Вечеркова Евгения
Блиц-турнир по математике 4 класс с использованием регионального компонента Приморского края
▼ Скачать + Заказать документы
Основная часть
Нестандартный урок математики - "Математический турнир".
Вид урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Класс : 4 «А»
Дидактическая цель: повышение интереса к интеллектуальной деятельности за счёт закрепления изученного материала.
Задачи:
Публикация «Блиц-турнир по математике 4 класс с использованием регионального компонента Приморского края» размещена в разделах
- Математика, 4 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Приморский край
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными ранее; их систематизация с использованием регионального компонента;
- развивающие: развивать пространственное мышление, умения прикидывать и прогнозировать, сравнивать и строить предположения, приводить аргументы в свою пользу, формулировать выводы, строить планы и алгоритмы, развивать внимание, эрудицию;
-воспитательные: воспитывать общую культуру (понятия о доброте, взаимопомощи, милосердии, познавательный интерес, развивать коммуникативные навыки при работе в группах; создать условия для реальной самооценки учащихся.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: компьютер учителя, проектор, презентация к уроку;
Раздаточным материал : карточки, пазлы, игра «Ромашка».
Формируемые универсальные учебные действия:
личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование мотивации изучения математики при работе с текстовыми задачами;
познавательные: изучение и поиск решения задач, формирование учебной самостоятельности;
регулятивные: формирование умения самостоятельной работы по алгоритму, осуществление выбора наиболее эффективного способа решения задач;
коммуникативные: умение работать в сотрудничестве со своими сверстниками, учителями; умение корректировать свои действия в процессе коммуникативной деятельности на уроке математики.
Ход урока:
Доброе утро, ребята! У нас сегодня не совсем обычный урок, а математический турнир. Вы готовы к математическому турниру? (Ответы детей)
Готовы, тогда для работы нам сегодня понадобятся:
Чуткие уши, внимательные глаза, сообразительные головы и конечно же хорошее настроение! А какое у вас сегодня настроение – покажите! (Дети поднимают палец вверх или вниз). Хорошее настроение – у всех!
Ребята, я хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своей вы довольны остались,
Чтоб каждый из вас ощутил свой успех!
Чтоб этот урок порадовал всех!
Ребята, сейчас методом жеребьёвки мы разобьём класс на 2 команды. В каждой команде вы выберете капитана и придумаете название.
Разминка «Ромашка».
Формируемые универсальные учебные действия:
личностные: формирование мотивации изучения математики при работе с текстовыми задачами;
регулятивные: осуществление выбора наиболее эффективного способа решения задач;
коммуникативные: умение работать в сотрудничестве со своими сверстниками, учителями; умение корректировать свои действия в процессе коммуникативной деятельности на математическом турнире.
Формирование финансовой и читательской грамотности.
Каждому ученику по одному лепестку. За правильный ответ – 1 балл. Если не отвечает. То право ответа передается другой команде.
Вопросы на лепестках:
1 команда : 2 команда:
Назови сумму чисел 400000 и 930.. Назови сумму чисел 300000 и 650
Назови разность чисел 120000 и 65000 Назови разность чисел 190000 И 75000
Назови произведение чисел 32000 И 2 Назови произведение чисел 24000 И 2
Назови частное чисел 900000 И 10 Назови частное чисел 700000 И 10
45000 увеличили на 1200. Сколько получили? 83000 увеличили на 1700. Сколько получили?
39000 уменьшили на 2500. Сколько получили? 25000 уменьшили на 3500. Сколько получили?
Задуманное число увеличили в 4 раза и получили 280000. Какое число задумали? Задуманное число увеличили в 3 раза и
получили 240000. Какое число задумали?
Катя потратила на конфеты 10 монет по 5 рублей, что на 30 рублей больше, чем Оля. Сколько рублей потратила Оля? Боря потратил на мармеладки 5 монет по 10 рублей, что на 10 рублей больше, чем Вася. Сколько рублей потратил Вася?
Подведение итогов за разминку.
1 Конкурс : «Величины, величины, величины»
Формируемые УУД:
личностные: формирование мотивации изучения математики при работе с величинами;
познавательные: изучение и поиск решения задач, формирование учебной самостоятельности;
коммуникативные: умение работать в сотрудничестве со своими сверстниками, учителями; умение корректировать свои действия в процессе коммуникативной деятельности на математическом турнире.
Использование регионального компонента и формирование читательской грамотности.
Команде выдаётся лист с заданием, нужно на скорость перевести единицы измерения. После того как ребята выполнили задание листочки с ответами передаются членам жюри. За каждый верный ответ– 1 балл. Команде выполнившей быстрее задание, прибавляется ещё один балл.
1 команда :
5 км 200м = ….….…м
3 ч 10 мин =…мин
2 кг 360 г = …. г
5 т 300 кг =….….…кг
7 ц 20 кг= ….…. кг
1 ч 15 мин = .….…мин
35000 м = ….…. км
Река Уссури имеет длину 897 километров, а река Арсеньевка -314 километров. На сколько километров река Уссури больше, чем река Арсеньевка?
___
2 команда:
6 км 300м = ….….…м
2 ч 20 мин =…мин
7 кг 400 г = …. г
3 т 700 кг =….….…кг
4 ц 80 кг= ….…. кг
1 ч 25 мин = .….…мин
27000 м = ….…. км
Река Бикин имеет длину 560 километров, а река Партизанская - 142 километра. На сколько километров река Бикин больше, чем река Партизанская? ___
Члены жюри проверяют, подводят итоги за первый конкурс, проходит работа с командами.
Формирование глобальной компетенции через региональный компонент.
Ребята, при выполнении 1 конкурса «Величины» у вас была задача про реки.
Кто сможет назвать их? ( Ответы ребят: Уссури, Бикин, Арсеньевка, Партизанская).
В каком крае протекают эти реки? (Приморском крае)
Какая экологическая проблема связанна с реками? ( Ответы ребят: загрязнение отходами, слив сточных вод с предприятий, машинное масло или топливо)
Какой вклад вы сможете внести для защиты рек? ( Ответы детей:
Подведение итогов за конкурс : «Величины».
2. Конкурс капитанов:
Формируемые УУД:
личностные: формирование мотивации изучения математики при работе с текстовыми задачами;
познавательные: изучение и поиск решения задач, формирование учебной самостоятельности;
регулятивные: формирование умения самостоятельной работы по алгоритму, осуществление
выбора наиболее эффективного способа решения задач.
Формирование читательской и математической грамотности.
Капитанам выдаётся лист с задачей, нужно внимательно прочитать, правильно решить и записать. После того как ребята выполнили задание члены жюри проверяют. За верно решённую задачу– 5 баллов.
Реши задачу с обратной стороны доски с пояснениями:
Во Владивостоке завершился спортивный марафон. Первый и второй спортсмен пробежали расстояние 14890 метров, во второй и третий спортсмен пробежали расстояние 16780 метров. Всего на этой дистанции они пробежали 24500 метров. Сколько метров пробежал каждый спортсмен?
Образец (один из способов) :
1) 24500-14890=9610 (м)- пробежал третий спортсмен
2) 14890-9610=5280 (м)-пробежал второй спортсмен
3) 24500-16780=7720 (м) – пробежал третий спортсмен
Ответ:9610метров,5280 метров,7720 метров.
В то время, когда капитаны решают свою задачу, ребята из команд выполняют задания следующего конкурса: «Отгадай слово».
3. Конкурс «Отгадай слова» :
Формируемые УУД:
личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование мотивации изучения математики при работе с примерами;
регулятивные: формирование умения самостоятельной работы по алгоритму, осуществление выбора наиболее эффективного способа решения примеров;
коммуникативные: умение работать в сотрудничестве со своими сверстниками, учителями; умение корректировать свои действия в процессе коммуникативной деятельности на уроке математики.
Формирование читательской и математической грамотности.
Команде выдаётся лист с заданием, нужно на скорость решить примеры и отгадать слова. После того как ребята выполнили задание листочки с ответами передаются членам жюри. За каждый верный ответ– 1 балл. Команде выполнившей быстрее задание, прибавляется ещё один балл.
22517
д 64600
о 483000
б 20722
р 976000
ы 993180
е
22517
д 993180
е 82470
л 315130
а
РЕШИ ПРИМЕРЫ И ЗАПИШИ БУКВЫ В ТАБЛИЦУ :
200000-135400 0
35080 + 47390 А
39000 – 18278 Р
820350 +172830 Е
127000 + 356000 Б
640130 – 325070 Л
549000 +427000 Ы
45000 – 22493 Д
Ребята, какие слова были у вас зашифрованы? (Добрые дела.)
Зачем нужно совершать добрые дела или поступки? ( Ответы детей: мы становимся добрее, добро возвращается добром)
Подведение итогов за конкурс : «Отгадай слова».
Формируемые УУД:
личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
В то время пока члены жюри проверяю и подводят итоги за третий конкурс, проходит анализ конкурса капитанов. Задача выводится на электронную доску.
Члены жюри подводят итог по конкурсу капитанов.
Читается вслух задача.
Ребята, о ком задача? (О спортсменах)
Ребята, что нужно сделать, чтоб участвовать в спортивном марафоне и победить.
( Ответы детей: вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься спортом, чтобы быть здоровыми).
