Любовь Меркурьева
Блоки З. Дьенеша в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Самая важная задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются разнообразные развивающие игры, но не все они позволяют комплексно формировать у ребенка ключевые мыслительные умения. В своей работе я использую эффективное пособие - логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики, но и даёт ребёнку возможность проявить творчество.
Публикация «Блоки З, Дьенеша в развитии дошкольников» размещена в разделах
Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем.
Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.
Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.
Начинать игровые занятия с комплектом Дьенеша необходимо уже с младшими дошкольниками — детьми четвёртого года жизни. Вначале просто познакомить малышей с пособием — дать перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. После можно предлагать дошкольникам простейшие задания : к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы (понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине. На первом этапе (младшая группа) ребята оперируют только одним свойством (например, цвет, на следующем же (в среднем возрасте) осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства. Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями.
В целом задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:
1. Задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать).
2. Тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам.
3. Развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения.
4. Отрабатывающие способность совершать логические операции — построение алгоритмов.
Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.
Хорошо, если воспитатель сумеет заинтересовать и родителей упражнениями с логическим комплектом Дьенеша, продемонстрировав элементы методики на одном из собраний. Ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут заниматься с ребёнком дома, то и образовательный процесс в детском саду станет более эффективным.
Разновидности игр и занятий с набором Дьенеша
Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:
• занятия (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
• игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
• деятельность в свободное от занятий время (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).
Занятия по ФЭМП
Чаще всего я блоки Дьенеша использую в содержание занятий по ФЭМП. А иногда на коммуникативных занятиях. Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках героев. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.
За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки.
Блоки Дьенеша можно включить и в занятие по ознакомлению с окружающим миром для лучшего усвоения материала
Большой интерес у детей представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша. Их также можно взять за основу занятия (область «социализация»). Например, играя в «Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах — их символическими свойствами. Дети заходят в отдел игрушек. У каждого покупателя есть только 2 «денежки» (фигуры). При покупке должно выполняться важное условие: приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один параметр блока (например, жёлтый или круглый и т. п.). В старшем дошкольном звене игра усложняется.
Таким образом, игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат детей не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов.