы любоваться ее красотой! (Помещаем в уголок природы)

Вывод: Картина вызвала эмоциональный отклик у детей. Дети с большим желанием включились в диалог. Каждый готов рассказать о своих впечатлениях.

Сентябрь. Беседа№4

В. М. Васнецова «Богатыри»

Цель: познакомить детей с творчеством русского художника В. М. Васнецова.

Задачи:

- продолжать знакомить с картинами В. М. Васнецова «Богатыри»;

-познакомить с былиной «Алёша, Илья Добрыня»;

-усилить эмоциональное восприятие картины на фоне музыкального и литературного материала;

-развивать у детей интерес к живописи В. М. Васнецова;

-развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;

-учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;

-воспитывать эстетические чувства.

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций по теме «Былины» (художник М. Сурков); чтение русских народных сказок «Никита Кожемяка», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».

Материал к занятию: картина В. М. Васнецова «Богатыри», музыкальная запись Богатырской симфонии Бородина, портрет В. М. Васнецова, текст былины «Алёша, Илья и Добрыня».

Словарная работа: русский художник, пейзаж, богатырь, кольчуга, шлем, копьё, меч, палица, лук, стрелы, былина, несокрушимая застава.

Ход.

-Дети, как вы думаете, кто это богатыри? (Ответы детей).

-Какими вы их себе представляете? (Сильными, смелыми, могучими).

-Иногда говорят: «Стоит дуб – богатырь». Почему так говорят?

-Какие вы знаете сказки о русских богатырях? (Ответы детей).

-Сегодня мы познакомимся с картиной великого русского художника Васнецова «Богатыри» и увидим, как их представлял себе русский живописец.

(Звучит музыка. Дети подходят, рассматривают картину).

- Замечатальный художник – сказочник Виктор Михайлович Васнецов очень любил родную природу, с детства любил слушать былины, народные песни и сказки. Его интересовала русская история, характеры людей. Живших в далёкие времена. «плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» - говорил Васнецов. Эти слова определили тему, программу всего его творчества, он писал свои картины по теме русских былин и народных сказок.

Вот перед вами его знаменитая картина «Богатыри». Над ней художник работал почти 25 лет! Натурой для богатырей послужили простые люди. Эту картину можно увидеть в Москве, в Третьяковской галерее. Это музей, где собраны многие замечательные произведения художников.

-Кто изображён на картине?

-Обратите внимание, как одеты богатыри?

-Какое у них оружие?

- Каким художник изобразил богатырского коня? (Могучим, сильным. Послушным он стоит под своим хозяином).

Хороший конь был в большом почёте на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Говорили: «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждал своего хозяина об опасности – «ржёт во всю голову», бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.

- Центральная фигура на картине – богатырь Илья Муромец. Каким его изобразил художник? (Ответы детей).

- Какие краски использовал живописец? (Ответы детей).

- Какое настроение вызывает эта картина? (Ответы детей).

- Какие пословицы можно вспомнить. Глядя на эту картину?

ДЕТИ: Родина – мать, умей за неё постоять.

С родной земли – умри, не сходи.

Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.

-Илья Муромец. Добрыня Никитич, Алёша Попович зорко всматриваются, не грозит ли родной земле опасность, не нужна ли кому – нибудь помощь. За их плечами – просторы, которые они берегут. Пейзаж в картине тоже вымышленно богатырский. Он как бы собрал всю красоту русского края. В «Богатырях» нет ничего грозного. Устрашающего. У нас создаётся ощущение несокрушимости заставы. Картина передаёт веру художника в богатырские силы народа.

(Проводится динамическая пауза).

-Дети своих богатырей художник брал из былин. Былины – от слова «быль», в них народ рассказывал о богатырях и народных героях. Я познакомлю вас с былиной «Алёша, Илья Добрыня», это о богатырях, которых мы видим на картине.