Чтобы быть нам здоровыми и сильными, нужно на каждом уроке делать физкультминутку.
Физкультминутка на все группы мышц + разминка для глаз.
4. Конкурс: «Добрые поступки».
Формируемые УУД:
личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
коммуникативные: умение работать в сотрудничестве со своими сверстниками, учителями; умение корректировать свои действия в процессе коммуникативной деятельности.
Команде выдаётся лист «Добрые поступки», нужно команде за 1 минуту записать как можно больше добрых дел и поступков. решить примеры и отгадать слова. После того как ребята выполнили задание, ребята зачитывают свои ответы. Листочки с ответами передаются членам жюри. За каждый верный ответ– 1 балл. Команде выполнившей быстрее задание, прибавляется ещё один балл.
Подведение итогов за конкурс : «Добрые поступки»
5. Конкурс : «Пазлы добрые поступки».
Формируемые УУД:
личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
коммуникативные: умение работать в сотрудничестве со своими сверстниками, учителями; умение корректировать свои действия в процессе коммуникативной деятельности.
Формирование глобальной компетенции через личностные результаты.
Командам выдаются пазлы, нужно на скорость собрать картинку. После того как ребята выполнили задание члены жюри. За правильно составленную картинку – 3 балла. Команде выполнившей быстрее задание, прибавляется ещё один балл.
Составление картинок из пазлов
Подведение итогов за конкурс : «Пазлы добрые поступки».
-Ребята, совершайте добрые дела и поступки. «Пусть свет добра вашей души освещает всё вокруг!»-Анна Скляр.
6. «Блицтурнир».
Формируемые УУД:
познавательные: изучение и поиск решения задач, формирование учебной самостоятельности
выбор удобного способа для устных вычислений, решение текстовых задач;
личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий.
Развитие функциональной грамотности, работа с региональным компонентом
Каждый ученик может поднять руку на скорость и дать правильный ответ и принести команде – 2 балла.
Каждая задача отображается на слайде.
Рыбак на озере Ханка в первый день поймал 1кг рыбы, во второй день вдвое больше, чем в первый, а в третий день вдвое больше, чем во второй. Сколько всего рыбы поймал рыбак?
Ответ: 7 кг.
2. Крышка стола имеет четыре угла. Если один угол отпилить, сколько будет углов у крышки?
Ответ: 5.
3. Человек Рассеянный лег спать в 7.00 вечера в квартире на улице Бассейной, заведя будильник на 8.00 с тем, чтобы встать утром. Сколько часов он проспал?
Ответ: 1 час.
4. Из чисел 22,18,30,26,3,12,8,16,6,27 подберите такие три числа, сумма которых равна 50.
Ответ: 30,12,8.
5. Сколько квадратов на чертеже?
Ответ: 14.
6. Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина- Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?
Ответ: Владимир Николаевич.
7. В среднем скорость ходьбы взрослого человека равна 7 км/ч. Сколько метров в этом случае проходит человек за одну минуту?
Ответ:100 м.
8. Семья Николаевых живет в квартире № 54 многоподъездного 5-этажного дома. На каждом этаже находится по 4 квартиры. На каком этаже живут Николаевы?
Ответ: на 4-ом этаже.
9. Шерлок Холмс решил составить шифр в виде трехзначного числа, в котором цифры будут различными. Сколько таких различных шифров может составить Холмс из цифр: 7,8,9. Выпиши эти шифры.
Ответ: 6; 789,798,879,897,978,987.
10. Дипломат очень бережёт своё время, рассмотри таблицу и выбери наименьшее время пути из села Чугуевка в город Владивосток.
Ответ: 5ч 10 мин
Рейс Отправление Прибытие в г. Владивосток
1. Чугуевка-Владивосток 15: 45 20:55
2. Чугуевка-Владивосток 14: 35 20:10
Итог урока:
Жюри подводит итоги турнира. Объявляется команда победителей. Награждается кубком за первое место с фамилиями участников, находится будет в классном уголке до следующего математического турнира.
Рефлексия( 3 минуты)
Каждому участнику турнира необходимо описать свои чувства за игру используя только два слова.
Практические результаты.
Год,
класс Кол-во Умение выделять главное в учебной информации Умение сопоставлять,
сравнивать Умение использовать полученные знания в новых условиях Умение
осуществлять
самоконтроль
в учебной работе
2020-2021
3 класс
1 полугодие 20 10 9 11 11
2020-2021
3 класс
2 полугодие 20 12 13 13 12
2021-2022
4 класс
1 четверть 20 13 15 15 14
Вывод: данные комплексных проверочных работ дают возможность судить о положительной динамике сформированности метапредметных результатов.