Тамара Коренькова
Проект «Бессмертный полк»
▼ Скачать + Заказать документы
УЧИТЕЛЬ. СОЛДАТ. ПОЭТ.
Если судьба забросит Вас в поселок Верхнебаканский, что раскинулся на склонах гор по обе стороны железнодорожной станции в 15 километрах от города-героя Новороссийска, посетите поселковое кладбище. Ваше внимание обязательно привлечет один из гранитных памятников тем, что какая бы ни стояла погода, у его подножия всегда лежат живые цветы. На мраморной плите высечены строки:
«… И на меня Отчизна не в обиде:
я был солдатом в праведном строю,
её хотел счастливой, вольной видеть,
Публикация «Проект „Бессмертный полк“» размещена в разделах
грустил о ней, в стихах о ней пою».
Здесь лежит Солдат, Учитель, Поэт, Человек – сумевший совместить биение своего сердца с биением сердца Родины, Человек, растворивший свою судьбу в истории страны и сам ставший историей.
Наверное в жизни каждого человека есть эпизод, который ярко и щедро, как луч прожектора, освещает всю его судьбу, его суть, его устремления. Свой жизненный путь мой прадед определил для себя ясно и твердо – хочу быть учителем литературы. После института распределили в одну из школ Орловщины. Все складывалось, как мечталось. Когда грянула война, прадеду было 27 лет. Он прошел все от первого и до последнего дня. Был артиллеристом-разведчиком. Старший сержант Кореньков писал:
«Пронес я боль
кровоточащей раны.
От волжских и до
эльбских берегов».
В его стихах военных лет есть все – и боль за свою любимую Родину, и клятва верности Отчизне, и горечь утрат, и гордость за отважный свой народ, и крепкая фронтовая дружба, воспоминания о матерях, женах, детях, оставшихся в тылу. А о себе он писал:
«Сто привилегий было мне
Быть первым под огнем».
Представьте себе молодого воина, чей путь прошел через кромешный ад войны, познавшего горечь утрат 41-го и победное полыхание салюта 45-го.
Между этими двумя этапами были вязкие колеи фронтовых дорог, походы, когда ноги наливаются тяжестью, ночи, ослепшие от огня, шквалы пулеметов, срезающие кусты, секущие людей.
В такой обстановке, можно забыть все на свете, возможно лишь жить одним: отбить атаку врага, пройти минное поле, ворваться в окоп противника. И все же старший сержант Петр Кореньков в своем походном рюкзаке носил не только хлеб и пачку махорки, нашел он и место для портрета любимого поэта – Владимира Маяковского.
Пожалуй, никто не удивиться, узнав, что крестьянский мальчик, живший под Курском, где заливаются знаменитые соловьи, пишет стихи: что село Бехтеевка, окруженное бело-розовым морем гречихи, кажется ему самым красивым уголком в мире. Здесь очевидно и зародилась любовь прадеда к литературе, к поэтическому слову.
Перенесемся на далекий Одер, скованный февральским льдом 1945 года. Переправы нет. Среди гвардейцев форсировавших реку, захвативший небольшой плацдарм, Петр Кореньков. Он пробрался на колокольню. С ней открывался широкий обзор, и артиллерийскому разведчику предстояло передавать на батарею, оставшуюся на противоположном берегу Одера, данные о противнике.
Поначалу колокольня казалась надежным укрытием. Но так длилось недолго. Гитлеровцы, придя в себя после внезапного удара, провели отчаянное наступление на плацдарм.
Кореньков сообщал данные. Снаряды обрушивались в самую гущу скоплений врага.
Оборвалась связь. Прадед не покинул свой пост. Ожила связь. Заговорили громовые стволы гаубиц. Гитлеровцы не сбросили свой десант в реку, откатились, открывая путь к Германии на Берлин.
Ни минуты Петр Кореньков не сомневался в победе Советских войск над немецко-фашистскими захватчиками:
«…стихи мои – птенцы крылатой бури,
Вас я пронес через огонь и дым.
В тревожный год сурово брови хмуря,
С друзьями шел и верил: – Победим!»
Старший сержант, артиллерист-разведчик Перт Васильевич Кореньков участвовал в обороне Сталинграда, форсировал реки Вислу и Одер. За свою храбрость, железную волю был награжден орденом Славы 3 степени – славной наградой защитников Родины.
День Победы прадед встретил в Берлине 2 мая 1945 года.
В этот день он написал стихи:
«…Берлин, Берлин
Флажки на перекрестках…
Ворота Бранденбургские видны…
Легко снуют проворные трехоски
С ветвистой маскировкою войны.
Так жми же, жми
Мой Белорусский первый!
От радости захватывает дух,
Шарахались испуганные перья –
Империя спесивой затхлый дух.
С окон, с балконов – снегопады флагов,
Тоскующие вздохи стариков.
Над вздутой верхотурою рейхстага
Наш красный стяг
Всем виден далеко!
По сторонам кирпичные обломки,
Над мостовой – трамвайный трос когтист,
Пускай о том в стихах прочтут потомки,
Как воевал их дед – артиллерист.»
По возвращению с фронта в 1946 году Петра Васильевича отправили на юг – в поселок Верхнебаканский. Должностей в средней школе № 14 ему предоставили стазу две: директором и учителем русского языка и литературы. Только школы тогда по существу еще не было, враги все разрушили. Пришлось начинать с нуля. Кореньков вместе с учениками сколачивал парты, добывал книги и тетради, готовил наглядные пособия. Думал и о том, как накормить детей. Многие из них сидели на уроках голодными. Надо было решать вопрос и об отоплении школы. Директору вместе с учениками и другими учителями приходилось ходить в лес за дровами.
Возглавлял школу №14 Петр Васильевич почти 30 лет. Он сумел преобразить не только школу, но и весь поселок.
Много лет Петр Васильевич Кореньков справлялся с трудной и почетной обязанностью учителя и директора школы, был внештатным кореспондентом местной газеты "Новороссийский рабочий". В 1971 году его заслуги были справедливо отмечены правительством: он был награжден орденом Ленина – самой почетной наградой советского времени.
Стоя у могилы прадеда, с гордостью думается о том, что прожил он счастливую жизнь, сумев разделить с Родиной все её беды, не запятнав своей совести перед людьми, не отступив от ценностей, которые свято чтил.
Он прошел по дорогам войны, отстояв независимость и счастливое будущее своей Родины. Он родился поэтом и прожил жизнь по законам красоты. Он стал Учителем с большой буквы, успевая дарить тепло не только своим детям, но и ребятам, которых учил. Он был прекрасным семьянином, сыном, мужем, отцом, дедом.
Юрий Кореньков (правнук)