(Чтение отрывков)

Владимир – князь предлагает чару зелена вина русским богатырям: «Подымались богатыри на резвы ноги. Выпивали чары за единый дух да меж собой побратались: старшим братом назвали Илью Муромца, средним – Добрыню Никитича, а младшим братом нарекли Алёшу Поповича. Они три раза обнимались. Да три раза поцеловались».

-Говорит Алёша Попович славному князю Владимиру: «Мы поедем на заставе богатырской стоять, станем землю русскую от недругов оборонять!»

-Я думаю, что именно этот момент русской истории запечатлел для нас великий русский живописец, показал нам силу и мощь русского народа.

-Как вы думаете, почему художника Васнецова называют великим (Ответы детей).

-Он оставил для нас много своих прекрасных картин, которые знают и любят и у нас в России, и в других странах. «Я только Русью и жил»,- говорил художник. Как вы понимаете эти слова? (т. е. он писал об истории русского народа и для народа, для всех нас).

Публикации по теме:

Дидактическая игра с репродукциями художниковДидактическая игра с репродукциями художников Игра на букву "П" Несколько месяцев назад, уважаемые коллеги, я рассказывала о великолепной выставке «АРТ – Ростов» и о своём знакомстве.

Конспект беседы по искусству «Фруктовая лавка» для детей старшего дошкольного возраста Педагогической мастерской для воспитателей ДОУ «Формирование профессиональной компетентности воспитателя в направлении художественно-творческого.

Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов»Конспект интегрированной ОД в подготовительной группе «Зимние фантазии в произведениях поэтов, художников, композиторов» Задачи: 1. На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. 2. Через эмоциональное восприятие произведений.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Времена года в картинах русских художников» Цель: обобщение знаний детей о временах года посредством ознакомления с работами русских художников. Программные задачи: закрепить и обобщить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Времена года в картинах русских художников» Цель: обобщение знаний детей о временах года посредством ознакомления с работами русских художников. Программные задачи: закрепить и обобщить.

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшего возраста «Незнайка в гостях у юных художников» Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшего возраста «Незнайка в гостях у юных художников»Ход:Дети входят в зал.

Конспект НОД по художественному творчеству «В мастерской гжельских художников» в старшей группе (декоративное рисование)Конспект НОД по художественному творчеству «В мастерской гжельских художников» в старшей группе (декоративное рисование) «В мастерской гжельских художников» Декоративное рисование в старшей группе Цели: • продолжать приобщать детей к народной культуре через.

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Рассматривание репродукций картин русских художников» Цель: обогащение представлений воспитанников о средствах выразительности пейзажной живописи в зимнее время года, воспитание эстетических.

Объемная капля росы на листе. Секреты художниковОбъемная капля росы на листе. Секреты художников Сегодня я хочу рассказать о том, как нарисовать объемную каплю воды. Тема недели - "Вода". Младшая группа. Я стала придумывать, чтобы нарисовать.

Приобщаемся к искусствуПриобщаемся к искусству 7 апреля малыши из лекотеки посетили кукольный спектакль. Для гармоничного развития детей немаловажное значение имеет полноценное межличностное.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Беседа «Искусство знаменитых художников»
Опубликовано: 9 июня 2016 в 18:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по ПДД «Знай и запоминай! Правила дорожного движения.» в старшей группе
«Знай и запоминай! Правила дорожного движения. » Цель: расширение и закрепление знаний о правилах дорожного движения Формирование знаний, умений и...
Фотоотчет «Подарки своими руками»
На нашем сайте очень много талантливых и креативных педагогов, маамовцев, идеи которых манят меня ежедневно заходить на сайт и вдохновляться! Благодаря Вам и...
Фотоотчет «Новогодние поделки»
Фотоотчет новогодних поделок родителей и детей «Новогодняя сказка» Цель: привлечь родителей к совместному творчеству с детьми в изготовлении поделок....
Зимние постройки
Главное в работе ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Успешное осуществление этой работы...
Поделка-поздравление для наших пап
Здравствуйте дорогие друзья . В детском саду я работаю 29 лет. В данный момент в младшей группе. Сложилась традиция поздравлять с 23 февраля всех...