Папки-передвижки

Занятие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Ирина Калашникова
Занятие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

МДОАУ Детский сад № 13 «Солнышко»

с. Крестовоздвиженка

Открытое занятие

Разработала и провела:

Воспитатель:

Калашникова И. С.

2012г.

Цель:

Закрепить умение определять местоположения звука в словах.

Упражнять в звуковом анализе слов.

Тренировать в конструировании букв и чтении слов, состоящих из одного – двух слогов.

Работать над лексическим значением слов.

Публикация «Занятие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Материал и оборудование: Корона (волшебная, три набора предметных картинок макетов самолет, диван. На доске за закрытыми шторами – вырезанные из картона паровоз и вагоны с окнами. Картинки (с кармашками для фишек) на которых изображены лиса, кот, слон, лось. Фишки для звукового анализа слов (красный, синий, зеленый). Материал для конструирования букв (пластилин, нитки, счетные палочки). Три буквенных конструктора, три фланелеграфа. Аудиозапись паровозного гудка и стука колес поезда. На каждого ребенка сигнальная карточка, карточная буква на тесемке, чтобы можно было повесить ребенку на шею.

Ход занятия

Воспитатель: сегодня я расскажу вам сказку. В одном волшебном городе живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть, как они называются? (гласные звуки) Другие при произношении встречают преграду, какие эти звуки? (согласные звуки). Третьи состоят из одного шума, поэтому они целый день ворчат и шипят. Как они называются? (шипящие звуки).

- В этом сказочном городе живет добрая волшебница. Она очень любит играть со звуками в одну игру. Давайте и мы поиграем. Для этого нужно выбрать того кто исполнит роль волшебницы. (выбираем девочку, которая одевает корону, а остальным детям раздаем сигнальные карточки. Волшебница покажет вам карточки и назовет изображенные на них предметы, а вы должны услышать, где – в начале слова, в середине или конце – находится [ м] и просигналить карточкой. Волшебница показывает одну за другой карточки с предметами в названии которых есть звук [ м] и следит за правильностью выполнения задания при помощи воспитателя. Затем карточки со звуками [и] и [о].

- Звуки из сказочного города любили путешествовать и у них был даже свой паровозик с чудесными вагончиками. Воспитатель раздвигает шторки на доске. Сегодня в путешествие отправляются звуки из слов – кот, лиса, лось, слон. Каждому звуку надо купить билет – синий, красный или зеленый.

В окно одного из вагончиков вставляю карточку с кармашками, на которой изображен лось. Кто едит в вагоне? (лось) правильно, какой звук в этом слове первый? (твердый согласный звук [л]). Обозначаем его синей фишкой (вставляем фишку в первый кармашек). Какой звук второй? (гласный звук [о], его можно петь). Обозначим его красной фишкой (вставляем фишку во второй кармашек). Какой звук в слове лось последний (мягкий согласный звук [с]). Обозначим его зеленой фишкой (вставляем фишку в третий кармашек) Молодцы! Для остальных звуков вы самостоятельно расставьте фишки – билетики. Делим, детей на три группы и каждая получает, картинку с кармашками. После проверки выполнения задания воспитатель размещает картинки в окнах вагонов.

- Садитесь на стульчики и закройте глаза, представьте, что вы едите в поезде (включаем аудизапись). За окном мелькают леса, поля, города, озера. Но вот поезд остановился у озера, все выходят из вагонов. Ой! Какое яркое солнце! Как трудно смотреть (закрываем глаза). Давайте попробуем поморгать (дети моргают то одним, то другим глазом).

- Там в вдали я вижу грот. Вы знаете, что это такое? (ответы детей) грот это большая пещера в горе с узким входом. Давайте пройдем туда, посмотрим. (отправляются в ту часть группы, где расположены три фланелеграфа. На них выложены буквы и у каждой не хватает одного или несколько элементов.

- Смотрите! Это все проделки злого гнома! Он превратил звуки в буквы, но у каждого из них отнял один или несколько элементов. Помогите буквам, найдите недостающие элементы! Делит детей на три группы. Дети подгруппами восстанавливают буквы.

-Молодцы! Я знаю, что вы умеете конструировать буквы из разных материалов. Какие материалы можно для этого использовать? (веревочки, пластилин, счетные палочки). Предлагаю всем попробовать сейчас сконструировать буквы в память о нашем путешествии. Дети выбирают материал и конструируют буквы.

- За фланелеграфами что – то лежит! (буквы). Это подарок доброй волшебницы (дети выбирают буквы и вешают себе на грудь).

Теперь пора возвращаться домой (все садятся на стульчики). Чтобы дорога не казалась долгой, поиграем в живые буквы. Я называю любое слово, а вы должны выйти ко мне с соответствующими буквами и составить слово. Остальные читают слово, которое получилось и попытаются объяснить его значение 9воспитатель помогает). Можно использовать короткие слова, например, оса, ум. ухо, ау, шум. После игры включаем аудизапись паровозного гудка.

- Вот и закончилось наше путешествие в сказку и на память у вас остались буквы, подаренные доброй волшебницей. Ребята вы можете их оживить, превратить в веселых человечков, зверей, растения. Знаете как? Очень просто, дорогие ребята, просто мы дорисуем глаза, косички, хвостики. Фломастеры и карандаши лежат на столах, и вы можете взять, все, что вам понадобится для рисования, но одно условие! Вы берете с того стола, на котором лежит фишка, соответствующая звуку, с которого начинается ваше имя. Например, первый звук в имени МАРИНА – твердый звук [м], значит, Марина будет искать стол с синей фишкой.

Желаю вам творческих успехов!

Публикации по теме:

Игры для автоматизации звуков в слогах, словахИгры для автоматизации звуков в слогах, словах "пальчики загибай, слог (слово) называй". Ребенок проговаривает слог (слово) с поставленным звуком и загибает пальчики. "прошагай слог".

Конспекты логопедических занятий по автоматизации звука [ц] Звук «Ц»: ставится по подражанию, от сочетания звуков «тс». Занятие 1 1. Звук «Ц» - многократное произнесение. 2. Автоматизация звука «ц».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 декабря 2014 в 10:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД